Информационные системы и технологии как главный стратегический ресурс управления инвестиционно-строительной деятельностью

Пономарева Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики не может базироваться исключительно на интуитивных подходах. Она связана с учетом, контролем, планированием, анализом и регулированием, на основе которых формируется информация о ходе работы организации, проводится сопоставление фактических показателей со сметными (нормативными), формируются глобальные и локальные направления деятельности, анализируются причины возникших отклонений и осуществляется прогнозирование выбранной политики управления предприятием.

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, строительство, инвестиционно-строительная сфера



Деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики не может базироваться исключительно на интуитивных подходах. Она связана с учетом, контролем, планированием, анализом и регулированием, на основе которых формируется информация о ходе работы организации, проводится сопоставление фактических показателей со сметными (нормативными), формируются глобальные и локальные направления деятельности, анализируются причины возникших отклонений и осуществляется прогнозирование выбранной политики управления предприятием.

Управленческую деятельность можно трактовать как преобразование информации в конкретные решения и действия, направленные на достижение определенных целей. Без информации не представляется возможным выработать оптимальное управленческое решение, а, следовательно, осуществить требуемое действие. А для этого необходимо обладать данными, достаточными для оценки действительного и желаемого состояния предприятия. Следовательно, эффективность управленческих воздействий во многом зависит от соответствующего информационного обеспечения.

В числе важнейших принципов, направленных на совершенствование управления строительной организацией, следует рассматривать стремление к получению адекватной информации о процессах, происходящих в ней. В менеджменте инвестиционно-строительной деятельности перерабатываются многочисленные потоки разнообразных сведений и сообщений об операциях, действиях и процессах строительного производства, отражающих изменения состояний системы в соответствии с ее сложностью и структурными особенностями.

Финансово-хозяйственная деятельность строительных организаций имеет специфику, обусловленную как потребностями управления, так и требованиями законодательных актов в данной отрасли:

‑ длительность и сложность технологического цикла строительного производства;

‑ многообразие субъектов инвестиционно-строительной деятельности (инвесторы, заказчики, подрядчики, субподрядчики и т.д.) и сложность хозяйственных связей между ними;

‑ высокая материалоемкость производства;

‑ сложность ценообразования;

‑ неподвижность и неоднотипность выпускаемой продукции.

В сложившихся условиях основной задачей становится создание такой информационной системы, которая бы максимально полно учитывала особенности строительного производства и отвечала потребностям системы управления инвестиционно-строительной деятельностью.

Лидирующие позиции в системе информации, генерируемой в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций, занимает информация экономическая. Ведущая роль при этом принадлежит данным, формируемым в системе оперативно-технического и бухгалтерского учета. Данный факт обусловлен спецификой деятельности строительных организаций и тесной взаимосвязью этих двух видов учета. В сложившихся условиях повышение качества системы управления инвестиционно-строительной деятельности неразрывно связано с совершенствованием учета и его информационной функции. Современный процесс принятия решений строительными организациями можно представить в виде этапов:

1. определение цели и задач;

2. поиск аналога решений;

3. использование учетно-аналитической информации;

4. прогнозирование;

5. построение модели решения;

6. выбор оптимального решения;

7. внедрение;

8. анализ результатов.

Поскольку управление начинается с получения и восприятия информации, включает принятие решения на основе информации и завершается контролем выполнения этого решения также на основе соответствующей информации, она должна быть качественной, своевременной и достоверной. Проведенное исследование показало, что в практической деятельности руководство и другие внутренние пользователи бухгалтерской отчётности не проявляют заметную заинтересованность в том, чтобы система учёта стала поставщиком оперативных, достоверных, полных и научно-обоснованных показателей. Рассматривая информационную функцию существующей системы бухгалтерского учёта строительных организаций с позиций требований и нужд системы управления, можно отметить следующие её недостатки:

‑ инерционность учетной информации и, как следствие, ретроспективный характер принимаемых на её основе решений;

‑ неоперативный характер формирования результатной информации;

‑ недостаточная полнота и многоаспектность учетной информации;

‑ ориентированность на удовлетворение потребностей внешних пользователей информации.

Устранение отмеченных недостатков в организации информационной функции существующей системы бухгалтерского учёта будет способствовать ее превращению из пассивного регистратора совершившихся хозяйственных операций в активный и эффективный инструмент управления. Кроме того, это послужит основой для укрепления контрольной функции бухгалтерского учёта, повышения его роли в экономическом контроле за правильностью и целесообразностью расходования средств, эффективностью использования ресурсов.

Развитие и совершенствование информационной функции бухгалтерского учёта особенно необходимо и важно на современном этапе экономического развития, когда возрастают требования к качеству управления и повышается его сложность. Одним из приоритетных направлений в решении данного спектра задач является использование новых информационных технологий в комплексном управлении деятельностью строительной организации в целом, и ее учетно-аналитическими процессами, в частности.

Следует отметить, что наличие необходимой информации еще не предопределяет принятие правильного управленческого решения. Для этого ее необходимо определенным образом обработать, чтобы она стала пригодной для управления системой. Встает проблема использования информационной технологии как совокупности методов сбора, обработки и передачи данных для получения новой результатной информации об объекте управления.

Действенным инструментом решения указанных задач является автоматизация деятельности строительной организации. Проведённый в ходе исследования мониторинг уровня автоматизации строительных организаций позволил сформулировать основные факторы, препятствующие процессу внедрения информационных технологий:

‑ отсутствие высокой активности пользователей информации на разных уровнях управления;

‑ недостаточное качество информационных ресурсов;

‑ отсутствие доверия со стороны менеджмента к предоставляемой информации;

‑ недостаточная оснащённость компьютерной техникой;

‑ недоверие к предоставляемой информации со стороны собственников хозяйствующих субъектов;

‑ второстепенное значение учётной информации при подготовке, обосновании и принятии управленческих решений;

‑ отсутствие проработанной методики и научного обоснования подходов к созданию автоматизированной системы бухгалтерского учёта и контроля, максимально адаптированной к специфике деятельности строительных организаций.

Резюмируя вышеизложенное, можно выразить, что строительным организациям, учитывая специфику их деятельности, целесообразно создавать единое информационное пространство на базе применения соответствующих программных продуктов, что позволит:

‑ обеспечить эффективное и согласованное взаимодействие между подразделениями строительной организации (планово-экономического, договорного, сметного, производственно-технического отделов и бухгалтерии), исключающее дублирование информации;

‑ обеспечить режим управления организацией в реальном масштабе времени (что, в свою очередь, даст общесистемный эффект управления организацией);

‑ устранить проблемы несогласованности загрузки мощностей и заказов клиентов;

‑ оперативно контролировать по каналам связи движение материальных ценностей на всех участках деятельности хозяйствующего субъекта.

При этом следует отметить, что создание единого информационного пространства потребует разработки концепции информации, соответствующей стратегии строительной организации.


Источники:

1. Адамов Н.А., Чернышев В.Е. Организация управленческого учета в строительстве. – СПб.: Питер, 2006. – 192 с.
2. Ерофеева В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи.– М.: Финансы и статистика, 1992. – 192 с.
3. Пупшис Т.Ф., Кузнецова Е.Б. Особенности строительства и их влияние на информационную систему управления. // Строительство: налогообложение, бухучет. – 2004. ‑ №3. – С. 11-16.
4. Хамхоева Ф.Я. Бухгалтерский управленческий учет как информационная основа управления производством. // Современный бухучет. – 2004. - № 12. – С. 3-7.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 23:42:30