Технология ускоренной подготовки руководителей технических проектов

Исаев А.П., Казакова М.А., Козубский А.М., Фомин Н.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Исаев А.П., Казакова М.А., Козубский А.М., Фомин Н.И. Технология ускоренной подготовки руководителей технических проектов // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 56-61.

Аннотация:
Эффективное и многоплановое управление предприятием предполагает переподготовку и повышение квалификации персонала. В современной экономике ключевой фигурой инновационного развития промышленных предприятий является руководитель технического проекта. Это специалист, который организует разработку новых идей, воплощает их в конструкторские решения, разрабатывает бизнес-проекты, привлекает необходимые для их реализации ресурсы, решает производственные вопросы, позволяющие довести проект до коммерческого результата.

Ключевые слова: управление персоналом, повышение квалификации, подготовка кадров, подготовка руководителей, топ-менеджмент



Эффективное и многоплановое управление предприятием предполагает переподготовку и повышение квалификации персонала. В современной экономике ключевой фигурой инновационного развития промышленных предприятий является руководитель технического проекта. Это специалист, который организует разработку новых идей, воплощает их в конструкторские решения, разрабатывает бизнес-проекты, привлекает необходимые для их реализации ресурсы, решает производственные вопросы, позволяющие довести проект до коммерческого результата.

Успех в бизнесе для многих промышленных компаний сейчас зависит от того, сколько у них квалифицированных руководителей технического проекта (РТП). В связи с этим одним из самых актуальных вопросов инновационного развития предприятий является ускоренная и качественная подготовка РТП. Как показывает анализ практического опыта, становление РТП в промышленных корпорациях занимает около 10-ти лет (по оценкам опрошенных экспертов от 8 до 15 лет). Однако исследования показывают, что если этот процесс сделать целенаправленным и организовать его на основе современных технологий управления профессионализмом, то его можно сократить до 1,5-2-х лет [1, 2, 3]. В соответствии с этим авторы разработали технологию ускоренной подготовки РТП, рассчитанную на условия корпоративного развития персонала.

Технология ускоренной подготовки РТП предназначена для промышленных компаний, которые реализуют конкретные проекты и развивают бизнес через разработку и внедрение инноваций. Она включает:

‑ компетентностную модель РТП;

‑ базовые условия ускоренной подготовки;

‑ рациональную программу корпоративного обучения;

‑ методический комплекс ускоренного развития компетенций;

‑ мониторинг процесса и результатов подготовки.

Каждый элемент технологии создает условия для ускоренного формирования руководителя наукоемкого проекта.

Компетентностная модель РТП, лежащая в основе технологии, разработана на основе известного подхода [4]. Она состоит из шести кластеров (рис. 1), включающих 25 конкретных компетенций, которые по своему содержанию относятся к предметно-отраслевым, управленческим и инновационным. Каждая конкретная компетенция имеет от 3-х до 5-ти индикаторов, которые являются основными признаками квалификации и ориентирами процесса подготовки РТП, а также оценки его готовности к работе в качестве руководителя проекта (табл. 1).

Компетенции оцениваются через индикаторы, для измерения которых подготовлены методики, позволяющие их оценивать по 10-балльной шкале. Компетентностная модель максимально рационализирует содержание и процедуру обучения, полностью подчиняя их конкретным целям подготовки РТП. Такие модели разработаны для предприятий машиностроения, металлургии и строительства.

Понятно, что далеко не каждый инженер может стать руководителем проекта даже через 10 или 15 лет. Еще меньше тех, кто способен это сделать за 1,5-2 года. Поэтому определены базовые условия ускоренной подготовки РТП, которые являются основой отбора специалистов и менеджеров, способных пройти интенсивное обучение и стать руководителями проектов. При этом важно учитывать профессиональный опыт специалистов. С этой целью в компетентностной модели выделены критичные и динамичные компетенции.

Таблица 1

Пример структуры компетенции (фрагмент из кластера «Технические решения»)

Компетенция
Индикаторы
Адаптация конструкторских и технологических решений к существующему производству
Корректирует решения, учитывая возможности и интересы предприятия
Организует адаптацию конструкторской и технологической документации при подготовке производства
Координирует проектирование конструкции и технологии с учетом модернизационного потенциала
Проверяет конструкторское решение на опытном образце
Организует отработку конструкции в соответствии с применяемой технологией на предсерийной партии

К критичным компетенциям относятся те, которые формируются медленнее других, например, основная часть предметно-отраслевых компетенций. К динамичным относятся компетенции, более зависимые от личностных качеств и имеющие более высокую динамику развития. В их состав входит значительная часть управленческих компетенций.

Базовые условия включают следующие критерии: возраст – до 30 лет; образование – высшее техническое; опыт работы в должности инженера или линейного менеджера – 2-4 года; уровень развития критичных компетенций – выше среднего (более 5 баллов) и ряд профессионально важных качеств личности [3, 5]. Для проведения отбора используется специальный диагностический инструментарий.

Рациональная программа корпоративной подготовки РТП выводится из компетентностной модели путем специальной процедуры структурирования знаний. Для формирования профессиональных компетенций необходимы четыре типа знаний:

‑ описательные (отвечающие на вопросы «что?», «где?», «когда?»);

‑ причинные («почему?»);

‑ процедурные («как?», «каким образом?») [6];

‑ концептуальные (зачем?»), а также тренинг соответствующих навыков.

Содержание учебной работы для развития конкретной компетенции формируется путем подбора знаний первых трех типов для каждого ее индикатора (табл. 2). Из анализа процедурных знаний формируется перечень навыков, входящих в компетенцию. Концептуальное знание моделируется только на уровне кластера компетенций. Оно служит средством обобщения всего содержания обучения, обеспечивающего формирование компетенций, входящих в кластер. Таким образом, создается отдельный учебно-тренировочный модуль подготовки РТП.

Таблица 2

Пример структурирования знаний (фрагмент программы для компетенции

«Адаптация конструкторских и технологических решений к существующему производству»)

Пример структурирования знаний (фрагмент программы для компетенции «Адаптация конструкторских и технологических решений к существующему производству»)Индикатор компетенции
Знания, входящие в программу
Описательные
Причинные
Процедурные
Проверяет конструкторское решение на опытном образце
Специфика опытного производства
Различия серийного и опытного производства
Методики расчета необходимых ресурсов
Требования к производству, обеспечивающие реализацию конструкторских решений
Ресурсы, необходимые для проведения проверки опытного образца
Порядок согласования производства опытного образца и составление его плана
Техническое задание на производство опытного образца
Факторы опытного производства, влияющие на изменение конструкторских решений
Способы предупреждения изменений конструкторских решений, влияющих на функциональные характеристики изделия

В программу подготовки также входит дополнительный модуль индивидуальной траектории формирования РТП, который разрабатывается для каждого обучаемого на основе индивидуальных оценок его готовности к обучению и определения оптимального баланса критичных и динамичных компетенций по результатам процедуры отбора.

Методический комплекс ускоренного развития компетенций и других составляющих профессионализма РТП представляет собой пакеты методик, адаптированных под условия корпоративного обучения [1, 7]. Так, в пакете для работы с описательными знаниями преобладают традиционные методики, с причинными – методики учебного моделирования, с процедурными – интерактивные. Для развития навыков предусмотрен пакет методик производственного и тренингового обучения. Основу подготовки в модуле индивидуальной траектории составляет практическая работа на новых должностях под руководством наставников.

Мониторинг процесса и результатов подготовки – это не только оценка и контроль, но, прежде всего, эффективное средство управления подготовкой РТП. Регулярно получаемые результаты мониторинга задают ориентиры эффективности учебно-тренировочной деятельности, определяют приоритеты в содержании аудиторной и самостоятельной работы, стимулируют активность и самоконтроль обучаемых.

В целом, разработанная технология представляет собой набор инструментов и процедур, позволяющих организовать процесс подготовки руководителей технического проекта от поиска кандидатов до оценки готовности обученных специалистов к самостоятельному руководству техническими проектами.


Источники:

1. Джой-Меттьюз Д., Меггинсон Д., Сюрте М. Развитие человеческих ресурсов. – М. : Эксмо, 2006. – 432 с.
2. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. – М. : ПАРВИНЭ, 2003. – 673 с.
3. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб. : Питер, 2003. – 352 с.
4. Уидет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. ‑ М. : HIPPO, 2003. – 228 с.
5. Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. – М. : Статут, 2007. – 542 с.
6. Куинн Д., Андерсон Ф., Финкельштейн С. Управление профессиональным интеллектом: использовать лучшее по максимум. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. ‑ С. 174-198.
7. Гительман Л.Д., Исаев А.П. В команде – менеджеры и профессора: от традиций к корпоративному университету и инновациям. – М. : Дело, 2005. – 224 с.

Страница обновлена: 02.05.2024 в 18:24:00