Практика и перспективы развития государственно-частного партнерства в реализации стратегии региона

Нелюбова Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Нелюбова Н.Н. Практика и перспективы развития государственно-частного партнерства в реализации стратегии региона // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 175-179.

Аннотация:
Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государственного или местного самоуправления) и частных предприятий на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройства и развития территорий, развития инженерной и социальной инфрастуктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, экономика региона, стратегия развития региона



Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государственного или местного самоуправления) и частных предприятий на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройства и развития территорий, развития инженерной и социальной инфрастуктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом. Принятые классификации выделяют обычно следующие формы ГЧП: контракты [1], аренда, концессия, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия [2].

В последние годы области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются. Бурно развиваются и сами формы партнерств, и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись в случаях сооружения автострад, автостоянок, обеспечения населения централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами. [3]

Государство организует свою регулирующую деятельность в сфере партнерства с частным бизнесом в трех основных направлениях.

Во-первых, оно вырабатывает стратегию и принципы, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью.

Во-вторых, оно формирует институциональную среду для разработки и реализации партнерских проектов.

В-третьих, оно непосредственно занимается организацией и управлением государственно-частным партнерством, разрабатывает формы и методы, а также его конкретные механизмы.

В России уже сложилась определенная практика ГЧП. Проекты реализуют, главным образом, на региональном уровне. При этом открываются возможности значительной экономии бюджетных средств за счет сокращения непосредственного участия государства в производстве общественных услуг.

Наши исследования показали, что важным благоприятным фактором среды развития ГЧП в России может быть территориальное стратегическое планирование, которое является организационным механизмом.

Во-первых, оно обеспечивает прозрачный и открытый процесс формирования политики местного развития. Во-вторых, это процесс, позволяющий учесть и согласовать точки зрения различных групп общества, добиться с их стороны поддержки, а значит, и привлечь дополнительные ресурсы для развития и реализации общественно значимых проектов. Тем самым, стратегическое планирование способствует возникновению совместных проектов частного и общественного секторов и успешности их реализации.

Практические вопросы использования инструментов ГЧП рассмотрим на примере реализации стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия).

Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Механизм реализации Стратегии предполагает вовлекать в этот процесс частных инвесторов на условиях взаимовыгодного сотрудничества и социального партнерства в тех направлениях, где это может принести максимальный эффект.

Предприятия, имеющие эффективные инвестиционные проекты, признанные социально-значимыми для области, в настоящее время могут рассчитывать на государственную поддержку за счет областного бюджета (налоговые льготы, бюджетный кредит, государственная гарантия и т.д.).

Администрация Волгоградской области на протяжении пяти последних лет осуществляет взаимовыгодное социальное сотрудничество как с крупными российскими компаниями (ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «СИБУР», ОАО «ТМК» и др.), так и с ведущими промышленными предприятиями в рамках четырехсторонних Соглашений между Волгоградской областью, муниципальными образованиями, Волгоградскими областными общественными организациями профессионального союза и предприятиями.

Соглашения являются механизмом проведения промышленной политики в области и позволяют обеспечить социальную ответственность не только власти, но и бизнеса. С начала 2006 года с 87 предприятиями Волгоградской области заключены четырехсторонние Соглашения, ряд которых имеют долговременный характер – на 2 и более года.

Практика реализации заключенных Соглашений на протяжении пяти лет показала, что это не только реальный механизм взаимодействия власти, бизнеса и профсоюзов, но и источник дополнительных поступлений в бюджет за счет роста заработной платы до уровня российской отраслевой.

Кроме того, предприятия, находящиеся на территории Волгоградской области и относящиеся к крупным российским компаниям, работают в рамках заключенных Генеральных соглашений этих компаний с Администрацией Волгоградской области.

В ООО «ЛУКОЙЛ - Волгограднефтепереработка» в рамках государственно-частного партнерства реализуются ряд инвестиционных проектов. Предприятие при реализации таких проектов освобождается от налога на имущество, снижается налог на прибыль в доле, уплачиваемой в консолидированный бюджет области с 17,5 до 13,5%. Социальный эффект от внедрения передовой технологии производства экологически чистого дизельного топлива заключается в появлении дополнительных рабочих мест, проведении мероприятий по охране окружающей среды.

В Волгоградской области уже внедрены такие проекты государственного значения, элементы которых можно идентифицировать как организационно-правовые предпосылки для реализации государственно-частного партнерства. В частности, создан региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, целью которого будет инвестирование в создание и расширение предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на территории области и занимающихся выпуском инновационной и высокотехнологичной продукции.

В 2007 году продолжит свою деятельность «Волгоградский центр трансфера технологий», основными задачи которого являются поиск, разработка, оценка, сопровождение в продвижении и конечной реализации инвестиционных проектов.

По нашему мнению, для дальнейшего развития форм государственно-частного партнерства на региональном уровне необходимо:

‑ выработать стратегию с применением схем государственно-частного партнерства в соответствующих отраслях;

‑ разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую государственно-частное партнерство, обеспечить ее надежное функционирование;

‑ разработать порядок мониторинга проектов, реализуемых по схемам государственно-частного партнерства, и судебной защиты прав государства и инвесторов отечественных и зарубежных;

‑ обеспечить введение адекватной системы тарифов за пользование объектами транспортной и иной инфраструктуры, построенных по схемам частно-государственного партнерства;

‑ разработать формы инвестиционных соглашений и установить четкий порядок их заключений, учитывая полномочия государственных или муниципальных органов, разработать механизм публичного предложения проектов инвесторам;

‑ создать адекватную систему субсидирования и соответствующих инструментов для того, чтобы социально уязвимые слои населения не пострадали от реализации таких проектов;

‑ обеспечить при реализации проектов частно-государственного партнерства контроль над их экологическими и природоохранными последствиями.

[1] Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005, с.28-32

[2] Сосна С.А. Концессионное соглашение – новый вид договора в российском праве. Журнал российского права. www.concession.ru

[3] Государство и бизнес: институциональные аспекты. М.: ИМЭМО РАН, 2006, с.70.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:36