Реформирование научно-исследовательского комплекса в рамках современной экономической политики

Бикчантаева А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (103), Декабрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бикчантаева А.И. Реформирование научно-исследовательского комплекса в рамках современной экономической политики // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 12. – С. 3-7.

Аннотация:
Пожалуй, наименее разрешенной задачей реформирования отраслевого устройства экономики является неразвитость, постоянное сокращение и недостаточное использование генерируемых результатов предприятий научно-исследовательского комплекса, которые являются основой инновационного развития. Несмотря на декларирование приоритетности данного направления в многочисленных программах развития отечественной экономики, не было предпринято значимых попыток поддержания и наращивания наукоемкого сегмента. Но в современных экономических системах, характеризуемых удорожанием рабочей силы и замедлением темпов роста, инновации являются едва ли не единственным способом поддержания конкурентоспособности.

Ключевые слова: экономическая политика, научно-исследовательский комплекс



Пожалуй, наименее разрешенной задачей реформирования отраслевого устройства экономики является неразвитость, постоянное сокращение и недостаточное использование генерируемых результатов предприятий научно-исследовательского комплекса, которые являются основой инновационного развития. Несмотря на декларирование приоритетности данного направления в многочисленных программах развития отечественной экономики, не было предпринято значимых попыток поддержания и наращивания наукоемкого сегмента. Но в современных экономических системах, характеризуемых удорожанием рабочей силы и замедлением темпов роста, инновации являются едва ли не единственным способом поддержания конкурентоспособности.

Сокращение централизованных отчислений на финансирование НИОКР (с более чем 2% ВВП в 1989 г. до примерно 1% в 2007) ослабило позиции России на мировом рынке и существенно подорвало закладывавшиеся на протяжении десятилетий основы перехода на качественно новый уровень промышленных и научно-исследовательских отраслей.

В настоящее время ситуация осложняется еще и тем, что для восстановления дореформенного состояния недостаточно и трехкратного увеличения затрат на НИОКР, поскольку даже в этом случае они будут несопоставимы с аналогичными статьями расходов в большинстве развитых стран мира. Как отмечает С.Глазьев [2, с. 32], «только для выхода в режим простого воспроизводства основного капитала объем производственных инвестиций должен быть увеличен втрое, а НИОКР – впятеро. Причем сделать это надо в ближайшие годы, поскольку вследствие запредельного износа устаревших производственных фондов до половины их могут выбыть уже к концу текущего десятилетия».

Существенные потери в составе высококвалифицированных кадров и материально-технической базе на большинстве наукоемких предприятий требуют осуществления:

1) долгосрочных программ подготовки и переобучения молодых специалистов и работников, вынужденных в свое время покинуть данный сектор экономики из-за невысокого уровня заработной платы и сокращения рабочих мест;

2) значительного обновления и модернизации большей части основных фондов тех производств, которые продолжают функционировать в области НИОКР;

3) адаптации к уровню уже существующих технологий, применяемых мировыми лидерами наряду с разработкой собственных ноу-хау;

4) многократного увеличения государственных ассигнований на развитие прикладных технических наук, способных поднять отечественную промышленность (в первую очередь, машиностроение) на новый уровень индустриального развития.

Реализация данных мероприятий будет способствовать усилению конкурентоспособности предприятий отечественного промышленного сектора на мировом рынке. Увеличение доли продукции наукоемких и современных в техническом плане производств в совокупном объеме национального выпуска обеспечит российскому товарному рынку дополнительные преимущества перед развивающимися странами, заниженная себестоимость экспорта которых обуславливается крайне низким уровнем затрат на использование трудовых ресурсов.

В создавшейся макроэкономической ситуации Россия не способна противостоять мощному натиску со стороны таких государств как Китай, Таиланд и Малайзия, поставляющих на международный рынок значительные объемы товаров широкого потребления. Однако для стабильного поддержания высоких качественных показателей деятельности в сфере научных разработок, информационных технологий, производстве уникального оборудования и техники необходимы внушительные объемы текущих вложений в постоянное обновление основных фондов, и экономия на использовании дешевой рабочей силы не является определяющим фактором. Следовательно, данный сегмент наиболее предпочтителен в плане повышения конкурентоспособности национального хозяйства на мировом рынке, и необходимо незамедлительно приступить к разработке и реализации программ по его ускоренному развитию, основанных на методах стратегического прогнозирования.

Говоря о наращивании потенциала научно-исследовательского комплекса страны, не стоит забывать о необходимости сочетания реформ в сфере НИОКР с приоритетами промышленной политики. Учитывая существующие тенденции развития нефтегазовых отраслей, можно полагать экономически целесообразным организацию научно-исследовательских центров, непосредственно ориентированных на потребности предприятий сырьевого комплекса, которые, помимо научных разработок, будут оказывать им информационную, маркетинговую и консультационную поддержку. Несомненным преимуществом формирований подобного рода является возможность их финансирования за счет средств заинтересованных компаний. Субъекты добывающего сектора характеризуются сверхвысокими показателями рентабельности, а, следовательно, располагают средствами для осуществления программ инновационного развития, основанных на передовых достижениях науки и техники.

Таким образом, даже при всеобщем инвестиционном дефиците, характерном для реформируемых экономических систем, развитие наукоемких отраслей, фундаментальных наук, информационной индустрии, от прогрессивных разработок которых во многом зависит успех функционирования всего хозяйства в целом, возможно не только за счет централизованных средств, но и инвестиционных ресурсов отечественных предприятий. При этом не стоит забывать, что вложения в инновации характеризуются достаточно высокими рисками неопределенности. Следовательно, повышенное внимание необходимо уделять научной обоснованности разрабатываемых проектов и их ранжированию в соответствии с планируемыми инвестициями и конечными результатами. Наименее рискованными являются проекты, основанные на технологических заимствованиях, возможности которых в российской практике далеко не исчерпаны. Они требуют относительно меньшего объема инвестирования и позволяют рассчитывать на гарантированный экономический результат, следовательно, должны реализовываться в первую очередь.

Помимо значительного риска неопределенности, возникающего при финансировании научно-технических проектов, и недостаточности инвестиционных средств существуют и другие трудноразрешимые задачи, непосредственно связанные с идеями технологического прорыва. В первую очередь, это необходимость соблюдения требований технологической однородности экономики.

Появление единичных передовых производств, оснащенных современным оборудованием и использующих новейшие технологии, не способно вызвать цепную реакцию обновления во всех звеньях экономики. Производимая ими продукция будет в основном нацелена на конечного потребителя, поскольку ее использование в производственной сфере натолкнется на несовместимость с устаревшей материально-технической базой большинства отечественных предприятий.

Следовательно, успех структурной перестройки во многом будет зависеть от того, какой технико-технологической базой будет обладать наша промышленность, насколько эффективно будут использоваться сырьевые и материальные ресурсы, будут ли производимые товары соответствовать современным стандартам качества. В этой связи можно выделить несколько ключевых направлений в осуществлении технико-экономического развития отраслей народного хозяйства:

1) переход на экологически чистые, безотходные технологии;

2) освоение новейших достижений в сфере компьютерных разработок;

3) создание и развитие информационного рынка, позволяющего осуществлять оперативный доступ к сведениям о состоянии и параметрах производственно-сбытовой сферы;

4) замена устаревшего оборудования промышленных предприятий;

5) увеличение темпов и качества жилищного строительства;

6) внедрение новейшего диагностического и вычислительного оборудования на предприятиях непроизводственной сферы (здравоохранения, образования и пр.).

Реализация столь необходимых крупных программ возможна только при активной государственной поддержке, поскольку недостаток собственных инвестиционных средств предприятий не позволит в значительной мере рассчитывать на их дальнейшее развитие без осуществления масштабных централизованных капитальных вложений в реальный сектор экономики.


Источники:

1. Белоусов Р. Экономика России в обозримом будущем // Экономист. – 2007. ‑ №7.
2. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. – 2007. ‑ №5.
3. Кузык Б., Яковец Ю. Альтернативы структурной динамики // Экономист. ‑ 2007. ‑ №1.
4. Цветков В. Необходим рост на основе высоких технологий // Экономист. ‑ 2005. ‑ №6.
5. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. ‑ 2006. ‑ №4.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:35:58