Аутсорсинг в нефтегазовом комплексе

Метла А.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Метла А.Л. Аутсорсинг в нефтегазовом комплексе // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 126-129.

Аннотация:
Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг – практика, помогающая компаниям решать проблемы эффективного функционирования и развития в условиях рынка путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к внешней среде, улучшения качества продукции и услуг, снижения риска. Аутсорсинг дает возможность управлять рисками и адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

Ключевые слова: управление рисками, аутсорсинг, нефтегазовая отрасль, сокращение издержек

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг – практика, помогающая компаниям решать проблемы эффективного функционирования и развития в условиях рынка путем сокращения издержек, увеличения приспособляемости к внешней среде, улучшения качества продукции и услуг, снижения риска. Аутсорсинг дает возможность управлять рисками и адаптироваться к быстро изменяющимся условиям.

В современном бизнесе все большее распространение получает практика аутсорсинга. Сознавая, что экономически невыгодно, а часто и просто невозможно делать все одинаково хорошо, все больше фирм в мире используют преимущества специализации. Причем, по мере того, как руководители компаний начинают понимать, что аутсорсинг бизнес-процессов не менее выгоден, чем аутсорсинг технологических функций, сторонним поставщикам услуг передается все больше обязанностей – от расчета заработной платы до автоматизации сбыта.

Кратко, смысл аутсорсинга сводится к простой формуле: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для Вашей компании, и передайте остальные (поддерживающие, сопутствующие) функции надежному и профессиональному партнеру. В рамках данной статьи будем понимать под аутсорсингом передачу стороннему подрядчику части традиционных и органически присущих организации бизнес функций, или частей бизнес-процесса компании.

Наиболее родственным для аутсорсинга понятием в русском языке является субподряд, но последний, как правило, относится к совместной работе по какому-либо конкретному заказу или группе заказов, будь то на временной или постоянной основе, тогда как "классический" аутсорсинг сопряжен с "жизненным циклом" компании как таковой. Таким образом, он подразумевает весьма тесные взаимоотношения между сторонами.

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность выполнения определенных функций в области информационных технологий, снабжения и поставок, обслуживания, финансов, обеспечения персоналом и даже производства. Компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на тех, которые свойственны именно ей. В отличие от субподряда, аутсорсинг – это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании.

Объем российского рынка сервиса для нефтегазового комплекса уже достиг отметки в $10 млрд. и продолжает расти. Дочерние сервисные подразделения нефтегазовых компаний составляют около половины этого рынка, остальную часть занимают независимые подрядчики, доля которых неуклонно растет. В частности, 85% российского рынка гидроразрыва пласта уже занято независимыми компаниями. Около 15% российского нефтесервисного рынка контролируют высокотехнологичные западные компании: Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и другие.

Сегодня идет активное формирование рынка нефтегазового сервиса в России. Заказчики передают сервис на аутсорсинг, продавая собственные сервисные компании. В этих условиях необходимо обеспечить решение важных задач. Необходимо формировать долгосрочные, мотивирующие на повышение эффективности взаимоотношения сервисных компаний с заказчиками. Требуется обеспечить прозрачность выбора со стороны Заказчика, снизить уровень коррупции. Важно обеспечить инвестиции в повышение качества предоставляемых сервисных услуг и новые технологии.

Требуется вести постоянный сбор показателей по различным параметрам о качестве подрядных работ, осуществляемый компаниями – заказчиками нефтегазового комплекса для формирования базы данных совместного пользования. Нефтегазовые компании, получая доступ к базам данных друг друга, и сравнивая показатели различных подрядчиков, становятся способными выбрать лучшее и объективное сочетание цены и качества. Также заказчик может устанавливать конкретные требования, которые уже где–то были удовлетворены.

В большинстве российских нефтегазовых компаний сохраняется скептическое отношение к привлечению независимых подрядчиков для выполнения ключевых функций. Это связано и с тем, что в российской нефтегазовой отрасли парадоксально сочетаются как современные западные, так и традиционные советские методы управления. Это в полной мере относится и к аутсорсингу. Среди ведущих компаний сектора можно назвать «Сибнефть» и «ТНК-ВР», которые давно и успешно используют независимых подрядчиков для выполнения заказов в области геологоразведочных работ, бурения и ремонта скважин, строительства объектов инфраструктуры и т.д. Но есть и другие компании, где трое из четырех опрошенных менеджеров даже не знают такого слова аутсорсинг и предпочитают выполнять всю работу силами своих подразделений.

Отраслевые эксперты все же верят что за аутсорсингом будущее. Представители же компаний не так оптимистичны. Экономические плюсы от использования аутсорсинга очевидны. Но минусы данной системы пока перевешивают плюсы. Возникает ряд проблем, таких как утечка информации в результате допуска к данным сторонних специалистов, сравнительно большие первичные затраты. Чем дальше, тем очевиднее низкая эффективность такой системы в практике российских компаний.

В мировой практике считается, что в нефтегазовой области одной из основных сфер применения аутсорсинга является бурение. Потребность в нем не равномерна, что позволяет привлекать подрядчиков при появлении такой необходимости. А подрядчики могут составлять такой портфель заказов, чтобы максимально эффективно использовать оборудование и персонал.

Вследствие социалистического прошлого российской нефтегазовой промышленности все сервисные подразделения нефтекомпаний обычно базируются в городах Тюменской и Томской областей (Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Новый Уренгой и т.д.). Отправка их в свободное плавание ведет к снижению доходов многих из них и, как следствие, к усилению социальной напряженности в этих небольших северных городах, целиком ориентированных на нефтегазодобычу. Создание мобильных подразделений, которые могли бы работать на всей площади Западной и Восточной Сибири, зачастую невозможно. Поэтому, как утверждают нефтяники, сервисные подразделения компаний привязаны к ним еще и из-за территориально-климатических особенностей тех регионов, на которые приходится основной объем добычи нефти и газа.

По перечисленным причинам глобальное использование аутсорсинга в нефтегазовой промышленности вряд ли оправдано. Тем не менее, в некоторых областях его применение вполне уместно. Аутсорсинг используется в трех основных случаях: если компании необходимы разовые услуги, если компания строго фокусируется на определенном виде операций и привлекает для совершения вспомогательных функций сторонние организации, а также в условиях сильной сезонности спроса.

Несмотря на все сложности, рынок независимых услуг в нефтегазовой отрасли постепенно развивается. Происходит это не сразу, а поэтапно.

«Что касается перспектив развития, я думаю, уже к 2010 году российские компании приблизятся к западной модели, ‑ полагает Игорь Шелухин (специалист британской консалтинговой компании SMC Russia). В соответствии с ней нефтяные компании пригласят для разработки месторождения девелоперскую компанию, для бурения независимую сервисную компанию и т.д. По сути, сама нефтяная компания занимается координацией субподрядчиков и маркетингом готовой продукции – нефтепродуктов». В условиях благоприятной конъюнктуры нефтяникам выгоднее сконцентрироваться на развитии добычи нефти, передав все сопутствующие функции сервисным предприятиям.


Источники:

1. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: Дело, 2003
2. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая организация бизнеса: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2006.- 256 с
3. Multisourcing moving beyond outsourcing to achieve growth and agility / Linda Cohen, Alie Young, Garttner Inc. Harvard business school press, 2006

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:45