Особенности бюджетирования предпринимательской деятельности в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В условиях рыночной экономики растет число бюджетных учреждений, занимающихся, в том числе, предпринимательской деятельностью. Статус бюджетного учреждения имеют как государственные, так и муниципальные учебные заведения (ГСПУЗ) системы среднего профессионального образования (СПО). Согласно данным Росстата, 35,12% студентов России обучаются на платной основе в системе СПО. Анализ структуры обучающегося контингента показал, что лидирующие позиции по оказанию платных образовательных услуг в системе государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО) занимает Волгоградская область, доля которой составляет 43,19%.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, бюджетные учреждения, рынок образовательных услуг, среднее профессиональное образование, Волгоградская область
В условиях рыночной экономики растет число бюджетных учреждений, занимающихся, в том числе, предпринимательской деятельностью. Статус бюджетного учреждения имеют как государственные, так и муниципальные учебные заведения (ГСПУЗ) системы среднего профессионального образования (СПО). Согласно данным Росстата, 35,12% студентов России обучаются на платной основе в системе СПО. Анализ структуры обучающегося контингента показал, что лидирующие позиции по оказанию платных образовательных услуг в системе государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО) занимает Волгоградская область, доля которой составляет 43,19%.
Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательных учреждений, входят в состав внебюджетных, расходуемых согласно сметам на решение уставных задач. К ним относятся:
- торговля и оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений;
- приобретение ценных бумаг, получение дивидендов, процентов по ним;
- внереализационные операции, непосредственно не связанные с собственным производством продукции, работ, услуг согласно уставу.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае они изымаются учредителем в его бюджет. Пилотные исследования показали, что 38,9% в финансировании государственных учреждений занимают внебюджетные средства, из них 63% - оплата образовательных услуг населением, 33,5% составляют собственные средства учреждения, 3,5% вносят коммерческие организации безвозмездно или в качестве целевого финансирования [4].
Планируемые средства от предпринимательской деятельности подлежат утверждению Федеральным агентством по образованию. Эти средства ГСПУЗ направляет на различные нужды, однако их эффективное использование требует глубокого финансового менеджмента. Поэтому основным элементом управления ГСПУЗом должно стать бюджетирование, позволяющее отражать, распределять и управлять финансовыми потоками ГСПУЗа и его подразделений с учетом видов оказываемых услуг, прогнозируемых затрат и имеющихся ресурсов.
Для реализации успешного финансового менеджмента в большинстве ГСПУЗов достаточно использовать звенья управления, уже предусмотренные в структуре: бухгалтерию, планово-финансовые отделы и т.п. Роль бюджетирования в ГСПУЗах заключается в стратегическом и тактическом планировании доходов и расходов, финансовых результатов деятельности в виде конкретных финансовых показателей. Бюджетирование способствует реализации программ и планов развития ГСПУЗов с точки зрения обеспечения их финансовыми ресурсами; позволяет определить приоритеты развития учреждения в условиях ограниченности финансовых ресурсов; определяет размеры финансирования подразделений ГСПУЗа из различных источников; позволяет контролировать целевой характер и эффективность использования финансовых ресурсов.
Ключевые параметры экономической деятельности ГСПУЗа уточняются на уровне его структурных подразделений по информации о видах доходов и расходов. Для этого создается центр ответственности - подразделение организации, имеющее свой бюджет и определенные полномочия в области осуществления затрат, формирования и использования доходов.
В практике хозяйственной деятельности принято выделять центры ответственности различных типов: центры нормативных затрат; центры управленческих затрат; центры выручки; центры прибыли; центры инвестиций.
Центром инвестиций является ГСПУЗ в целом со всеми его подразделениями. Он сосредоточивает у себя часть поступлений и направляет их на осуществление инвестиций. Центры прибыли – это подразделения ГСПУЗа, ответственные за получение соответствующих доходов, обеспечивающих не только покрытие текущих затрат, но и развитие материальной базы, социальное развитие. В качестве центров прибыли могут выступать филиалы, управления ГСПУЗа.
Центрами выручки выступают подразделения ГСПУЗа, непосредственно обеспечивающие поступление средств из внебюджетных источников. Как правило, такими центрами могут быть отделения или факультеты. Центры нормативных затрат осуществляют деятельность по непосредственному оказанию услуг сторонним юридическим и физическим лицам. В области оказания образовательных услуг - это выпускающие кафедры или предметно-цикловые комиссии.
Центры управленческих затрат могут быть организованы на базе подразделений, непосредственно не приносящих средств ГСПУЗу, например отделов и служб, общепрофессиональных, гуманитарных предметно-цикловых комиссий. Каждый из соответствующих центров ответственности имеет собственный бюджет и отвечает за его выполнение.
Бюджеты охватывают все сферы финансово-хозяйственной деятельности ГСПУЗа: затраты на оказание услуг, получение выручки, осуществление инвестиций, деятельность вспомогательных подразделений, управление финансовыми потоками, активами и обязательствами. По оценкам специалистов, из-за того, что коммерческие организации не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Вероятно, аналогичные потери возникают и в деятельности ГСПУЗов, поэтому, чтобы избежать этих потерь, необходимо грамотно формировать бюджет и постоянно сравнивать его с фактическими данными, анализировать отклонения, совершенствовать методологию планирования.
Процесс бюджетирования сопровождается интенсивным информационным обменом и включает в себя следующие этапы: планирование, контроль за исполнением планов, анализ, корректировку планов. Структура бюджетов ГСПУЗа состоит из: оперативного бюджета, в состав которого входит бюджет услуг, бюджета обеспечения учебного процесса, бюджета общих и административных расходов и финансового бюджета (бюджета источников финансирования и направлений их использования).
Формирование финансового бюджета осуществляется в нескольких этапов:
1. Составление бюджета доходов. В состав данного бюджета входит утвержденная смета госбюджетного финансирования, смета доходов от предпринимательской деятельности и прочих внебюджетных средств.
2. Формирование сметы расходов заместителей директоров по направлениям их деятельности: учебной, воспитательной, хозяйственной.
3. Формирование общих бюджетов СПУЗа по капитальным вложениям, инвестициям, налогам, состоящих из бюджетов заместителей директоров.
4. Формирование бюджетов отделений и предметно-цикловых комиссий по распределению заместителей директоров.
Для более эффективного использования денежных средств от предпринимательской и прочей деятельности составляется бюджет движения денежных потоков от внебюджетной деятельности и их распределение. Внедрение бюджетирования в СПУЗе базируется на качественном финансовом, маржинальном, план-факт-анализе, анализе безубыточности предпринимательской деятельности образовательного учреждения.
Внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты деятельности бюджетного учреждения, позволит СПУЗу:
- вести учет движения денежных средств в разрезе центров финансовой ответственности, а не только по учреждению в целом;
- оперативно контролировать денежные потоки от внебюджетной деятельности в расчетном периоде;
- использовать информацию о движении денежных средств для управления активами и пассивами;
- определять плановую сумму налоговых платежей, подлежащую уплате в бюджет;
- анализировать влияние прибыли на финансовую устойчивость и платежеспособность ГСПУЗа;
- принимать оперативные меры по устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.
Источники:
2. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 г. по состоянию на 06 июля 2006г
3. Бочаров, В.В.Современный финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2006.- 464с.
4. www.mon.gov.ru
5. www.gks.ru
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:57