Алгоритм увеличения уставного банковского капитала с участием иностранных инвесторов

Антонова И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В соответствии с правительственной Программой “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России по стабилизации социально-экономического положения в стране”, одобренной Правительством РФ и Советом директоров Центрального Банка в октябре 1998 г., перед многими российскими банками встал вопрос об увеличении уставного капитала. В число экономических нормативов деятельности банков, утвержденных Указанием ЦБ России № 567у от 27.05.99 г., входит рекомендуемый уровень уставного капитала банка в размере 1 млн. ЕВРО как минимально необходимый для осуществления им финансово-хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранные инвесторы, уставный капитал



В соответствии с правительственной Программой “О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России по стабилизации социально-экономического положения в стране”, одобренной Правительством РФ и Советом директоров Центрального Банка в октябре 1998 г., перед многими российскими банками встал вопрос об увеличении уставного капитала. В число экономических нормативов деятельности банков, утвержденных Указанием ЦБ России № 567у от 27.05.99 г., входит рекомендуемый уровень уставного капитала банка в размере 1 млн. ЕВРО как минимально необходимый для осуществления им финансово-хозяйственной деятельности. Это положение должно обеспечить экономическую стабильность за счет поддержания ликвидности и платежеспособности банка, а также возможность регулирования риска при совершении банковских операций.

Кроме того, в случае невозможности погашения задолженности иностранным кредиторам, можно будет не применять санаций и не привлекать дополнительных инвестиций, так как увеличение уставного капитала банка в качестве реструктуризации его обязательств станет единственной альтернативой банкротству.

Процедура увеличения уставного капитала коммерческого банка регламентирована следующими законодательными актами Правительства и нормативными документами Центрального Банка России:

1) Федеральными законами Российской Федерации от 26.12.95 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” и от 02.12.90 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности”;

2) Инструкцией Центрального Банка России от 23.07.98 г. № 75-И “О порядке применения Федеральных Законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности”.

Рассмотрим, как можно оптимально провести процедуру увеличения уставного капитала отечественного банка с участием иностранных инвестиций.

Заранее предполагается, что кредитная организация является акционерным обществом (т.е. увеличение уставного капитала происходит за счет очередной эмиссии акций банка) и между банком и нерезидентом достигнута принципиальная договоренность о вхождении нерезидента в состав членов данного акционерного общества. При этом акции банка, выпущенные с целью увеличения уставного капитала, распределяются как среди старых, так и новых участников банка в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:

а) письмом Министерства финансов РФ от 03.03.92 г. № 3 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации”;

б) инструкцией Министерства финансов РФ от 03.03.92 г. “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ” (с изменениями, внесенными письмами от 27.01.93 г. № 5, от 04.02.93 г. № 7, от 15.11.93 г. № 132);

в) инструкцией ЦБ РФ от 17.09.96 г. № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории РФ (с дополнениями в редакции указаний ЦБ России от 23.11.98 г. № 417-У, от 20.08.99 г. № 628-У; от 03.04.2000 г. № 768-У; от 03.04.2000 г. № 769-У).

Разработанный алгоритм процедуры увеличения уставного капитала акционерного банка с участием иностранных инвестиций включает в себя шесть этапов.

Первый этап. Получение предварительного разрешения Центрального Банка России на увеличение уставного капитала банка за счет средств нерезидентов.

Данная процедура должна проводиться в соответствии с положением “Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов”, утвержденного Приказом ЦБ России № 02-195 от 23.04.97 г. (в редакции указаний ЦБ РФ от 22.06.99 г. № 585-У; от 24.06.99 г. № 586-У).

Отметим, что получение указанного разрешения носит временный характер и связано с применением (до принятия соответствующего Федерального закона) квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации, установленной Советом директоров Центрального Банка России. При этом следует помнить, что в процессе рассмотрения вопроса о выдаче разрешения будут учитываться:

- уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;

- финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов;

- размер иностранных инвестиций в банковской системе России, направленных до этого из государств, являющихся местом постоянного пребывания ваших зарубежных учредителей;

- характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и государствами ваших партнеров;

- очередность подачи заявлений.

Кроме того, надо знать, что Банком России имеет право применить меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций, осуществленных в банковскую систему Российской Федерации учредителями-нерезидентами с местом их регистрации в государствах, имеющих льготный налоговый режим и отсутствие тарифных методов таможенного регулирования.

На основании п. 6, 7, 8 Главы 2, указанного Положения, банк представляет в центральный аппарат Банка России следующие документы:

1. Заявление-ходатайство о выдаче предварительного разрешения на увеличение уставного капитала банка за счет средств нерезидента с изложением существа вопроса (уровень увеличения уставного капитала, название, страна места расположения, почтовый адрес нерезидента, предполагаемая доля участия нерезидента в уставном капитале, краткие сведения об учредителях данного нерезидента).

2. Заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил по критериям, изложенным в Письме ЦБ РФ от 29.05.2000 г., № 113-Т “О представлении заключения федерального антимонопольного органа при получении предварительного согласования Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации”.

3. Копии учредительных документов договора и устава нерезидента;

4. Копию решения директора компании-нерезидента об участии в уставном капитале банка на территории Российской Федерации;

5. Копию свидетельства о регистрации компании-нерезидента;

6. Балансы за 3 последних года деятельности нерезидента.

При этом следует указать, что все документы, касающиеся нерезидентов, должны быть в установленном порядке легализованы. А именно, все копии должны быть нотариально заверены и апостилированы (т.е. приведены в соответствие требованиям, установленным в Российской Федерации), а балансы подвергнуты аудиторской проверке и также апостилированы.

После этого указанный перечень документов направляют в территориальные учреждения ЦБ России, если в результате увеличения уставного капитала нерезидентам будет принадлежать до 1% долей в уставном капитале кредитной организации. Если же нерезидентам будет принадлежать более 1%, то документы направляются в центральный аппарат Банка России.

В соответствии с указанным Положением, процедура предварительного согласования и получения банком разрешения на увеличение уставного капитала за счет средств нерезидентов может продолжаться до 60 дней.

Второй этап. Получение заключения федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил (то есть заключения Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).

Данное согласование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 г. № 194 “Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций”.

В Постановлении утвержден основной критерий обращения финансовых организаций в федеральные антимонопольные органы (при совершении сделок по приобретению более 10% активов или более 20% акций финансовой организации).

В отношении кредитных организаций дополнительным условием является уровень уставного капитала, превышающий 160 млн. рублей. Если уставной капитал банка не превышает 160 млн. рублей, данное согласование носит уведомительный характер.

Однако в соответствии с Положением “О порядке представления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке банковских услуг”, выпущенного в соответствии со статьей 32 Закона РФ “О банках и банковской деятельности”, и утвержденного Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП РФ) № 100 от 22.06.97 г. (в редакции Приказа МАП от 11.03.99 г. № 71) для получения заключения антимонопольного органа необходимо представлять ходатайство в МАП РФ в следующих случаях:

‑ если кредитной организацией осуществляется выпуск собственных акций (направляется ходатайство “О согласовании выпуска акций”);

‑если кредитная организация подвергается реорганизации (слияние, присоединение).

При этом следует учесть, что ходатайства кредитных организаций с уставным капиталом до 2 млрд. рублей направляются в территориальные органы МАП России по месту нахождения кредитных организаций, а более 2 млрд. рублей – в МАП России.

Третий этап. Получение предварительного согласования ГУ ЦБ РФ на участие в уставном капитале банка средств нерезидента

Эта процедура опирается на установленный порядок согласования с ГУ ЦБ РФ сделок по купле-продаже любой кредитной организацией более 20% общего объема своих акций. Данное согласование отражено в главе 5 Инструкции ЦБ РФ от 23.07.98 г.№ 75-И, без которого сделка считается недействительной. Поэтому получение предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов будет являться частным случаем выполнения требований данной Инструкции.

Процедура получения такого разрешения разработана ЦБ России в Положении “Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов”, которое утверждено Инструкцией № 437 от 23.04.97 г. (в редакции ЦБ РФ от 22.06.99 г. № 585-У; от 24.06.99 г. № 586-У).

Таким образом, первый и третий этапы предлагаемой схемы производятся на основании одних и тех же указаний Центрального Банка РФ, но с учетом территориального деления структуры аппарата Центрального Банка РФ и места нахождения кредитной организации.

Четвертый этап. Процедура утверждения в Центральном Банке России проспекта эмиссии, а также отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Эта процедура регламентирована Инструкцией ЦБ России от 17.09.96 г. № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации” (в редакции указаний ЦБ РФ от 23.11.98 г. № 417-У; от 20.08.99 г. № 628-У; от 03.04.2000 г. № 768-У; от 03.04.2000 г.№ 769-У).

Пятый этап. После получения уведомления об утверждении проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска ценных бумаг кредитной организации необходимо представить в территориальное управление Центрального Банка России новый список акционеров для регистрации.

Шестой этап. Регистрация в территориальном управлении Центрального Банка России изменения в Уставе акционерного банка на увеличение уставного капитала. (в соответствии со статьями 51, 52 Гражданского Кодекса РФ).

Для более наглядного представления схемы-алгоритма процедуры увеличения уставного капитала акционерного банка с участием иностранных инвестиций предлагается таблица этапов процедуры с указанием законодательной базы и сроков исполнения.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:25:29