Система менеджмента качества проектной деятельности в сфере информационного бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На сегодняшний день в России наиболее приоритетным направлением деятельности для организаций сферы информационных технологий является повышение качества услуг. От этого напрямую зависит успех любого бизнеса. Предоставляя качественные услуги, мы управляем ресурсами, персоналом и, конечно, качеством проектов.
Ключевые слова: малый бизнес, информационные технологии, менеджмент качества, управление качеством, качество услуг, проектная деятельность
На сегодняшний день в России наиболее приоритетным направлением деятельности для организаций сферы информационных технологий является повышение качества услуг. От этого напрямую зависит успех любого бизнеса. Предоставляя качественные услуги, мы управляем ресурсами, персоналом и, конечно, качеством проектов.
Проектно-ориентированная деятельность имеет узкую специфику, поэтому и архитектура системы менеджмента качества (СМК), и конкретные способы реализации её элементов в каждой проектной компании очень сильно могут отличаться друг от друга и зависят от её масштаба, профиля, структуры, целей, стиля управления и культуры.
Для управления качеством необходимо иметь возможность его измерения на всех этапах жизненного цикла на основе отраслевых стандартов. Приоритетом при выборе показателей качества в большинстве случаев являются назначение, функции и функциональная пригодность соответствующего программного средства. Полное и корректное описание этих свойств должно служить базой для определения значений большинства остальных характеристик качества.
Выбор характеристик и оценка качества программных средств ‑ лишь одна из задач обеспечения качества продукции, выпускаемой компаниями-разработчиками программного обеспечения.
Проектно-ориентированная компания — это организация, осуществляющая свою деятельность преимущественно в проектной форме. Выбор такой формы существования предполагает получение доходов только за счет создания для клиентов уникальных продуктов, например, специализированного программного обеспечения, информационных систем различной сложности. Уникальность накладывает особый отпечаток и на все стороны деятельности предприятия — от стратегии на рынке до операционного уровня ее бизнес-процессов.
Как показывает практика, модель описания бизнес-процессов, в рамках которой компания описывается в терминах функциональной деятельности (по предмету деятельности), для проектной деятельности неудобна. При декомпозиции таких моделей на уровень подразделений бизнес-процессы на нижнем уровне охватывают деятельность, распределенную по различным функциональным подразделениям и специалистам, что нарушает главный принцип реинжиниринга: «один процесс ‑ одно подразделение ‑ один бюджет ‑ один владелец процесса».
Главной особенностью бизнес-процессов проектно-ориентированной компании являются стандартная структура процессов выполнения проекта (этапы проекта) и стандартные ограничения (срок, себестоимость, персонал). Именно эти стандартные ограничения по времени и стоимости реализации проектов и по качеству результатов и могут быть использованы для построения интегрального (обобщенного) показателя, характеризующего бизнес-процессы проектно-ориентированной компании.
Рассмотрим еще одну важную особенность проектного бизнеса.
Для проектно-ориентированной компании важным условием успешной деятельности является наличие достаточного числа специалистов, отвечающих определенному набору требований к компетентности. Поэтому обязательным показателем служит уровень квалификации различных категорий персонала компании (администраторы, руководители проектов, консультанты, аналитики, программисты и т. д.). Однако успех проекта в целом определяется не только их квалификацией, но и степенью их заинтересованности, что особенно важно в командной работе в процессе выполнения проекта. Для того чтобы регулировать мотивацию персонала, должен рассматриваться такой вопрос, как доля премии в общем доходе сотрудников.
В компаниях с многолетним опытом работы, особенно в ИТ, просто опасно выстраивать долгосрочную личную эффективность людей на монопольном решении их прямых руководителей. В таких организациях особенно необходимо создание прозрачной системы мотивации, ориентированной на ценности компании, на коллективные решения по оценке вклада каждого сотрудника. Это требует построение политики оплаты труда, основанной на реальном весе должности, результате, оценке индивидуального вклада каждого сотрудника.
СМК может быть очень эффективной (высокая степень вероятности достижения всех запланированных результатов проекта) для конкретной ИТ-компании, но при этом иметь много отклонений именно от модели ISO 9000. Поэтому для проектных компаний сертификация по ISO 9000 — мера вынужденная, так как заказчики о других стандартах на проекты разработки ПО и внедрения информационных систем (ИС) просто ничего не знают.
Качество для проектной деятельности — это удовлетворение требований потребителя к поддержке его бизнеса, подтвержденное объективными данными тестирования, а также получение этого результата при заданных ограничениях на сроки, бюджет и персонал. Качество выполнения для ИТ-проектов складывается из:
‑ определения требований потребителей к ИС или ПО;
‑ отображения требований на функциональность ИС или ПО;
‑ разработки и внедрения ИС или ПО с характеристиками, обеспечивающими соответствие установленным к ним требований потребителя;
‑ поддержания характеристик, заложенных при разработке ИС или ПО при их внедрении в компании потребителя;
‑ технической поддержки внедренной ИС или ПО в течение их срока жизни с целью сохранения заложенных в них характеристик.
Для проектных компаний, как правило, характерна матричная структура, где один и тот же сотрудник может в разных проектах играть разные роли. Более того – в разных проектах могут требоваться от сотрудников и разные профессиональные навыки.
Процессу постоянного обучения и повышения квалификации в ИТ-компаниях в этих обстоятельствах надо уделять гораздо больше внимания, чем это требует ISO 9000: для ИТ-услуг это просто жизненно необходимая задача – ведь сами ИТ развиваются катастрофически быстро.
Ключевой особенностью всех сложных проектов является то, что качество на каждой стадии не контактирует с остальными. На предконтрактной стадии невозможно заранее описать в полном объеме требования к создаваемой системе или работе. Этообстоятельство определяет другую характеристику практически любого проекта: большое количество рисков и высокая степень неопределенности.
Внедрение информационных технологий, как правило, связано также со значительным изменением роли специалистов в затрагиваемых бизнес-процессах, неизбежно приводит к изменению точки зрения экспертов предметной области, что, в свою очередь, меняет требования к процессам. Это означает, что полностью определить все требования к проекту в начале его практически невозможно. Кроме того, необходимо учитывать, что в большинстве случаев цели носят качественный характер и сами по себе не могут служить основой для определения объема работ.
Высокая степень индивидуализации необходима просто потому, что невозможно загнать всех заказчиков под один уровень готовых решений. Заказчик не хочет ломать свои бизнес-процессы и подстраивать их под готовые рецепты. Ему нужны решения, которые учитывают его специфику, помогают создавать оригинальную продукцию и поддерживают удобный ему стиль управления. Только такой подход позволяет быстро находить гибкие и высокоэффективные решения.
Интерес к управлению проектами ‑ признак развития, появления инвестиций, оздоровления экономики. В России у управления проектами большое будущее. Нам предстоит выстроить современную экономику, и желательно рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы. Именно поэтому управление проектами вызывает огромный интерес, и уже сотни российских предприятий и организаций внедряют его.
Источники:
2. Ильин В. В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.
3. Либерзон В. И. Основы управления проектами. — М.: Нефтяник, 1997 г. – 150 с.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 18:40:30