Конкурентные преимущества интегрированной логистики в цепях поставок

Вовчик Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (90), Май 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Конкурентоспособность, как известно, является ключевым параметром, определяющим стабильность фирмы на рынке. Устойчивое предпочтение к товарам и услугам, производимым фирмой, со стороны покупателей ведет к росту объема продаж, позволяет увеличить долю рынка, повысить уровень рентабельности, то есть, достигнуть традиционных для любого коммерческого предприятия стратегических целей.

Ключевые слова: логистика, конкурентоспособность, интегрированная логистика, управление цепями поставок



Конкурентоспособность, как известно, является ключевым параметром, определяющим стабильность фирмы на рынке. Устойчивое предпочтение к товарам и услугам, производимым фирмой, со стороны покупателей ведет к росту объема продаж, позволяет увеличить долю рынка, повысить уровень рентабельности, то есть, достигнуть традиционных для любого коммерческого предприятия стратегических целей.

Два базовых способа (возможно также их сочетание) достижения конкурентного преимущества выделил Майкл Портер [1]. Так, фирма лидирует, если она либо имеет возможность предложить аналогичный товар с более низкими, чем у конкурентов издержками, снижая тем самым цену, то есть увеличивая прибыль, либо может предложить большую, чем у конкурентов полезность товара или услуги для потребителей. Портером полезность обозначается термином «дифференциация» товара.

Конечным результатом деятельности компании выступает, так называемая, ценность товара и услуги, являющаяся итогом реализации целого ряда видов деятельности: производства, транспортировки, складирования и любого другого действия, добавляющего ценность. Совокупность и взаимосвязь этих видов деятельности, называемые Портером цепочкой ценности, определяют конкурентное преимущество.

Современная логистика охватывает все процессы, в ходе которых осуществляется движение товаров, и сопутствующее движение информационных, финансовых и иных потоков. В соответствии с концепцией интегрированной логистики, необходимо объединение функционирования различных предприятий с целью повышения эффективности их совместного функционирования за счет оптимизации потоков.

Основным объектом регулирования интегрированной логистики выступает не отдельная фирма, а вся цепь поставок, как система всех организаций и видов деятельности, связанных с созданием конечной ценности товара или услуги. Таким образом, конкурируют не единичные предприятия, а интегрированные системы ‑ цепи поставок, причем конкурентоспособность отдельного предприятия зависит от эффективности работы всей системы.

Наличие цепи поставок предполагает, что существует целая совокупность предприятий, состоящих друг с другом в отношениях по принципу поставщик товара, услуги ‑ клиент, что традиционно приводит к возникновению своеобразного конфликта их интересов. Например, если для покупателя условия сделки выгодны, и он получает высококачественный товар по низкой цене, то для поставщика выполнение подобного контракта может вести к сокращению уровня прибыли или даже, в крайнем случае, к убыткам.

Эта ситуация неизбежно приводит к возникновению противоречий между сторонами: поставщик будет стремиться сократить свои расходы за счет более низкого качества поставляемых материалов или оказываемых услуг, а покупатель будет предъявлять к поставщику повышенно жесткие требования, оказывая на него постоянное давление. В конечном итоге результаты такого сотрудничества не будут устраивать ни одну из сторон. В интегрированной логистике максимальная выгода достигается всеми участниками цепи поставок, а конфликтные отношения заменяются партнерскими, направленными на достижение общих целей.

Преобразование сложившейся системы продвижения материальных и информационных потоков в части развития и углубления интеграционных процессов в цепи поставок обосновано только при условии наличия измеримого положительного результата. В качестве показателя изменения уровня конкурентоспособности за счет оптимизации потоков, на наш взгляд, целесообразно использовать уровень общих логистических затрат в цепи поставок, возникающих при продвижении товара от начального поставщика до конечного потребителя. При этом нельзя ограничиваться только уровнем расходов поставщиков, связанных с поставкой конечному потребителю, которые вместе с их прибылью находят свое отражение в цене продажи товара.

Даже, если в соответствии с условиями поставки товар доставляется непосредственно клиенту, он несет определенные затраты логистического характера, связанные с получением товара, его возможным хранением, подготовкой к потреблению и иные расходы. Именно совокупные логистические затраты вместе с прибылью поставщиков и иными расходами на осуществление хозяйственной деятельности (например, на производство товара) находят свое выражение в показателе «ценность» товара или услуги, образующаяся на выходе цепи поставок.

Данный подход, выражающийся в измерении эффективности функционирования цепи поставок на базе оценки уровня общих логистических расходов, обоснован и может быть активно использован в силу следующих причин.

1. Логистические затраты занимают существенную долю в общих хозяйственных издержках, связанных с созданием товара.

Следовательно, их сокращение за счет оптимизации логистических процессов при условии, что другие расходы не увеличатся, приведут к снижению общих издержек. Допустимо также и увеличение логистических расходов в случае, если это приведет к бóльшему сокращению других затрат.

2. Показатель дифференциации товара, выражающийся в уровне качества товара, его потребительских свойств, с одной стороны, скорее, выступает отражением влияния технологий, особенностей производственного процесса. С другой стороны, дифференциация товара, с точки зрения предоставления клиенту высокого уровня сервиса, влечет за собой сокращение его издержек, связанных с получением и потреблением товара.

Например, возможность продавца поставлять товар в полном соответствии с согласованным графиком ведет к снижению расходов клиента на приемку товара и содержание запасов. Таким образом, товар приобретает бόльшую ценность для клиента, если он минимизирует свои затраты после его получения.

3. Любая логистическая операция, будучи затратной, вносит свой вклад в создание общей ценности товара. Поэтому анализ уровня общих расходов на логистику позволяет оценивать и контролировать функционирование логистической системы, не только в отношении ключевых видов деятельности, таких, как, например, транспортировка, хранение, управление запасами и логистической инфраструктурой, но и других, более частных, вспомогательного порядка (например, ведения документооборота, организации выполнения заказа, отслеживания состояния взаиморасчетов и т.д.).

Анализ, контроль и оптимизация общих расходов возможны только в условиях полностью интегрированной логистики, когда основное внимание концентрируется не на отдельном виде деятельности, а на регулировании всей цепи поставок или когда между участниками цепи поставок установлены партнерские отношения, направленные на достижение общей цели.

При использовании предложенного подхода к оценке изменения уровня конкурентоспособности целесообразно разделить общие затраты на отдельные модули, сформированные по принципу принадлежности к субъекту затрат, то есть к участнику цепи поставок, который фактически несет эти затраты.

Для анализа общего уровня расходов необходимо:

во-первых, определить, какой из участников цепи поставок имеет преимущество по тому или иному виду деятельности с точки зрения уровня затрат на ее осуществление;

во-вторых, установить характер взаимозависимости между затратами участников цепи поставок, то есть, определить, насколько изменение затрат одного участника цепи поставок повлияет на изменение затрат другого участника цепи и на общий уровень затрат цепи поставок.

Отдельные методические основы анализа, проведенного по функционально-стоимостному принципу, являются наглядным примером применения системного подхода интегрированной логистики. Прежде всего, выявлялись основные элементы – затраты отдельного участника цепи поставок на осуществление определенного вида деятельности. Затем исследовалось влияние отдельного элемента системы на ее другие элементы и на всю систему в целом. Реализация данного подхода за счет интеграционных процессов в цепях поставок позволяет решить общую задачу логистики – обеспечить должный уровень обслуживания клиента с минимальными издержками.

[1] Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ./под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина.-М.: Междунар. Отношения, 1993.-896 с.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:33:46