Модель системы контроллинга для промышленного предприятия

Матвеев В.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (89), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Контроллинг на российских предприятиях в настоящее время является относительно новым направлением управленческой деятельности. Опыт показывает, что многие владельцы и руководители компаний недостаточно ясно представляют, зачем на многих успешных предприятиях в дополнение к уже имеющимся традиционным управленческим службам создается еще одна – служба контроллинга.

Ключевые слова: промышленные предприятия, контроллинг, служба контроллинга



Контроллинг на российских предприятиях в настоящее время является относительно новым направлением управленческой деятельности. Опыт показывает, что многие владельцы и руководители компаний недостаточно ясно представляют, зачем на многих успешных предприятиях в дополнение к уже имеющимся традиционным управленческим службам создается еще одна – служба контроллинга.

Построение модели будущей системы контроллинга (СК) позволит выяснить цель её создания, а также сформулировать стоящие перед ней задачи. Для построения модели СК целесообразно использовать методологию системного подхода, которая позволяет описать:

‑ иерархическое положение СК в более общей системе – системе «промышленное предприятие»;

‑ инструменты, используемые для решения задач контроллинга;

‑ внутреннюю структуру СК, входящие в ее состав элементы и их характеристики (структурная модель СК);

‑ взаимосвязи между элементами СК (процессная модель СК);

‑ критерии эффективности работы СК.

Рассмотрим описание СК как сложной системы более подробно. В наиболее общем виде промышленное предприятие можно представить как совокупность трёх систем:

‑ производственной или операционной системы (ПС);

‑ системы управления (СУ);

‑ информационной системы (ИС).

При такой декомпозиции СК может быть определена как часть СУ, как её подсистема или «оболочка» СУ. Система контроллинга выполняет сервисные функции координации работы функциональных подразделений, методического обоснования наиболее важных управленческих решений. Принятие же самих управленческих решений осуществляется руководителями предприятия, то есть владельцами системы управления.

Целью создания СК является принятие в СУ правильных, обоснованных решений, направленных на достижение глобальных стратегических целей предприятия. Поэтому объектом, или предметной областью, для работы с которой создается СК, является сама СУ предприятием.

Для более полного описания системы контроллинга необходимо определить структурную и процессную модель СК.

Используя аппарат алгебраического описания моделей, структурная модель системы контроллинга формально может быть описана следующим образом:

СК=< А, О, P>, (1)

где A – предметная область СК;

О – множество подсистем СК;

P – множество взаимосвязей между подсистемами СК.

Предметная область СК – это те элементы предприятия, на которые тем или иным образом будет воздействовать СК в процессе своей деятельности. К предметной области СК можно отнести, как минимум, четыре элемента, относящихся к СУ предприятия:

‑ принятую на предприятии систему делегирования управленческих полномочий;

‑ множество задач управления, решаемых на предприятии;

‑ систему управленческой документации;

‑ множество формализованных бизнес процессов.

Система делегирования управленческих полномочий определяет организационную структуру предприятия и зоны функциональной ответственности менеджеров всех уровней пирамиды управления.

Решение множества задач управления предприятием требует использования методик, инструментов и моделей, разработанных в различных областях знаний, а также координации работы специалистов различных функциональных подразделений предприятия.

Специалисты в области контроллинга [4] относят к предметной области СК также существующую на предприятии систему документооборота и формализованные бизнес-процессы, которые в совокупности с множеством задач управления можно объединить в процессно-функциональный комплекс задач управления, решаемых на предприятии.

Действующая на предприятии система делегирования управленческих полномочий в совокупности с процессно-функциональным комплексом задач управления составляют основную часть СУ предприятием. Поэтому с большой долей уверенности можно говорить о том, что СУ является предметной областью и объектом управления для СК.

Контроллера можно рассматривать как специалиста, осуществляющего авторский надзор за правильностью работы всей системы управления предприятием, осуществляющего методическую и координационную поддержку всех функциональных подразделений системы управления предприятия при решении ими всех управленческих задач.

Рассматривая СК как сложную систему, можно выделить ее составные части по принципам однородности решаемых задач, применяемого инструментария или используемых ресурсов (методических, программно-вычислительных, персонала и др.).

Исходя из этого, структурно СК, как одна система, может быть представлена шестью основными подсистемами – пятью инструментальными и одной организационной. Инструментальные подсистемы можно выделить по принципу однородности научных направлений и дисциплин, в рамках которых были разработаны методики и инструменты, используемые при решении соответствующих управленческих задач:

1. стратегический менеджмент;

2. финансовый менеджмент;

3. операционный и производственный менеджмент;

4. процессный менеджмент, системы всеобщего управления качеством, CASE-технологии;

5. инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, проектный менеджмент.

Шестая подсистема – организационная, является службой контроллинга на предприятии и входит непосредственно в состав организационной структуры компании.

Предлагаемое выделение шести подсистем СК носит условный характер и является одним из множеств возможных вариантов структурного представления СК. Однако такое представление подсистем СК обусловлено наличием связи методик и инструментов, используемых в этих подсистемах с исторически сложившимися областями знаний, в которых они были разработаны.

Процессная модель контроллинга ‑ это модель, которая описывает взаимосвязи СК с другими подсистемами более сложной системы – системы «промышленное предприятие».

Можно утверждать, что СК и входящая в ее состав служба контроллинга создаются для того, чтобы на предприятии мог реализовываться процесс контроллинга. Процессная модель контроллинга формально может быть описана следующим образом:

СК=< X, C, R, S , Y >, (2)

где Х – вход в СК или множество документов, данных, поступающих в СК из ПС (вход Х1), из ИС (вход Х2) и из СУ (вход Х3);

С – управление или управляющие воздействия внешней среды на СК. Внешней средой для СК является сама СУ предприятием (СК – подсистема СУ);

R – ресурсы, имеющиеся в СК и необходимые для её функционирования. Это трудовые и материальные ресурсы, которыми располагает служба контроллинга предприятия (R1), а также инструментальное, программное, методическое обеспечение, необходимое для решения задач контроллинга, которое сосредоточено в пяти инструментальных подсистемах СК. Эти ресурсы обозначим как R2, R3, R4, R5, R6;

S – преобразование или алгоритм процесса перехода входа (Input) в выход (Output). Это собственно процесс решения задач контроллинга на предприятии;

Y – выход или выходной «продукт» процесса контроллинга, представляемый в виде документов, обосновывающих и подготавливающих принятие решений на всех уровнях управления. Это результаты решения задач стратегического контроллинга Y1, оперативного контроллинга Y2 и проектного контроллинга Y3.

На следующих этапах разработки процессной модели СК могут быть созданы более детальные процессные модели последующих уровней.

Разработка таких моделей для конкретного предприятия до требуемого уровня детализации позволяет, во-первых, дать руководителям наглядное представление о работе системы контроллинга, а, во-вторых, построить исходную схему для разработки документированных процедур (положений, инструкций), регламентирующих весь процесс контроллинга на предприятии.


Источники:

1. Матвеев С.Г., Матвеев В.С. Проблемы создания системы контроллинга на среднем промышленном предприятии – Контроллинг, № 1 (13) – 2005, с. 8-15.
2. Словарь русско-английских терминов по контроллингу. – Калуга: «Манускрипт», 2005.- 192 с.
3. Математический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1988. – 847 с.
4. Дедов О.А. Управление экономической адаптацией промышленного предприятия. Монография – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002 – 226 с.

Страница обновлена: 17.11.2024 в 13:04:41