Предложения по обеспечению конкурентных преимуществ гостиничных предприятий за счет управления ассортиментом предоставляемых услуг
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время конкуренция на рынке предоставляемых услуг гостиницами Москвы не является достаточно острой. Однако существует тенденция к ее усилению в ближайшие 3-5 лет. Объясняется это, в основном, сокращением потока иностранных туристов в Россию и активном строительством новых современных гостиничных комплексов. В связи с этим, особую актуальность для действующих гостиничных предприятий приобретает выбор такой долгосрочной стратегии развития, которая учитывала бы прогнозируемые изменения на гостиничном рынке столицы и давала бы определенные конкурентные преимущества.
Ключевые слова: Москва, конкурентные преимущества, гостиничный бизнес, сфера услуг, управление ассортиментом
В настоящее время конкуренция на рынке предоставляемых услуг гостиницами Москвы не является достаточно острой. Однако существует тенденция к ее усилению в ближайшие 3-5 лет. Объясняется это, в основном, сокращением потока иностранных туристов в Россию и активном строительством новых современных гостиничных комплексов. В связи с этим, особую актуальность для действующих гостиничных предприятий приобретает выбор такой долгосрочной стратегии развития, которая учитывала бы прогнозируемые изменения на гостиничном рынке столицы и давала бы определенные конкурентные преимущества.
Чтобы иметь возможность конкурировать − со строящимися современными и действующими гостиничными комплексами − гостиницам необходимо осуществлять систему мер по совершенствованию предоставляемых гостиничных услуг.
Основными направлениями совершенствования предоставляемых услуг гостиничных предприятий являются:
− улучшение качества предоставляемых услуг;
− продуманная продуктовая политика гостиничного предприятия;
− развитие торговой марки.
Идея совершенствования существующих услуг и создания новых должна быть основой в продуктовой политике гостиничного предприятия. Услуги − новые или усовершенствованные − в значительной степени должны определять конкурентную позицию гостиничного предприятия на рынке.
Одной из главных задач гостиничного предприятия является подбор ассортимента услуг (АУ), удовлетворяющего запросы максимального числа клиентов из сегмента рынка, на которое ориентируется данное гостиничное предприятие (целевого сегмента рынка), и приносящего максимальный доход и прибыль.
Для обоснования рационального АУ и характеристик, предъявляемых к нему, необходимо синтезировать оптимальный комплекс услуг, предназначенных для решения определенной задачи, а именно − удовлетворение потребностей клиентов и получение максимальной выручки, − в заданных условиях функционирования гостиничного предприятия.
Таким образом, использование для расчетов вероятностных характеристик (математическое ожидание и вероятность осуществления каких-либо событий, например, количества приезжающих туристов по сегментам рынка, получения определенной суммы выручки) является вполне оправданным для прогнозирования экономического результата от изменения ассортимента предоставляемых гостиничным предприятием услуг [1; 2].
Условиями для решения задачи синтеза АУ являются предъявляемые к нему требования, со стороны гостей и гостиничных предприятий, и известные характеристики ассортимента услуг (качество услуг, количество услуг). Задача состоит в выборе структуры АУ, предъявлении требований к характеристикам его элементов и определении их оптимального состава.
Требования к АУ гостиничного предприятия состоят из:
− перечня задач, которые должны решаться ассортиментом услуг, и условий их выполнения;
− уровня эффективности решения каждой задачи;
− ограничений по времени выполнения задач, квалификации персонала, состава предоставляемых гостиничным предприятием услуг.
Эти требования формулируются в результате синтеза. Конкретизируем их. В задачу предоставления услуг гостиницей входят:
1) предоставление услуг по проживанию для клиентов различных сегментов рынка;
2) предоставление услуг питания;
3) предоставление различных дополнительных услуг, зависящих от специализации гостиничного предприятия.
В специальной экономической литературе показатель экономической эффективности (E) функционирования гостиничного предприятия определяется в виде отношения результата к затратам, необходимым для достижения этого результата [4]:
где F – полученный результат;
R – затраты, необходимые для достижения этого результата.
Одним из важнейших показателей экономической эффективности является рентабельность, отражающая конечные финансовые результаты деятельности гостиничного предприятия. Рентабельность предприятия показывает, какой процент приносит вложенный в предприятие капитал. В общем виде показатель рентабельности (P) рассчитывается в виде отношения прибыли к затратам [4]:
где П – прибыль;
Z – затраты.
При расчете рентабельности гостиничного предприятия могут использоваться различные виды прибыли и затрат, в связи с этим существует множество различных показателей рентабельности (см., например, [4]).
Показатель рентабельности связывает в себе такие важные экономические показатели, как прибыль предприятия и его затраты.
Критерием эффективности применения ассортимента услуг при выполнении конкретной задачи предлагается считать отношение математического ожидания прибыли, которая может быть получена в результате реализации услуг из ассортимента гостиничного предприятия (), к математическому ожиданию затрат, которые понесет гостиница (). Это отношение представляет собой рентабельность ассортимента услуг гостиницы за отчетный период (один год, ) с учетом вероятности приезда клиентов в гостиницу и удовлетворения их потребностей предлагаемым АУ:
Данные показатели при наличии статистических данных о количестве приезжающих в гостиницу гостей, об их распределении по сегментам рынка (от этого зависят их потребности и предпочтения), по странам, по полу, возрасту и т.д., позволят определить экономический эффект от введения в ассортимент гостиничного предприятия тех или иных услуг.
Итак, основные выводы и рекомендации по решению задачи укрепления конкурентной позиции гостиницы путем выбора АУ состоят в следующем:
1. Необходимы проведение сегментирования рынка гостиницы, выбор целевого сегмента (или целевых сегментов), изучение предпочтений гостей, накопление статистических данных по каждому сегменту рынка.
2. Стохастически-детерминированная система распределения услуг гостиничного предприятия, обусловленная вероятностным характером составляющих ее событий (приезд клиентов определенного сегмента рынка, приобретение ими определенных услуг из ассортимента гостиничного предприятия и т.д.), позволяет применить при анализе финансово-хозяйственной деятельности методы математической статистики и получить точные расчетные формулы.
3. Критерий рентабельности гостиничного предприятия, учитывающий вероятности приезда клиентов в гостиницу и удовлетворения их потребностей предлагаемым ассортиментом услуг (), позволяет прогнозировать экономический результат от введения того или иного ассортимента услуг.
Полагаем, что приведенные положения могут способствовать достижению устойчивой конкурентной позиции гостиничного предприятия на рынке. В частности, появляется возможность гибкого изменения ассортимента услуг гостиничного предприятия в зависимости от предпочтений гостей, в целях максимизации прибыли при определенном уровне рентабельности (не ниже заданного значения).
Источники:
2. Б.Л. Ван дер Варден. Математическая статистика / пер. с нем. Большева Л.Н.; под ред. Смирнова Н.В.–М.: Издательство иностранной литературы, 1960.– 434 с.
3. Пидкасистый А.П. – Экономическое поведение потребителей. – М.: 1997.– 219 с.
4. Экономика гостиничного предприятия / М.А. Морозов, Н.Ю. Володоманова. – М.: ИПФ «Талер», 2001. – 116 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 20:43:16