Вопросы формирования вертикальной интеграции предприятий лесопромышленного комплекса Омской области
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (88), Апрель 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Мы живем в эпоху перемен. Изменения, происходящие в мировой экономике, основаны на повышении эффективности использования знаний. Привычные источники для извлечения прибыли (природные ресурсы, машины, оборудование) по сравнению с человеческими ресурсами теряют свое определяющее значение.
Ключевые слова: вертикальная интеграция, лесопромышленный комплекс, человеческие ресурсы, Омская область
Мы живем в эпоху перемен. Изменения, происходящие в мировой экономике, основаны на повышении эффективности использования знаний. Привычные источники для извлечения прибыли (природные ресурсы, машины, оборудование) по сравнению с человеческими ресурсами теряют свое определяющее значение.
Разработки, направленные на повышение качества и снижение издержек, вызвали модернизацию организационных и управленческих решений как во внутренних бизнес-процессах предприятий, так и в процессах взаимодействия между отдельными предпринимателями и отраслями. Понятие отрасли в привычном значении также исчезло. Взамен создаются сетевые и кластерные структуры, которые, используя общие конкурентные преимущества, формируют и модернизируют рынки.
Предприятия крупного бизнеса в большей степени подвержены влиянию объективных факторов современной экономики:
– крупным организационно-технологическим изменениям: диверсификации и специализации, модернизации крупного производства, процессам конверсии и разгосударствления, изменениям в отраслевой структуре занятости;
– расширению и динамическим изменениям рыночной среды: глобальной конкуренции и изменению схемы международного разделения труда в связи с появлением всемирных транспортных и информационных систем, развитию международных рынков;
– усилению конкуренции между предприятиями, требующему быстрой и эффективной реакции на изменение конъюнктуры рынка, создания новых форм организации производства, схем финансирования и сбыта.
В связи с действием указанных факторов, крупные предприятия в значительной степени заинтересованы в образовании малых и средних предприятий, которые возьмут на себя:
– инициативную разработку проектов с высокими рисками и наукоемких технологий (в этом случае крупные фирмы исповедуют «стратегию выжидания», подключаясь к непосредственному внедрению новой идеи на стадии организации серийного производства, когда идея уже прошла рыночную апробацию);
– проведение наукоемких научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, в том числе и с целью уменьшения издержек (часто в интересах нескольких заказчиков);
– оказание аутсорсинговых услуг, в том числе выполнение функций интеграторов в системах снабжения и сбыта (обеспечение и контроль качества поставок, интеграция компонентов, работа с потребителями и т.д.).
Такие изменения не могут не вызвать нарушения стабильности в социальной среде регионов с градообразующими предприятиями. Оно является как возможной угрозой, так и потенциальным шансом для развития социально-экономической сферы отдельно взятого региона.
Анализ опыта социально-ответственного реформирования отраслей и крупных организаций в США, Японии и Германии свидетельствует о том, что возникающие при этом отрицательные последствия (высвобождение и привлечение трудовых ресурсов, социальная нестабильность и т.п.) компенсируются стимулированием развития малого и среднего бизнеса в окружении реформируемых предприятий.
Одной из наиболее эффективных форм такого стимулирования является создание кластерных структур как систем взаимодействия разнородных предприятий на основе коммерческого использования имеющихся региональных конкурентных преимуществ. Несмотря на наличие некоторого разнообразия в определениях, названиях, формах управления, основной сутью кластерных структур является система, обеспечивающая умножение возможностей отдельных элементов, т.е. такая система всегда обладает большими возможностями, чем сумма возможностей отдельных ее элементов.
Так, например, для предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) Омской области необходима продуманная система действий по обеспечению гармоничного сочетания развития предприятий разного масштаба, обеспечивающего рост суммарной эффективности производства. Вертикальная интеграция предприятий ЛПК составит основу создания кластера, то есть выходящей за границы отрасли сети предприятий, государственных учреждений и т.д.
На наш взгляд, восстановление лесопромышленного комплекса Омской области с замкнутым технологическим циклом и, как следствие, увеличение доли лесопродукции в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) возможно при решении следующих задач:
– выхода предприятий ЛПК Омской области из теневого бизнеса;
– обеспечения рационального и полного использования лесного потенциала Омской области за счет роста объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции ЛПК, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкосортной, мелкотоварной и лиственной древесины;
– расширения экспортной деятельности организаций ЛПК, а также освоения межрегиональных рынков продукции лесопереработки;
– создания оптимальной схемы размещения ЛПК на территории Омской области, обеспечивающей максимизацию добавленной стоимости на основе замкнутых технологических циклов;
– совершенствования форм, приемов и средств управления производством в организациях ЛПК;
– привлечения инвестиций для модернизации и технического перевооружения действующих производств и ФГУ «Омсксельлес», введения в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
– интеграции организаций ЛПК и организаций машиностроения Омской области;
– увеличения числа рабочих мест на предприятиях ЛПК;
– повышения производительности труда в организациях ЛПК;
– достижения синергетического эффекта за счет оптимального взаимодействия предприятий;
– увеличения налогооблагаемой базы предприятий, что привлечет дополнительные средства в региональный бюджет Омской области.
К корпоративному аспекту структурной политики относятся вопросы, связанные с ролью крупнейших компаний, в том числе естественных монополий, интегрированных структур – ФПГ (финансово-промышленных групп), ВИК (вертикально-интегрированных компаний), холдингов, а также с группой приоритетных импортозамещающих производств и производственных комплексов. При этом, крупные корпоративные структуры выступают не только объектом, но и субъектом промышленной политики.
Модели организации вертикальной интеграции разнообразны. Одним из вариантов привлечения средств могут быть различные финансово-промышленные группы, которые готовы инвестировать свои средства. Но это чревато тем, что впоследствии органы исполнительной власти могут потерять контроль над организациями ЛПК Омской области, а налоговые отчисления будут поступать в другие регионы (где зарегистрированы эти группы).
Для масштабного привлечения инвестиций в развитие ЛПК Омской области и эффективного взаимодействия структур власти и бизнеса нами предложено создание открытого акционерного общества, где Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области станет учредителем и владельцем контрольного пакета акций.
Источники:
Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:50:41