Интеграция как инструмент развития электроэнергетики после реформирования
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (95), Август 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Свешников А.В. Интеграция как инструмент развития электроэнергетики после реформирования // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 8. – С. 121-125.
Аннотация:
Реформа электроэнергетики в России была задумана еще в конце 90-х гг. двадцатого столетия. Основаниями для начала реформирования стали финансовая и операционная неэффективность предприятий, физический и моральный износ основных фондов ввиду недостатка инвестиций, а также отсутствие платежной дисциплины.
Ключевые слова: инвестиции, интеграция, энергетика, электроэнергетика
Реформа электроэнергетики в России была задумана еще в конце 90-х гг. двадцатого столетия. Основаниями для начала реформирования стали финансовая и операционная неэффективность предприятий, физический и моральный износ основных фондов ввиду недостатка инвестиций, а также отсутствие платежной дисциплины.
Основными целями реформирования электроэнергетики стали повышение эффективности предприятий и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.
Во время проектной фазы реформы было достаточно много исследований на тему выбора наиболее верного пути развития отрасли. В то же время, известно, что ни в одной развитой экономике реструктуризация электроэнергетики не происходила идеально от начала и до конца. Основные адаптивные процессы в отрасли начинались после ее преобразований. Опыт последних двух десятилетий в разных странах ярко показывает закономерные тенденции, которые могут быть характерны в будущем и для России.
Согласно отчетам институтов ЕС, в последние годы во многих европейских странах, где реструктуризация электроэнергетики уже произошла, остается большой проблемой формирование конкурентного рынка. В качестве основного препятствия созданию рынка совершенной конкуренции называются естественные процессы рыночной интеграции.
В большинстве своем рост количества сделок внутри энергетической отрасли происходил по всем направлениям (нефть, газ, электроэнергетика, угольная промышленность). При этом электроэнергетика демонстрировала наиболее устойчивую динамику. Наиболее активными в сделках были крупные европейские вертикально-интегрированные энергокомпании (EDF, RWE, E.ON и др.). Преимущественно они приобретали генерирующие, распределительные, а также газовые предприятия в качестве инструмента диверсификации бизнеса. К 2002 г. доля семи крупных участников увеличилась до такой степени, что они стали доминировать на внутреннем рынке ЕС, контролируя почти две трети всех продаж.
Подобные процессы могут найти приложение в сравнительных аналогиях с особенностями становления отечественной конкурентной электроэнергетики. Наиболее важный вопрос, который остается постоянно открытым как для отечественной, так и для зарубежной электроэнергетики, – это использование наиболее оптимальных инструментов управления развитием, как с точки зрения государства (регулирование), так и с точки зрения энергокомпаний.
Согласно стратегии РАО «ЕЭС России», характеризующей целевую структуру отрасли после реформирования, рынок электроэнергии будет представлен двухзвенной моделью, состоящей из оптового и розничного рынков. Первостепенной задачей является либерализация оптового рынка для обеспечения конкурентных механизмов ценообразования и прозрачных сигналов для потенциальных инвесторов.
В большинстве своем оптовый рынок будет представлен крупными генерирующими компаниями и покупателями. Исходя из общетеоретической модели подобного рынка, он может и не иметь Парето-оптимума [1]. В связи с такой возможностью важно понять, какие факторы будут способствовать приближению состояния рынка к оптимальному и каким образом на данный процесс может повлиять интеграция компаний.
Для определения особенностей эффективного равновесия необходимо выделить факторы, влияющие на решение задачи максимизации общественной полезности, с которой сталкивается государственная функция социального планирования. Среди них можно выделить следующие:
‑ предельно-допустимая рыночная концентрация и рыночная власть на оптовом (национальном и локальном) рынке электроэнергии;
‑ структура и величина издержек компании (возможности использования экономии от масштаба и снижения общественных затрат на производство электроэнергии).
Как показало исследование, три наиболее крупные компании будут контролировать около 34% рынка по мощности, при этом доля «ГидроОГК» составит около 15%.
Однако диверсификация рынка в региональном разрезе представляется менее впечатляющей. В большинстве случаев предполагается наличие от четырех до восьми крупных производителей в каждом регионе. В двух регионах самый крупный отдельный производитель будет контролировать около 35% рынка, что по условиям Закона «Об электроэнергетике» требует введения регулирования цен и возможно потребует разделения некоторых компаний на более мелкие. Три крупнейшие компании в каждом регионе будут контролировать долю рынка в диапазоне 50-84% суммарных генерирующих мощностей, при этом наиболее высокая доля совместной собственности будет наблюдаться в северо-западном регионе.
Более тревожным является тот факт, что государство вместе с около-государственными компаниями, а также два рыночных участника («Русал» и «Норильский никель») будут контролировать более 60% национального рынка. Такая структура создает концентрацию, близкую к критическим значениям, а в случае сговора некоторых участников может создавать серьезные угрозы конкуренции.
Весомым оправданием подобным процессам может быть экономия издержек на масштабе. При создании более крупных компаний может происходить снижение издержек за счет использования единой системы управления, технологий и переговорных возможностей с поставщиками.
По результатам проведенного исследования функции издержек, было выяснено, что экономия от масштаба при производстве электроэнергии определенно имеет место, но она пропадает на уровне генерации, превосходящем примерно 10 млрд. кВтч в год. Если в качестве среднего значения установленной мощности принять величину 5500 ч/год, то величина установленной мощности компании с указанным производством составит около 2 ГВт. Это в несколько раз меньше мощности практически любой генерирующей компании, созданной в процессе реформирования (ОГК, ТГК).
Таким образом, в ситуации, когда консолидация отрасли не является однозначно эффективной, в экономике должна возрасти роль регулирующих органов. Наиболее приоритетными задачами для них должны быть следующие:
‑ сегментация национального рынка на локальные области и выявление наиболее проблемных из них;
‑ развитие сетевой инфраструктуры;
‑ планирование конкуренции на розничном рынке в долгосрочной перспективе.
Энергокомпаниям при разработке стратегии интеграции следует уделить внимание следующим аспектам:
‑ формированию оптимальной структуры энергоактивов с точки зрения недопущения ограничений со стороны антимонопольных органов;
‑ возможностям снижения издержек;
‑ потребности в инвестициях в новые мощности и возможностям их оперативного привлечения.
Согласно тенденциям, складывающимся на международном рынке, развитие идет по пути формирования многопрофильных энергетических компаний. Для отечественного рынка после реформирования вопрос образования интегрированных энергокомпаний становится более актуальным чем когда-либо и требует детального исследования.
[1] Парето-оптимальным называется такое состояние экономики, при котором невозможно изменить производство и распределение таким образом, чтобы благосостояние одного или нескольких субъектов увеличилось без уменьшения благосостояния других
Источники:
2. Codognet M-K. Mergers and Acquisitions in the European Electricity Sector: Cases and Patterns / Codognet Marc-Kevin, Jean-Michel Glachant, Celine Hiroux, Matthie Mollard, Francois Leveque, Marie-Anne Plagnet. – CERNA, Centre d’economie industrielle, Ecole Nationale Superreure des Mines de Paris, July 2003.
3. Концепция Стратегии ОАО «РАО «ЕЭС России» на 2003-2008 гг. «5+5» / РАО «ЕЭС России» (www.rao-ees.ru). – М., 2003.
4. Paul L. Joskow, Jean Tirole. Reliability and competitive electricity markets // NBER Working Paper, May 2004, №10472.
5. Федеральный закон «Об электроэнергии» от 26 марта 2003 г. N35-ФЗ.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:39:31