Интеграция территориального и отраслевого признаков в мезологистических системах

Усманова С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Усманова С.Б. Интеграция территориального и отраслевого признаков в мезологистических системах // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – С. 155-160.

Аннотация:
Терминология, используемая в такой сравнительно молодой науке, как логистика, до сих пор является предметом дискуссий. При этом наименее исследованным является мезоэкономический уровень. Особенно его основное понятие – мезологистическая система.

Ключевые слова: логистика, термин, мэзоэкономический уровень, мезоэкономическая система



Терминология, используемая в такой сравнительно молодой науке, как логистика, до сих пор является предметом дискуссий. При этом наименее исследованным является мезоэкономический уровень. Особенно его основное понятие – мезологистическая система.

В рамках развития экономической теории наработки в сфере мезоуровневых исследований освещаются достаточно широко. В политической экономии [6] мезоэкономика рассматривается как взаимодействие промежуточных (между микро- и макроэкономикой) подсистем национального хозяйства, имеющих важное самостоятельное значение и собственное содержание. Исследователи допускают довольно широкое понимание возможных субъектов среднего звена экономики, которые могут относиться к различным отраслям.

В логистике процессы и явления мезоэкономического уровня обособились в самостоятельную исследовательскую область сравнительно недавно, как и относящиеся к изучению организационной основы мезологических структур мезоэкономика и корпоративное управление [1].

Большинство ученых-логистов определяют мезологистическую систему как корпоративное объединение предприятий на межрегиональном, межотраслевом или международном уровне, учитывая функциональную направленность. Однако в данном вопросе важное значение имеет также пространственный признак. Поэтому в трактовке С.Б. Карнаухова проявляется и территориальный аспект: «Мезологистические системы характерны для корпоративных и частично ассоциативных интегрированных объединений (холдингов, корпораций, синдикатов) [4].

Для проведения дальнейшего исследования сути мезоуровня необходимо обратиться к теории региональной и экономической географии. По мнению большинства ученых-географов, к мезоуровню экономики относятся социально-экономические регионы, под которыми следует понимать относительно обособленную часть территории страны со своими более или менее однородными природными условиями, населением, его культурными и производственными традициями, инфраструктурой, хозяйством и т.п. [2]. По мнению же исследователей в области экономической географии, регионами могут являться субъекты федерации, и могут состоять из нескольких административно-территориальных единиц.

Часто в экономической литературе используется термин «район», при этом многие известные специалисты в области региональной экономики и экономической географии вносят в это понятие свою специфику. Однако, отличаясь друг от друга теми или иными оттенками, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития. Термин «район» нередко представляется синонимом слова «регион», или его составной частью.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в трех различных научных дисциплинах по-разному трактуется понятие мезоуровень: в экономической теории это отрасли, в логистике – корпоративные образования, в экономической географии и регионоведении – крупные социально-экономические регионы и/или районы. Несмотря на наличие такой триады мнений, принципиальное содержание мезоэкономической системы как промежуточного состояния между системами микро- и макроуровня сохраняется.

Внутренний состав систем мезоуровня отличается значительным разнообразием. В качестве примеров внутритерриториального видового состава мезорайонов можно назвать локальные системы расселения (ЛСР), локальные территориально-производственные комплексы (ЛТПК), промышленные районы (ПР), промышленные узлы (ПУ) и т.д.

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования многих из этих понятий. Однако в любом из них присутствуют территориальный аспект и производственно-отраслевая ориентация, любой из указанных объектов является существующей или потенциальной точкой роста. При этом территориальные объекты одного таксономического ранга могут иметь различную степень экономического развития. Иерархический уровень каждой таксономической единицы определяется ее производственными и территориальными масштабами, местом в системе географического разделения и интеграции труда, ролью в решении узловых народнохозяйственных проблем, структурой производства и степенью комплексного развития [2].

Логистический подход позволяет классифицировать все вышеперечисленные внутритерриториальные (муниципальные) образования регионов как потенциальные мезологистические системы, в отличие от сугубо регионального подхода, который традиционно относит их к локальным системам. Это связано с тем, что экономическая география оперирует квалифицированными видами территорий – таксонами, самым нижним из которых является населенный пункт, а экономика и логистика рассматривают предприятие как основное звено системы более высокого уровня.

В зарубежной экономической литературе сочетание отраслевого и территориального аспекта часто выражается формированием кластеров. М. Портер подробно описал их рождение, эволюцию и упадок. По его мнению, кластеры – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности [5]. Следовательно, кластеры можно рассматривать как в мезоэкономическом, так и в макроэкономическом уровнях.

Глубокие исследования территориальных образований внутри мезорайонов провел А.В. Зырянов [3], отметив при этом, что различные таксономические единицы могут иметь или не иметь административные границы. К первым относятся округа, города, районы областного подчинения, рабочие поселки, районы города. Ко вторым – ЛТПК, локальная система расселения, промышленный район, узел, городской микрорайон.

Данная логика распространяется и на мезологистические системы, однако систематизацию можно расширить. Потенциальные мезологистические системы, имеющие административные границы, следует классифицировать в соответствии с вступившей в силу с 1 января 2006 г. муниципальной реформой Российской Федерации. Среди мезологистических систем, не имеющих административных границ, можно выделить территориально замкнутые и территориально открытые системы. Тогда определенные вышеперечисленные образования (ТПК, ПУ и т.д.) будут отнесены к первой группе, а кластеры, корпорации, финансово-промышленные группы, холдинги и т.д. – ко второй.

Существенным отличительным признаком некоторых территориально открытых мезологистических систем является наличие интегрированного органа управления. Он может состоять из руководства отраслевых предприятий, местной администрации и представителей федеральных служб. Интересы участников механизма управления системы могут расходиться, но для достижения синергетического эффекта они должны стремиться к согласованию своих позиций на основе достижения взаимных компромиссов.

Подводя итог анализу мезологистических систем, можно резюмировать, что в системах данного уровня органично сочетаются отраслевой и территориальный признаки. Логистика как система управления любыми потоковыми процессами в экономике может использоваться для оптимизации функционирования любых бизнес-систем [4, с.48]. Распространяя логику данного высказывания на уровень среднего звена экономики, следует отметить необходимость создания мезологистических систем не только на базе корпорации или холдинга, а также на основе муниципального образования, кластера, территориально-производственного комплекса, промышленного района, узла, центра и т.д.


Источники:

1. Альбеков А.У. Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999. – 158 с.
2. Анимица Е.Г. Региональный имущественный комплекс: методология и практика. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2000. – 271 с.
3. Зырянов А.В. Размещение торговых предприятий. – М.: Экономистъ, 2006. – 250 с.
4. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. – М.: Благовест – В, 2002. – 216 с.
5. Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Диалектика, 2003. – 495 с.
6. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:30:10