О некоторых вопросах развития морских портов Приморского края как базового условия экономического роста

Жередий Ю.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (91), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В Транспортной стратегии Российской Федерации развитие морских портов рассматривается в качестве базового условия социально-экономического роста не только страны, но и ее отдельных регионов. В осуществляемой политике российского государства по развитию Дальнего Востока сделан акцент на радикальную модернизацию и качественное улучшение всей транспортной инфраструктуры, что должно привести к значительному увеличению рабочих мест, объема перерабатываемых грузов в портах.

Ключевые слова: экономика региона, модернизация, Приморский край, морской порт, транспортная инфраструктура, транспортная стратегия Российской Федерации



Жередий Ю.С.

преподаватель кафедры «Мировая экономика» Дальневосточного государственного университета, г. Владивосток

«Мимо острова Буяна…»

О некоторых вопросах развития морских портов Приморского края как базового условия экономического роста

В Транспортной стратегии Российской Федерации развитие морских портов рассматривается в качестве базового условия социально-экономического роста не только страны, но и ее отдельных регионов. В осуществляемой политике российского государства по развитию Дальнего Востока сделан акцент на радикальную модернизацию и качественное улучшение всей транспортной инфраструктуры, что должно привести к значительному увеличению рабочих мест, объема перерабатываемых грузов в портах.

Разработка условий для развития морских портов (МП) уникальна, и строится с учетом их особенностей, сильных и слабых сторон и влияния внешних факторов. Для выживания в конкурентной борьбе МП Приморского края должны расширять ассортимент перерабатываемых грузов, диверсифицировать свою деятельность, т.е. добиваться преимуществ по сравнению с другими портами Дальнего Востока.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности морских портов Приморского края, постоянно изменяющаяся внешняя среда диктуют требования к управлению портами. Острая конкурентная борьба, низкие темпы экономического роста и снижение прибыльности потребовали реструктуризации производства. Этим объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной во всем мире формой концентрации капитала. Причем диверсификация стала актуальна в связи с увеличением степени экономической свободы морских портов Приморского края, расширением конкуренции, а также развитием процесса конверсии военно-промышленного комплекса.

Формирование условий экономического роста в развитии МП Приморского края, определение их целей и задач являются привилегией и обязанностью высшего управленческого звена портов, в то время как реализовывать эти условия приходится сотрудникам структурных подразделений. Значительные трудности для развития МП Приморского края представляет недостаточный обмен информацией между ее руководством и сотрудниками.

Обусловлено это, прежде всего, информационной перегруженностью руководства, что не дает возможности адекватно оценивать информацию и, как следствие, контролировать выполнение стратегических задач. С другой стороны, отсутствие конкретных целей развития у персонала и соответствующей системы мотивации приводят к тому, что исполнители не координируют свои действия с глобальными целями морского порта и не имеют возможности ориентироваться в стратегических установках.

Развитие МП Приморского края как базового условия экономического роста не является самодостаточным. Руководство стремится к достижению стратегических целей и добивается этого путем постановки задач персоналу и контроля над их исполнением. Цепь отношений при реализации такого процесса состоит из двух элементов: взаимодействия руководства и персонала морского порта, представляющих собой цикл управления.

В процессе управления МП одним из важнейших элементов является система, в которой формируется информация о движении активов внутри порта. Эта система должна обеспечивать эффективное планирование целей МП, вести учет результатов его текущей деятельности, отслеживать выполнение плановых показателей и служить основой для принятия корректирующих управленческих решений в случае отклонения от стратегических целей порта. Данная система обеспечивает упорядоченное движение документооборота, тесное взаимодействие структурных подразделений МП и координирует их деятельность для достижения общих целей.

Данная система предполагает ускоренный вариант перехода к стратегическому управлению развитием морского порта и дает возможность оперативно и своевременно проводить корректировки реализации стратегии и текущих планов, что в условиях нестабильной среды существенно повышает конкурентоспособность.

Руководству портов Приморского края необходим инструментарий, который позволил бы наполнить процесс принятия решения адекватной и достаточной информацией. Широкое распространение в практике управления портами экономически развитых стран получили такие инструменты, как система ключевых показателей эффективности деятельности и система сбалансированных показателей. К их числу относят:

‑ грузооборот, как экономический (морской), так и перевалочный (грузопереработка);

‑ количественные показатели (объем погрузочно-разгрузочных работ, общая сумма прибыли);

‑ качественные показатели (фондоотдача, внедрение новых технологических процессов, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов).

Основными факторами развития и успешной реализации системы ключевых показателей деятельности морских портов Приморского края, как базового условия экономического роста, являются следующие:

1. предварительная разработка стратегии, которая является определяющим фактором успеха;

2. определение целей порта с учетом того, насколько достижение поставленной цели увеличивает стоимость его активов;

3. наличие информационной системы, являющейся источником данных и базой для определения ключевых показателей эффективности развития портов;

4. поддержка руководства, изменение стиля корпоративного управления и системы стимулирования персонала.

Кроме этого, морские порты Приморского края имеют следующий круг проблем в своей деятельности и развитии, которые в свою очередь влияют на эффективность и конкурентоспособность морских перевозок:

‑ низкий уровень диверсификации грузовой базы. Работа портов зависит от нескольких групп грузов и поставщиков. Данное обстоятельство обусловливает крайнюю неустойчивость морских перевозок от конъюнктуры мировых сырьевых рынков (уголь, металл, лес, нефть);

‑ низкий уровень производственной специализации портовых комплексов и морских судоходных компаний, ведущих конкурентную борьбу между собой за одну и ту же номенклатуру грузов;

‑ рост числа как российских, так и иностранных морских перевозчиков, которые для завоевания доли грузовой базы проводят демпинговую тарифную политику;

‑ нехватка современных перегрузочных терминалов для быстрой переработки грузов;

‑ различные аспекты сохранности грузов: охрана и безопасность, страхование и гарантии при наступлении страховых случаев, этапы перехода ответственности по Incoterms и процедуры регулирования при возникновении форс-мажорных обстоятельств и т.д.

Помимо этого, для развития МП Приморского края необходимо создать факторные преимущества и институциональные условия, обеспечивающие рост конкурентоспособности портов в борьбе за грузовую базу, а именно:

‑ обеспечить приоритетное развитие портовых комплексов (с углублением специализации) как точек мультипликативного эффекта для всего транспортного комплекса и повышения экономического потенциала края в целом;

‑ повысить устойчивость и ритмичность работы морского комплекса, доступность для региональных операторов и грузовладельцев;

‑ обеспечить снижение совокупных затрат на переработку грузов в портах края;

‑ упорядочить деятельность мелких и средних коммерческих предприятий, осуществляющих морские перевозки, в целях недопущения недобросовестной конкуренции;

‑ обеспечить устойчивую работу социально-значимых пассажирских линий;

‑ увеличить долю региональных транспортных компаний в перевозке грузов, переработанных в портах края в 2008-2010 гг.;

‑ устранить организационные и таможенно-налоговые барьеры для увеличения числа международных туристических судозаходов в порты Владивосток и Находка;

‑ обеспечить привлечение инвестиций в строительство и расширение мощностей портов для международных транзитных грузов – контейнеров, генеральных грузов, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов;

‑ внедрить новые технологии, позволяющие снизить затраты для грузовладельцев по генеральным грузам и повысить сохранность грузов за счет снижения потерь при перегрузке и др.


Источники:

1. Берков В.А. О состоянии и развитии транспортно-экспедиторской деятельности на морском транспорте // Морской транспорт. Сер. «Экономика и коммерческая работа на морском транспорте».- М., 2002.- Вып.9.- С.15-17.
2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятиями на уровне высших стандартов, теория и практика эффективного управления). — М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003. — 368 с.
3. Все грузы России // Морские порты. 2006. № 5. С. 54 – 70
4. Гвишиани Д. М. Предприятие и управление. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. - 332 с.
5. Клейнер Г. Б. Реформа предприятий и многоуровневое стратегическое планирование // Стратегическое планирование и развитие предприятий / - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - С. 80-91
6. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004 – 2010 гг.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:23:08