Государственное регулирование как инструмент эффективного управления отраслями экономики

Коротаев Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коротаев Е.В. Государственное регулирование как инструмент эффективного управления отраслями экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 41-43.

Аннотация:
Мировой экономический прогресс ориентирует промышленно развитые страны в направлении формирования качественно нового общества. Большинство специалистов называют это вступлением человечества в постиндустриальную эпоху, которая, в частности, характеризуется инновационными подходами как в отношении управления, так и организации экономических процессов.

Ключевые слова: государственное регулирование



Мировой экономический прогресс ориентирует промышленно развитые страны в направлении формирования качественно нового общества. Большинство специалистов называют это вступлением человечества в постиндустриальную эпоху, которая, в частности, характеризуется инновационными подходами как в отношении управления, так и организации экономических процессов.

Обоснование и разработка стратегии развития России в XXI веке является сегодня крайне актуальной задачей. Мнение о саморазвитии, самонастройке рыночного механизма находит все меньше сторонников. Все больше экспертов приходит к выводу о том, что роль государства должна быть весьма значительной. Государство призвано создавать институционально-правовую структуру, выполняющую функции по обеспечению производства «общественных» благ, защите от внешних эффектов, регулированию естественных монополий и т.д.

На сегодняшний день в экономической науке сложились две основные противостоящие друг другу концепции переходной экономики: градуалистская и радикальная. Первая предполагает переход к рынку в условиях достаточно мощного государственного протекционизма. Ее авторы утверждают, что рыночные отношения формируются постепенно, под контролем государства, которое определяет в какой мере давать простор развитию рыночных связей экономических агентов, а в какой, наоборот, вступать на путь интервенционализма и ограничения этих связей, вытесняя их интенсивным государственным регулированием.

Радикальная концепция, не отрицая функций государственной власти, ориентируется на минимизацию непосредственного участия государства в тех сферах, где рынок функционирует эффективнее, а присутствие государства ведет лишь к неоправданным затратам ресурсов, разрастанию бюрократии и коррупции.

Конфликт этих двух концепций находит непосредственное отражение при рассмотрении большинства вопросов, связанных с реформированием российской экономики. Его актуальность и значимость отражается на проводимой экономической политик, именно им обуславливается непоследовательность в действиях государственной власти.

Для нашей страны решение данной проблемы представляется особенно актуальным, поскольку российские экономические реформы внесли большое число не совсем верных экономических суждений о путях развития отечественной экономики. Это относится к активному вытеснению государства из экономической сферы и его сознательному уходу от функций управления и планирования. Данный подход нельзя признать научным, поскольку он не отличается от моделей «самотека», от упования на некие силы, которые могут сами по себе привести к тому или иному результату.

Активизация роли государства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста должна сочетаться с процессами рыночного реформирования экономики, то есть необходим синтез государственного регулирования для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных целей. Современная экономика ‑ это экономика систем, которые перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации и взаимоорганизации.

Государственное регулирование есть способ опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Дании, Австрии, Испании), Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. В США, Канаде, Австралии, где не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями, государственное регулирование экономики развито слабее. Тем не менее госрегулирование и в этих странах играет заметную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

В период преодоления системного кризиса в экономике усиление роли государства необходимо по следующим причинам:

‑ пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система, государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;

‑ место ушедшего от управления экономикой государства тотчас занимают криминальные структуры;

‑ потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеют столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и уходу незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой должны включать:

‑ формирование государственного сектора экономики;

‑ стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса;

‑ регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов;

‑ регулирование на региональном уровне.

Модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой является индикативное регулирование, выступает в качестве наиболее подходящей для реализации указанной стратегии. Индикативное регулирование сочетает характеристики централизованного директивно-распорядительного регулирования и черты рыночного саморегулирования.

Наиболее целесообразной формой индикативного регулирования применительно к условиям России является структурно-стратегическая. Сегодня, как правило, речь идет о придании государству функций непосредственного управления собственностью (федеральной или субфедеральной), но уже не в командно-административном смысле, а в условиях рыночных отношений.

Именно поэтому сегодня особый интерес представляет исследование государственного сектора социальной сферы, поскольку на него в наибольшей степени распространяются возможности государственного регулирования.

Оценивая перспективы развития социальной сферы в современных экономических условиях, на наш взгляд, нельзя вернуться к «доперестроечным» формам планирования, но точно так же неэффективным может оказаться и применение индикативного планирования, для которого необходимо иметь соответствующий уровень организации производства, основанный на преобладании, прежде всего, вертикальной интеграции.

Таким образом, использование интеграционных процессов, в том числе методов вертикальной и горизонтальной интеграции в совокупности с государственной поддержкой ряда элементов экономической системы, обеспечивающих требуемые структурные изменения, позволит обеспечить наиболее эффективное управление различными секторами экономики. В особенности ‑ социальной сферой.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:41:02