Механизмы государственной инвестиционной политики по привлечению ресурсов в малый бизнес
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сокольских Е.В. Механизмы государственной инвестиционной политики по привлечению ресурсов в малый бизнес // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 29-32.
Аннотация:
В России на сегодняшний день существует проблема доступа предприятий малого бизнеса к источникам финансирования. Уровень развития данного сектора экономики в стране, измеряемый по международным стандартам, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6-7 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 25-35. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей в этих столичных городах приходится от 20 до 23 малых предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, инвестиционная политика, финансирование малого бизнеса
В России на сегодняшний день существует проблема доступа предприятий малого бизнеса к источникам финансирования. Уровень развития данного сектора экономики в стране, измеряемый по международным стандартам, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6-7 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 25-35. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей в этих столичных городах приходится от 20 до 23 малых предприятий.
В странах ЕС малые предприятия составляют более 90% от общего числа организаций. В России же этот показатель равен 30,7%. При этом ежегодно происходит хотя и незначительное, но устойчивое его сокращение. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту данного сектора экономики.
Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставит малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще довольно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, поскольку им нужны надежные гарантии. Решить данную проблему можно следующим образом: на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на Программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению займов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить те финансовые структуры, которые имеют развитую сеть филиалов и опыт работы с населением.
Целесообразным также будет участие банков, соучредителями которых являются региональные органы власти, что позволит реально обеспечить приток финансовых ресурсов в данный сектор экономики.
Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае, если предприятие окажется неплатежеспособным, то основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
‑ гарантия банкам должна предоставляться фондами поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства;
‑ должен быть установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который будет прописан в соответствующем законодательстве.
Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних внебюджетных источников. Основной целью создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования в геометрической прогрессии путем достижения мультипликативного эффекта. А именно: на 1 рубль вложенных в проект бюджетных средств – привлечение 1-2 руб. дополнительных внебюджетных инвестиций.
С этой целью Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства были подписаны меморандум о взаимодействии с Черноморским банком торговли и развития, предусматривающий открытие кредитной линии на сумму 12 млн. долл. США, а также соглашения с финансовыми организациями Италии, Канады, США, Финляндии, Австрии.
Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисков между банками и государством является наиболее действенным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. Гарантирование, как один из главных приоритетов, используют Администрация малого бизнеса США, «Финнвера» в Финляндии и ряд других организаций.
Администрация малого бизнеса (АМБ) успешно реализует программу предоставления гарантий под выделенные банками и различными фондами кредиты вновь созданным малым и средним предприятиям. Гарантии выдаются по долгосрочным займам (сроки погашения – 10-25 лет) со ставкой не более чем 2,75% годовых. АМБ гарантирует возврат денег банкам и фондам, которые кредитуют стартующую компанию на сумму не более 1,25 млн. долл. США. Данная схема включает отработанную систему управления рисками. Это делается в целях идентификации рисков, оценки их страхования. Высокое качество сервиса – одна из центральных задач АМБ. Администрация малого бизнеса США особо поддерживает систему фондов, аналогичных российскому Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства и региональным фондам.
Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по займам. Это обуславливается тем, что банки устанавливают довольно высокую стоимость выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что это совершенно неприемлемо для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого бизнеса. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.
Предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов за счет активов фондов поддержки малого предпринимательства, а также региональных и муниципальных бюджетов, является необходимым фактором развития малого предпринимательства. Но данный механизм будет работать эффективно только при условии создания действенной системы государственных гарантий. Это связано с тем, что выдача льготных займов для субъектов малого предпринимательства так же, как и субсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения больших средств и является очень рискованным проектом для банков.
Источники:
2. Российская экономика в 2001 году: тенденции и перспективы. T.I. – М.: Институт экономики переходного периода, 2002.
3. Рунов А.В. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства // Вестник МАП России. – 2002. ‑ № 2.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:07