Оценка инвестиционного потенциала предприятия как основа разработки инновационной стратегии промышленного комплекса и региона
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мухаметшин М.Ф. Оценка инвестиционного потенциала предприятия как основа разработки инновационной стратегии промышленного комплекса и региона // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 5. – С. 49-53.
Аннотация:
Растущий физический и моральный износ производственных фондов, накладывающийся на качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов, грозит серьезными осложнениями в развитии российской экономики в будущем. Дефицит финансовых ресурсов остро ставит перед руководителями российских нефтехимических предприятий задачу корректного количественного и качественного обоснования эффективности инвестиционных вложений в те или иные инновации, а также задачу поиска наиболее оптимальных в современных условиях источников финансирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: привлечение инвестиций, инвестиции, инвестиционный потенциал региона, инвестиционный потенциал, промышленный комплекс, дефицит финансовых ресурсов
Растущий физический и моральный износ производственных фондов, накладывающийся на качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов, грозит серьезными осложнениями в развитии российской экономики в будущем. Дефицит финансовых ресурсов остро ставит перед руководителями российских нефтехимических предприятий задачу корректного количественного и качественного обоснования эффективности инвестиционных вложений в те или иные инновации, а также задачу поиска наиболее оптимальных в современных условиях источников финансирования инновационной деятельности.
Проблема инвестиций в реальном секторе экономики не нова и по своей значимости стоит в одном ряду с другими проблемами экономического роста, в том числе с поставленной задачей удвоения ВВП. Между тем, чтобы оценить те процессы, которые препятствуют ускоренному развитию экономики, необходимо проанализировать инвестиционный потенциал предприятий.
Среди множества причин инвестиционной пассивности предприятий немаловажной является проблема одновременного финансового обеспечения текущей хозяйственной деятельности и стратегического развития. В современной хозяйственной практике отечественные предприятия замораживают начатые перспективные инвестиционные программы и проекты, сталкиваясь с дефицитом оборотного капитала и нехваткой финансовых средств на оперативное обеспечение производственного процесса. Некоторые предприятия, наоборот, в погоне за перспективными возможностями путем повышения текущих инвестиционных вложений сокращают свои финансовые резервы ниже разумного предела и оказываются в положении банкротов. Такая ситуация в зарубежной и отечественной литературе характеризуется понятием «овертрейдинг».
Для того, чтобы не допустить появления таких проблем, целесообразно заранее прогнозировать ситуацию потери предприятием текущей платежеспособности во имя долгосрочных устремлений и на этапе разработки перспективных планов исключать из числа рассматриваемых «невыполнимые» для предприятия (с позиции финансового обеспечения) проекты.
Таким образом, в преддверии реализации программы перспективного развития, важно ответить на вопросы: «Сможет ли предприятие выполнить намеченные инвестиционные планы? Насколько эффективно хозяйствующий субъект способен одновременно осуществлять финансирование текущей производственной и перспективной инвестиционной деятельности? Не приведет ли выделение средств на крупные инвестиционные проекты к параличу текущей производственной деятельности?».
Все это позволит избежать потери финансовой устойчивости предприятий или упущенной выгоды, обусловленной замораживанием средств в крупных инвестиционных проектах.
В экономической науке и хозяйственной практике для решения подобных задач широко применяется методика оценки финансовой устойчивости предприятия, характеризующая способность хозяйствующего субъекта обеспечивать производственный процесс собственными оборотными средствами, либо собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами, либо собственными оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными кредитами.
Одной из основных задач анализа финансовой устойчивости предприятия является определение степени обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками их формирования, а также соотношение объема собственных и заемных средств. Проведение такого анализа на основе данных управленческой и бухгалтерской отчетности позволяет выявить соответствие или несоответствие (излишек или недостаток) средств для формирования запасов и покрытия собственных производственных затрат.
Развитие существующей методики и включение в состав анализируемых затрат издержек, связанных с перспективным развитием предприятия, позволит ответить на вопрос: «Насколько эффективно данный хозяйствующий субъект наряду с формированием ресурсов, необходимых для текущей производственной деятельности, сможет осуществить еще и инвестиционные планы?».
Для решения этой задачи при оценке соответствия имеющихся и требуемых средств для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности целесообразно в состав анализируемых затрат включить также инвестиционные потребности для реализации перспективных планов/проектов.
В рамках системного подхода исследования инвестиционной деятельности на основе анализа и оценки инвестиционного потенциала предприятия вырабатывается инновационная стратегия промышленного комплекса и региона в целом.
Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира, как правило, являются:
‑ увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
‑ обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
‑ повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
‑ укрепление безопасности и обороноспособности страны;
‑ улучшение экологической обстановки;
‑ сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями и, прежде всего, с инвестициями.
Инновации изначально нацелены на практический коммерческий результат. В связи с этим государственная инновационная политика должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационной деятельности и выступать связующим звеном между сферой академической науки и задачами социально-экономической сферы.
Министерством промышленности и науки РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти разработаны «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года, которые направлены на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Это касается повышения качества жизни населения, достижения экономического роста на основе инновационного развития, укрепления фундаментальной науки, совершенствования системы образования, обеспечения обороны и безопасности страны.
В соответствии с данным документом формирование национальной инновационной системы рассматривается как «важная задача, неотъемлемая часть экономической политики государства. Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны».
Создание правовыми методами экономической свободы хозяйственной жизни обеспечит в ближайшие 2-3 года достижение полного освоения реальных промышленных мощностей, что предполагает экстенсивное развитие экономики. За эти годы должны быть приняты все возможные меры к обеспечению благоприятного инвестиционного климата с тем, чтобы к 2009-2010 годам темпы прироста прямых инвестиций в промышленности составили не менее 10—15 % в год.
Это, как намечено стратегией Правительства РФ, позволит воспроизвести промышленность по объемам производства до уровня 1990 года и частично реструктурировать ее на прогрессивной и принципиально новой технико-технологической основе, заложив основы конкурентоспособности отечественной промышленности с учетом процессов глобализации экономики.
Такой вывод следует из анализа условий социально-экономического развития различных стран мира и используемых для этого факторов. Тем самым, будут инициированы две группы факторов экономического роста - инвестиционная активность экономики и высокий уровень потребления, создаваемый в результате роста благосостояния населения.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:21:41