Вопросы государственного регулирования инвестиционного процесса

Бабаева З.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бабаева З.Ш. Вопросы государственного регулирования инвестиционного процесса // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 171-174.

Аннотация:
В современной экономической теории нет единой точки зрения на роль государства в оживлении инвестиционных процессов российской экономики. Несмотря на ряд принятых в последние годы законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, до сих пор отсутствует целостная политика, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата. Из-за этого многие проблемы российской экономики, негативно влияющие на него, остаются нерешенными.

Ключевые слова: инвестиционный климат, государственное регулирование, инвестиционная политика, инвестиционный процесс



В современной экономической теории нет единой точки зрения на роль государства в оживлении инвестиционных процессов российской экономики. Несмотря на ряд принятых в последние годы законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, до сих пор отсутствует целостная политика, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата. Из-за этого многие проблемы российской экономики, негативно влияющие на него, остаются нерешенными.

К числу современных ключевых инвестиционных проблем народного хозяйства можно отнести:

‑ отсутствие на значительной части российских предприятий эффективного собственника;

‑ высокие риски в экономике и низкое качество гарантий защиты прав инвесторов;

‑ низкую капитализацию российской экономики;

‑ несовершенство судебной и налоговой систем (даже с учетом ее «постоянного» реформирования);

‑ отсутствие стратегической государственной инвестиционной политики.

Можно выделить прямое и косвенное (опосредованное) государственное регулирование инвестиционной сферы.

Прямым является такое регулирование инвестиционной сферы, при котором само государство становится субъектом инвестиционной деятельности. Так, финансирование приоритетных направлений национальной экономики, осуществляемое правительством, относится к прямому государственному регулированию инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование инвестиционной сферы осуществляется государством в значительно больших объемах, чем прямое, и заключается в создании таких условий, которые бы определяли поведение субъектов инвестиционной деятельности оптимальным для целей государственного регулирования образом. Так, например, понижение ставки ссудного процента стимулирует рост инвестиций, что приводит, в свою очередь, к росту объемов производства, национального дохода и сбережений. Последние, являясь основным ресурсом инвестиций и трансформируясь в инвестиции, становятся источником дохода на новом уровне.

Традиционно государственное регулирование инвестиционной сферы воспринималось в отечественной экономической литературе только как прямое. Такой подход был обусловлен особенностями осуществления капитальных вложений и их исследования в условиях и с точки зрения экономики социализма. В этой связи в реализации капитальных вложений выделяли стадию планирования, собственно реализации и определения эффективности. Государство выступало в роли практически монопольного инвестора, устанавливая обусловленный планом инвестиционный спрос и формируя инвестиционное предложение в соответствии с запланированным спросом.

С потерей ведущей роли государства как монопольного инвестора и диверсификацией субъектов инвестиционного рынка, все большее значение начали приобретать косвенные методы государственного регулирования инвестиционной сферы. В отсутствие возможности использования административного ресурса для изменения пропорций инвестиционного спроса и предложения, определяющим фактором инвестиционной сферы, формирующим предпочтения инвесторов, стал инвестиционный климат. В настоящее время основной задачей государственного регулирования инвестиционной сферы является создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата. Осуществление этой цели возможно только в виде косвенного воздействия на комплекс экономических и иных параметров, определяющих состояние инвестиционной сферы.

Вместе с тем, полностью не утрачивают своего значения для национальной экономики в целом и прямые виды государственного регулирования. Они играют важную роль в традиционно дотационных отраслях народного хозяйства. Так, для нормального развития науки и здравоохранения в масштабах страны невозможно привлечение адекватного объема инвестиций частных инвесторов не только в условиях переходной, но и в условиях развитой рыночной экономики.

Традиционно дотационная энергетическая отрасль ‑ угледобыча ‑ немыслима без государственных инвестиций, включающих финансирование геологоразведочных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, других значимых для развития отрасли в масштабах государства направлений.

С точки зрения государственного регулирования инвестиционной сферы, большой интерес представляет типология инвестиций в связи с тем, что свойства инвестиционной сферы и основные направления ее регулирования определяются превалирующим видом осуществляемых инвестиций. Так, в условиях благоприятного инвестиционного климата привлечение все больших объемов иностранных инвестиций требует дифференцированного государственного регулирования прямых, портфельных и других видов инвестиций в целях повышения их эффективности и обеспечения стратегических интересов государства в национальной экономике.

В случае инвестиционного спада, при минимальных объемах инвестиций, особую актуальность приобретают формы государственного регулирования инвестиционной сферы, направленные на стимулирование отдельных высокорисковых видов инвестиций в основной капитал - строительство новых промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расширение и техническое перевооружение уже существующих предприятий в целях диверсификации производства или освоения новых рынков.

В современных условиях важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих потребность в его осуществлении. Государство вновь должно стать крупным собственником и равноправным партнером бизнеса, выступать не только организатором инвестиционного процесса и инвестором, но и выполнять роль гаранта. В настоящее время в России нельзя обойтись без значительного вмешательства государства в инвестиционный процесс, хотя и крайне избирательного по различным сегментам рынка.


Источники:

1. Зубарев А. А. Формирование эффективной инвестиционной политики в макро- и микроэкономических системах в условиях рыночных отношений. - СПб.: ГУЭФ, 1998. - 249 с.
2. Игонина Л. Л. Инвестиционная деятельность в российской экономике. - Владикавказ: Северо-Осетинский гос. университет им. К.
Л. Хетагурова, 1999. - 272 с.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / В кн.:Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 2 - М.: ЭКОНОВ:
КЛЮЧ, 1993. - 485 с.
4. Хитров В. А. Организация инвестиционной деятельности в строительстве на основе методологии управления проектами. - СПб.:
ГИЭА, 1998. - 117 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:36