Система налогообложения как фактор развития инвестиционной деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-1 (93), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Специфика управления инвестиционным механизмом в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан заключается в создании государственных рычагов влияния на экономические отношения в жилищно-коммунальной сфере региона. Одним из таких рычагов влияния является система действующего налогообложения, при помощи которой в Республике Татарстан можно перемещать капитал из одной сферы в другую.
Ключевые слова: налогообложение, инвестиции, инвестиционная деятельность, налоговая политика, Республика Татарстан, жилищно-коммунальное хозяйство
Специфика управления инвестиционным механизмом в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан заключается в создании государственных рычагов влияния на экономические отношения в жилищно-коммунальной сфере региона. Одним из таких рычагов влияния является система действующего налогообложения, при помощи которой в Республике Татарстан можно перемещать капитал из одной сферы в другую.
Перемещение экономических ресурсов возможно посредством увеличения ставок налоговых обязательств, а также усиления контроля, осуществляемого налоговыми органами над хозяйствующими субъектами. Такая процедура позволит частично снизить экономическую активность в той сфере, в которой произошло ужесточение налоговых обязательств. В то же время, смягчение контрольных функций со стороны органов государственной власти, понижение ставок по налогам, предоставление льготных налоговых режимов и создание иных привлекательных условий для дальнейшего развития предприятий, может привести к увеличению экономической активности.
Таким образом, система действующего налогообложения в Республике Татарстан выступает как один из основных факторов развития инвестиционного механизма в регионе. Так, к примеру, создание оффшорных зон приводит к активизации инвестиционного механизма и увеличивает промышленный потенциал на территории свободно-экономической зоны.
Такими оффшорными зонами экономического развития на территории Республики Татарстан являются г. Елабуга и до недавнего времени свободно-экономическая зона (СЭЗ) г. Нижнекамск.
На территориях СЭЗ, как правило, действуют наиболее привлекательные условия развития инвестиционной среды, прежде всего за счёт частичного ослабления налоговых обязательств и создания иных, более привлекательных условий развития инвестиционного климата. Так, к примеру, создание оффшорной зоны на острове Кипр позволило активизировать деятельность туристических компаний, увеличить приток капитала за счёт развития банковской системы, что в конечном итоге позволило сформировать привлекательный инвестиционный климат.
Таким образом, система действующего налогообложения, как один из рычагов государственного регулирования экономической системы, может оказать существенное влияние на условия формирования наиболее привлекательной инвестиционной среды и её дальнейшего развития.
Для дальнейшего развития наиболее привлекательного инвестиционного климата в сфере ЖКХ Республики Татарстан необходимо провести налоговое стимулирование предприятий, занятых в жилищно-коммунальном секторе. Другими словами, в целях привлечения частных инвесторов в систему ЖКХ необходимо совершенствование модели налогообложения, которая должна зависеть от оказываемого предприятием влияния на общество, а также от объёма его финансовой деятельности.
В свою очередь, определить социальную значимость каждого конкретного предприятия ЖКХ Татарстана возможно при помощи органов государственной власти республики. В тоже время, Государственный Совет Республики Татарстан на очередном съезде формирует и утверждает тарифную таблицу, состоящей из трёх уровней для всех предприятий жилищно-коммунального сектора региона.
В первый уровень попадают посреднические предприятия ЖКХ, которые обеспечивают взаимодействие между потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг (ТСЖ, ЖКУ и т.д.). Во второй уровень попадают организации, формирующие вторичные услуги ЖКХ, такие как зимняя и летняя уборка улиц, подъездов, сбор (вывоз и переработка) отходов и т.п. К третьему уровню относятся предприятия, выполняющие важное социально-стратегическое развитие региона, которые обеспечивают необходимыми для жизнедеятельности населения ресурсами (забор, отведение и обеспечение водными ресурсами, обеспечение тепловой и электрической энергией и т.д.).
Каждому из трёх уровней, присуждается определенный коэффициент. К примеру, 1-й уровень – коэффициент 0,9; 2-й уровень – коэффициент 0,7; 3-й уровень - коэффициент 0,5.
В том случае, если предприятие жилищно-коммунального хозяйства подпадает под действие нескольких уровней, то коэффициент определяется исходя из среднеарифметической. К примеру, предприятие подпадает под действие 1 и 2 уровней, тогда коэффициент равен (0,9 + 0,7)/2 = 0.8.
Отнесение предприятий жилищно-коммунального хозяйства в конкретный уровень осуществляется органами государственной власти Республики Татарстан.
Вторым этапом классового подхода системы налогообложения предприятий жилищно-коммунальной сферы республики является определение ставки по налогу на прибыль. С нашей точки зрения, определение размера налога на прибыль, необходимо осуществлять исходя из объёмов получаемой прибыли предприятием ЖКХ в год.
В этой связи целесообразнее разработать таблицу ставок налогообложения (таб. 1), в которой смогла бы найти своё отражение специфика финансовой деятельности каждого предприятия жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Таблица 1. Налоговые тарифы для предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
|
Размер извлекаемой прибыли предприятием ЖКХ РТ в год
|
Ставка по налогу на прибыль
|
1
|
до 100 т.р.
|
2%
|
2
|
от 100т.р. до 300 т.р.
|
5%
|
3
|
от 300 т.р. до 500 т.р.
|
6%
|
4
|
от 500 т.р. до 1 млн. р.
|
9%
|
5
|
от 1 млн.р. до 15 млн.р.
|
15%
|
6
|
свыше 15 млн.р.
|
20%
|
Политика распределения налоговых обязательств в соответствии с уровнем формировании прибыли предприятием ЖКХ, позволит частично снизить инвестиционную напряжённость в сфере жилищно-коммунального хозяйства республики. Это должно произойти, прежде всего, за счёт привлечения в сферу ЖКХ новых субъектов, что может частично увеличить долю инвестиционных средств в отрасли региона за счёт притока дополнительного капитала. Кроме этого, послабление налоговых обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства республики может привести к снижению стоимости услуг ЖКХ Республики Татарстан, в то время как в других регионах России она постепенно растёт. В свою очередь, потери бюджетных средств от уменьшения налоговых ставок компенсируются за счёт развития сферы ЖКХ региона, в которой будут частично созданы условия для формирования и дальнейшего развития наиболее привлекательного инвестиционного климата.
Источники:
2. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Дашков и К°, 2002. – 384с.
3. Виссарионов А., Фёдорова И. Государственный сектор: Границы, контроль, управление// Экономист. – 2003. - №6. – с.3-12.
4. Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 №2030-1 (в ред. 06.06.2003).
5. Закон Республики Татарстан от 29.11.2002 г. №25-ЗРТ «О едином налоге на вменённый доход для отдельных видов предпринимательской деятельности».
6. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1- 2. (ФЗ от 31.07.98. №147-ФЗ «О введение в действие части первой налогового кодекса РФ»).
7. Федеральный закон РФ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» от 31.07.98 №148-ФЗ.
8. Федеральный закон РФ от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:19:25