Методические подходы к оценке эффективности программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур

Коровин А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коровин А.В. Методические подходы к оценке эффективности программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 56-58.

Аннотация:
При рассмотрении вопроса совершенствования методики разработки и оценки эффективности программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур, необходимо уточнить, можно ли на современном этапе говорить об общей методологии оценки государственных целевых программ, в число которых входят и программы регионального развития, и муниципальные целевые программы. Конечно, существуют определенные особенности и отличия программ муниципального развития, которые, в свою очередь, влияют на правильную оценку их эффективности.

Ключевые слова: региональное развитие, муниципальное развитие



При рассмотрении вопроса совершенствования методики разработки и оценки эффективности программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур, необходимо уточнить, можно ли на современном этапе говорить об общей методологии оценки государственных целевых программ, в число которых входят и программы регионального развития, и муниципальные целевые программы. Конечно, существуют определенные особенности и отличия программ муниципального развития, которые, в свою очередь, влияют на правильную оценку их эффективности.

В своей деятельности органы государственной власти и местного самоуправления руководствуются нормативными документами, основным из которых в области оценки эффективности программ регионального развития является «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ», в осуществлении которых участвует Россия.

Он, в частности, определяет, что раздел целевой программы «Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы» должен включать в себя показатели, которые (с учетом индивидуальности и специфики целевых программ) необходимы для анализа и оценки:

‑ конкретных результатов выполнения программы по годам;

‑ использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников;

‑ эффективности реализации программных мероприятий.

Основными инструментами оценки эффективности целевых программ являются сведения, показатели и методы их расчета, применяемые государственными заказчиками. К показателям, необходимым для оценки эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программ в сфере реального сектора экономики, относятся показатели снижения энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости на единицу выпускаемой продукции, роста объемов выпускаемой продукции. Для целевых программ в социальной сфере используются показатели, отражающие рост доходов на душу населения, создание новых рабочих мест; для программ в сфере экологии - показатели, отражающие изменение экологической обстановки и степень достижения нормативного качества окружающей среды.

Разработку методологии оценки эффективности программ муниципального развития государство оставляет на откуп государственных заказчиков, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Должна быть четкая общепринятая система оценки этой эффективности.

Цель программ муниципального развития состоит во вложении средств (бюджетных средств, муниципального имущества, в том числе имущественных прав), привлечении частного капитала в объекты экономической и социальной деятельности для достижения общественно-полезного эффекта в рамках отдельного муниципального образования. Отсюда следует, что понятием, наиболее адекватно описывающим сущность программ муниципального развития, является понятие инвестиционных программ. Отличием же программ муниципального развития от коммерческих инвестиционных проектов является целевое начало: для коммерческих инвестиционных проектов главное - прибыль инвестора, а для программ муниципального развития - общественные блага.

В ходе научных исследований, проводимых в Ставропольском государственном аграрном университете под руководством профессора А.В. Гладилина, разработана и обоснована на базе методов инвестиционного анализа следующая методика оценки эффективности программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур.

Эффективность оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала программы до ее прекращения. Расчетный период разбивается на шаги - отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Время в расчетном периоде измеряется в годах и отсчитывается от фиксированного момента t0 = 0, принимаемого за базовый. В качестве базового принимается момент начала первого шага.

В соответствии с приведенным выше определением эффективности программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур, в основе оценки этой эффективности лежит выявление и количественное измерение (по возможности) эффектов реализации программ для всех участников (эффект характеризует превышение результатов реализации программ над сопутствующими затратами за определенный период времени).

По нашему мнению, социально-экономические последствия осуществления программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур, включают как непосредственные результаты и затраты программ (прямые эффекты), так и «внешние» (косвенные эффекты): затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

Прямые эффекты отражают результаты реализации программы для ее непосредственных (прямых) участников (участников инвестиционного проекта, лежащего в основе программы). Единым источником прямых эффектов от реализации программ муниципального развития выступает добавленная стоимость, которая может быть получена путем исключения материальных затрат из валовой выручки. Таким образом, укрупненно добавленная по программе стоимость будет включать амортизацию, затраты на оплату труда (включая обязательные отчисления на социальные нужды), прибыль; налоговые платежи. На основе первичных эффектов рассматриваются соответствующие виды эффективности. При этом прямая эффективность программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур, образуется за счет следующих составляющих:

- коммерческой эффективности;

- бюджетной эффективности;

- социальной эффективности.

Косвенные эффекты учитываются в количественной форме на основе соответствующих нормативных и методических материалов, а также с использованием экспертных оценок. Если косвенные эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния.

Программа, как и любая операция, связанная с получением доходов и (или) осуществлением расходов, порождает денежные потоки. В нашей методике используются денежные потоки по программе и денежные потоки для отдельных участников программы.

Основной прямой социальный эффект от программ муниципального развития, реализуемых с участием предпринимательских структур, который выражается в денежной форме, ‑ это сумма средств, направляемая на выплаты работникам, задействованным в программе. Данный позитивный эффект способствует экономическому развитию, расширяет возможности трудоустройства местного населения, увеличивает поступления налогов в бюджеты разных уровней.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:09:34