Для чего нужно корпоративное управление?

Новоселов Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (92), Июнь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Новоселов Е.В. Для чего нужно корпоративное управление? // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 6. – С. 84-87.

Аннотация:
В рыночной экономике основные доходы создаются в компаниях различных организационно-правовых форм. Одними из животрепещущих проблем современной экономики являются проблемы увеличения дохода от деятельности компании и его распределение между различными лицами.

Ключевые слова: корпоративное управление, распределение прибыли, увеличение дохода



В рыночной экономике основные доходы создаются в компаниях различных организационно-правовых форм. Одними из животрепещущих проблем современной экономики являются проблемы увеличения дохода от деятельности компании и его распределение между различными лицами.

Ответы на вопросы, как распределить доход наилучшим образом, в той или иной степени удовлетворив различные интересы, дает теория и практика корпоративного управления. Выделим его четыре основные цели:

1. Привлечение инвестиций в развитие предприятия;

2. Предупреждение и разрешение конфликтов участников корпоративного управления: самой компании, ее акционеров, заинтересованных лиц;

3. Предупреждение и уменьшение негативных последствий неэффективных решений и управленческих ошибок;

4. Повышение управляемости компании.

Степень соблюдения компанией основных принципов надлежащего корпоративного управления становится все более важным фактором при принятии инвестиционных решений.

В июне 2000 г. консалтинговая компания McKinsey провела опрос 200 крупнейших международных финансистов с целью выяснить вопрос, как качество менеджмента в компаниях влияет на принятие решений о вложениях. Более 80% опрошенных инвесторов готовы платить больше за акции компаний, в которых управление осуществляется эффективно, чем за бумаги корпораций, у которых в этой области есть явные проблемы, даже если у них схожие показатели прибыли и объемов продаж. Это же исследование показало, что более половины инвесторов в развивающих экономиках на первое место ставят качество менеджмента по сравнению с финансовыми результатами.

Участниками корпоративного управления являются три основных группы лиц: компания, акционеры, заинтересованные лица.

Корпоративное управление:

‑ охватывает отношения и способствует поиску баланса интересов между менеджментом, советом директоров и общим собранием акционеров;

‑ регулирует отношения между акционерами и обеспечивает баланс различных их групп;

‑ регулирует отношения между акционерами, компанией и заинтересованными лицами. Заинтересованные лица или соучастники – это группы, которые оказывают влияние на деятельность компании или зависят от нее: работники, кредиторы, клиенты, поставщики, государственные органы, местные власти, общественность. В мировой практике существуют определенные стандарты поведения компании в отношении заинтересованных лиц.

Корпоративное управление является также комплексом отношений между различными индивидуальными и коллективными субъектами, у каждого из которых есть свои цели, совпадающие и не совпадающие друг с другом.

Основными группами носителей целей в организации являются:

‑ владельцы компании;

‑ сама компания;

‑ высший менеджмент;

‑ персонал.

Противоречия существуют как между этими группами, так и внутри них.

Для предупреждения конфликтов следует своевременно выявлять интересы различных групп и создавать механизмы их согласования. В корпоративном управлении для этого служат такие документы, как устав, внутренние правила, стандарты и др.

Неэффективные решения в компании часто порождаются организационными проблемами (в структуре, отношениях, в управленческих решениях), которые являются причинами недостижения целей.

Часто к негативным последствиям для компании приводят управленческие ошибки, среди которых наиболее типичными являются:

1. Естественные (неизбежные) ошибки;

2. Предубеждения, предрассудки и управленческие иллюзии;

3. Отсутствие необходимой информации, незнание, недостаток компетентности в той или иной области;

4. Отсутствие опыта, умений, навыков;

5. Дисфункциональные склонности.

Свести к минимуму организационные проблемы и управленческие ошибки, построить алгоритмы их выявления и решения – также задача корпоративного управления.

Сущность корпоративного управления наиболее полно раскрыта в принципах Организации экономического сотрудничества и развития, которые на сегодняшний день являются основным документом в этой области:

«Одним из ключевых элементов повышения экономической эффективности является корпоративное управление, включающее комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление также определяет рамки, в которых намечаются задачи компании, а также средства реализации этих задач и контроля за результатами деятельности. Надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы правление и администрация компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль, тем самым подталкивая фирмы к более эффективному использованию ресурсов».

В мире не существует единой, общепризнанной модели корпоративного управления, однако доминируют две: англо-американская и немецкая.

Англо-американская модель характерна для США, Великобритании, Канады, Австралии, Индии, Ирландии, ЮАР и других стран. Она действует там, где сформировалась рассредоточенная структура акционерного капитала, т.е. преобладает множество мелких инвесторов. Англо-американская модель подразумевает существование единого корпоративного «штаба» ‑ совета директоров, осуществляющего как надзорные, так и исполнительские функции. Реализация обеих функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе независимых, директоров с функциями контроля, и исполнительных директоров с функциями управления. Правление как самостоятельный орган не создается, оно фактически встроено в совет директоров.

Немецкой модели придерживаются в Германии, некоторых других странах континентальной Европы, а также в Японии. Она развивается на базе концентрированной структуры акционерного капитала, т.е. когда существуют несколько крупных акционеров. Орган управления имеет двухзвенную структуру и состоит из наблюдательного совета, в который входят представители акционеров, сотрудников компании, независимые директора, и правления, которое состоит из менеджеров. Особенностью такой системы является четкое разделение функций контроля и управления: наблюдательный совет осуществляет контроль и надзор над исполнительным органом, который непосредственно управляет текущей деятельностью компании.

Англо-американская и немецкая модели корпоративного управления не являются взаимоисключающими, их элементы могут сочетаться, образуя смешанные модели.

Российская модель находится в процессе формирования, в настоящее время в ней присутствуют различные компоненты зарубежных подходов.

Таким образом, с одной стороны, корпоративное управление – это деятельность, в соответствии с которым корпорация представляет и обслуживает интересы инвесторов, а с другой ‑ это деятельность по установлению баланса между различными экономическими и социальными интересами и целями.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:22:22