Экономика совместного потребления и электронная коммерция: регулирование сферы средств индивидуальной мобильности

Городнова Н.В., Руденко К.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Актуальность темы исследования. Концепции Smart City («Умный город») и «экономика совместного потребления» (sharing economy) активно внедряются в последнее десятилетие не только в международной практике, но и в Российской Федерации [1; 21]. В рамках реализации концепции Smart City осуществляется интеграция ряда информационно-коммуникационных технологий и Интернета вещей (IoT-решения) в целях эффективного управления городским пространством и имуществом. Фундаментальная идея рассматриваемых концепций заключается в применении принципов более эффективного использования ресурсов, что требуют соответствующего уровня цифровизации и цифровой трансформации. С экологической точки зрения экономика совместного потребления способствует решению проблемы изменения климата, оптимизации использования ограниченных ресурсов, таким образом, отвечая целям устойчивого экономического развития, как отдельных территорий, так и страны в целом [20].

Экспоненциальный рост количества онлайн-покупок сформировал острую потребность в большом количестве частных поставок, в которых традиционные логистические системы на сегодняшний день демонстрируют низкую эффективность. Экономика совместного потребления включает решения, позволяющие частным и юридическим лицам масштабировать службы доставки или оказание Интернет-услуг по мере роста потребности и необходимости. Это позволяет компаниям и физическим лицам осуществить оптимизацию расходов на инфраструктуру, транспортные средства, эффективно распределяя ресурсы [3; 4].

В целях устойчивого развития производящие услуги и товары компании и потребители существенно снижают количество отходов, достигают сокращение выбросов посредством совместных поставок, совместного использования активов, а также оптимизированной маршрутизации [5; 22]. Формирование партнёрств в экономике совместного потребления стимулирует технологическое совершенствование услуг и предлагаемых продуктов, открывая широкий доступ к инновационным решениям и возможностям. В этой связи исследование, посвящённое оценке результативности, перспектив, а также регулированию сферы использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) в рамках развития экономики совместного потребления и оказания онлайн-услуг, является актуальным и злободневным.

Цель работы: изучение и систематизация мер регулирования сферы средств индивидуальной мобильности на примере кикшеринга (аренды электросамокатов).

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1) обобщены и проанализированы данные о ключевых показателях, характеризующих рынок аренды средств индивидуальной мобильности (СИМ), в частности, рынок электросамокатов (кикшеринг);

2) исследовано текущее состояние положение дел в сфере регулирования кикшеринга;

3) систематизированы ключевые решения законодателя в сфере регулирования сферы кикшеринга;

4) проанализированы кейсы зарубежных и российских городов (Smart City), реализовавших наиболее консервативные сценарии решения проблемы интеграции сервиса кикшеринга;

5) выявлены преимущества, недостатки и степень применимости частно-государственных мер регулирования данной сферы;

6) разработаны новые варианты и сценарии решения актуальных проблем отрасли кикшеринга.

Научная проблема: государственное регулирование процесса интеграции сферы кикшеринга требует учёта и актуализации мер в рамках динамично развивающего Интернета вещей при реализации концепции «Smart City».

Исследовательские гипотезы: 1) кикшеринг – транспорт последней или, не является электронной коммерцией; 2) развитие экономики совместного потребления (шеринговой экономики), расширение оказания шеринговых онлайн-услуг как элемента концепции Smart City, способствует сокращению объёмов потребления ресурсов, отходов, а также реализации политики декарбонизации промышленного производства и сферы оказания услуг, демонстрируя стремление достичь углеродной нейтральности крупных городов.

Научный результат: сбор и систематизация практики реализации услуг кикшеринга, развитие понятийно-категориального аппарата сферы СИМ, выявление преимуществ, недостатков и степени применимости законодателя в сфере кикшеринга; разработка новых вариантов и мер по решению выявленных проблем в отрасли на основе прогностического экономического анализа.

Сделан вывод о том, что кикшеринг является результатом IoT-революции и символом урбанизма. В целях повышения эффективности функционирования сферы средств индивидуальной мобильности на примере кикшеринга необходима гармонизация экономико-правовых и инновационных мер, в частности, введение актуального персонального рейтинга пользователей кикшеринга на базе нейронных сетей и алгоритмов искусственного интеллекта распознавания манеры езды.

Основная часть.

Условиями и предпосылками развития экономики совместного пользования различными товарами и услугами (пер. с англ. sharing economy – шеринг-экономика) являются современные тренды формирования цифровой экономики, открывающие перспективы решения проблемы повышения эффективности недоиспользованных ресурсов, обладая, тем самым, высоким потенциалом обеспечения устойчивого экономического развития [21; 22]. Примерами такой экономики могут служить аренда жилья на краткосрочный или долгосрочные периоды, комиссионные магазины, пункты проката автомобилей, различного оборудования и бытовой техники, библиотеки, аттракционы в парке культуры и отдыхе и пр. [11;14].

Экономическую систему Советского Союза по её отдельным элементам и характеристикам также можно охарактеризовать, как экономику совместного потребления или совместного блага [20]. Несмотря на продолжительное применение отдельных компонентов экономики совместного потребления как самостоятельная экономическая категория шеринговая экономика формируется в течение 10-15 предшествующих лет [14]. Основными факторами для динамичного развития данной системы являются развитие информационного общества, внедрение сквозных технологий, включая нейронные сети и искусственный интеллект, Интернет вещей, электронной коммерции, а также происходящие процессы развития «зелёной» экономики и декарбонизации промышленного производства и сферы оказания услуг.

До недавнего времени в российском законодательстве отсутствовала правовая категория и понятие для описания процедуры аренды электросамокатов и иных средств для индивидуального передвижения граждан [10; 19]. Ситуация изменилась с введением в Правила Дорожного Движения термина «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) – это транспортные средства, имеющие одно или несколько колёс (роликов), предназначенные для индивидуального передвижения с применением двигателей [1]. К ним относятся, в частности, ховерборды, сигвеи, электрические роликовые коньки, электровелосипеды, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколёса и иные аналогичные транспортные средства [2; 6]. В таблице 1 систематизированы основные специфические особенности и характеристики указанных транспортных средств – средств индивидуальной мобильности.

Таблица 1 – Сравнительный анализ средств индивидуальной мобильности (СИМ)

№ п/п
Средство индивидуальной мобильности
Определение понятия
Специфическая
особенность
1
Электрический самокат
Средство передвижения с электродвигателем на двух колёсах
Сидячее или стоячее положение пилота
2
Электрический скеййтборд
Скейтборд, приводимый в движение с помощью электродвигателя
Скейтборд – роликовая доска, установленная на 4 колеса небольшого диаметра
3
Гироскутер
Уличное электрическое транспортное средство в форме двух поперечно соединённых площадок для ступней
Имеется два больших колеса, импульсная подача электрического тока
4
Моноколесо
Электрический самобалансирующийся уницикл (моноцикл)
Одно большое колесо с двумя подножками под ступни по обе стороны
5
Сигвей
Самобалансирующееся транспортное средство на двух колёсах
Внешне напоминает колесницу, имеется рулевое ручное управление
6
Электрический велосипед
Велосипед на электрическом двигателе – транспортное средство, необходимо регистрировать в ГАИ
Мощные электровелосипеды (от 250 Вт перестали считаться СИМ), приравнены к мопедам
7
Ховерборд
Дека скейтборда, удерживающаяся в воздухе с помощью магнитного поля
Перемещение над земной поверхностью на высоте около 7 см
8
Электрические роликовые коньки
Платформа под каждую ступню из аэрокосмического алюминия с двумя или более колесами
Обе платформы одновременно управляются с помощью беспроводного портативного устройства
Источник: составлено авторами по: [2; 6; 8]; ГОСТ Р 70514-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний. (утв. и введён в действие Приказом Росстандарта от 06.12.2022 г. № 1446-ст. (ред. от 15.12.2023 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200194451 (дата обращения 26.01.2025)

Систематизация технических характеристик и специфики средств индивидуальной мобильности (таблица 1) позволяет выявить перечень их преимуществ и недостатков, представленных в таблице 2.

Таблица 2 – Анализ преимуществ и недостатков применения средств индивидуальной мобильности (СИМ)

Преимущества
Недостатки
Актуальность: современный и высокотехнологичный вид транспорта
Сезонность: зависимость от погодно-климатических условий
Мобильность: возможность перемещения на достаточно большие расстояния за небольшой период времени
Травмоопасность: полный запрет на перемещение более чем одному пользователю, риск получения травм при падении
Легкость управления: не требуется специального обучения и долгосрочного обучения
Определенные ограничения: возраст, недопустимимость использования гаджетов: планшетов, мобильных телефонов и т.п.; перемещение только по выделенным дорожкам и полосам
Экологичность: отсутствие загрязнения окружающей среды при эксплуатации
Неэкологичность: экологически «грязный» процесс добычи лития, необходимость утилизации ионно-литиевых батарей
Экономичность: низкие затраты денежных средств
Высокие суммы затрат: цена приоретения отдельных моделей превышает 70 тыс. рублей
Мобильность: небольшие габариты, возможность перевозки в общественном транспорта и метро
Риск внезапного возгорания ионно-литиевых аккумуляторов
Оперативность заправки: возможность зарядки в домашних условиях / замены аккумялятора или смена единицы СИМ
Необходимость постоянной подзарядки аккумулятора (заряд должен постоянно стремиться к 100 %)
Источник: составлено авторами по: [9; 10]; ГОСТ Р 70514-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний. (утв. и введён в действие Приказом Росстандарта от 06.12.2022 г. № 1446-ст. (ред. от 15.12.2023 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200194451 (дата обращения 27.01.2025)

Действующие сегодня в России Правила Дорожного Движения предписывают пользователям СИМ руководствоваться правовыми нормами и регламентами, предназначенными для неуклонного выполнения пешеходами. Использование СИМ рекомендуется в целях личного активного отдыха в защитном шлеме, наколенниках и налокотниках, вне проезжей части дорог. Также запрещается использование СИМ в условиях недостаточной освещённости, в узких пространствах и в пространствах, характеризующих наличием помех и препятствий. Кроме того, правилами ПДД запрещается создавать помехи и угрозы движению пешеходов.

1 марта 2023 года вступили в силу утверждённые Правительством РФ поправки в ПДД, ограничившие вес (до 35 кг) и скорость (до 25 км/ч) для применения СИМ. В сентябре 2023 года сообщалось, что на согласование в Федеральные органы Минтрансом отправлена «дорожная карта» в целях дополнительного нормативно-правового регулирования сферы СИМ. В документе предложено дополнить ПДД определениями «лицо, использующее для передвижения СИМ», а также «опережение пешехода» и «обгон пешехода», к ним добавляется также описание условий для маневрирования [2].

Министерством Транспорта Российской Федерации разработан алгоритм, регламентирующий использование средств индивидуальной мобильности в рамках действующего российского законодательства и ПДД (рисунок 1).

Рисунок 1 – Алгоритм использования СИМ, разработанный Министерством транспорта РФ

Источник: составлено авторами по: Исследование рынка шеринга электросамокатов [кикшеринг] в России. Сезон 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slicedata.ru/research/kicksharing2023 (дата обращения 25.01.2025); Стало известно, откуда на тротуарах в Екатеринбурге взялась новая разметка. Её сделали не власти. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e1.ru/text/transport/2023/05/01/72267089/ (дата обращения 25.01.2025)

Пункт 1.3 ПДД РФ гласит, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Оферта, которую принимают пользователи сервисов кикшеринга, подразумевает ознакомление с правилами движения. Однако на практике владельцы индивидуальных СИМ и пользователи кикшеринга допускают значительное количество нарушений, что влечёт закономерную ответную реакцию общества и органов муниципальной власти, выражающуюся во введении ограничений и запретов. Строго говоря, по нашему мнению, сфера кикшеринга не может быть отнесена к разновидности электронной коммерции, поскольку под электронной коммерцией будем понимать систему реализации финансовых онлайн-сделок в Интернете вещей: сделки купли-продажи товаров; бронирование и оплата услуг; онлайн-банкинг, торговля в интернет-магазинах и на маркетплейсах, приложения с сервисами услуг, информационными продуктами, а также интернет-магазины приложений и сервисов. В этой связи кикшеринг не может являться электронной коммерцией, представляет собой сервис краткосрочной аренды электрических самокатов.

Отрасль кикшеринга, которая появилась в России в 2018 году, наглядно демонстрирует, что любая «умная» концепция требует вдумчивого и последовательного частно-государственного подхода к интеграции в общество [7; 12]. Несмотря на тот факт, что по статистике трёх крупнейших операторов (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go), за девять месяцев 2024 года общая доля поездок без инцидентов составила 99,9 %, общий контекст обсуждения отрасли сформировался как резко отрицательный [3].

Данные о составе группы пользователей сервисов кикшеринга представлены на рисунке 2 (по возрастам) [9], однако следует отметить, что представленная информация не может быть оценена, как репрезентативная, поскольку существует практика использования аккаунта взрослого человека лицом, не достигшим совершеннолетия. Подтверждением данного факта служит ежегодно публикуемая статистика МВД, в которой пострадавшими являются дети в возрасте до 16 лет (919 человек за 9 месяцев 2023 года) [4].

Рисунок 2 – Анализ пользователей сервисом кикшеринга (по возрастам)

Источник: построено авторами по: [9; 10]

Общее количество поездок с применением электросамокатов в год в РФ превышает 250 млн. единиц [5], из которых 0,1 % – около 250 тысяч поездок связано с возникновением пострадавших, что закономерно приводит к повышенному вниманию со стороны СМИ и общества. Показатели трёх крупнейших игроков за сезон 2023 года и их сравнение с аналогичным показателем прошлого года отрасли приведены в таблице 3 [6].

Таблица 3 – Показатели рынка шеринга электросамокатов в 2023 году

Показатели / Наименование компании

Whoosh

МТС Urent

Яндекс GO
Поездок за сезон, млн. ед.
103,9
68,9
36
Численность флота, тыс. ед.
149,9
127
45
Городов и территорий присутствия, ед.
55
148
5
Зарегистрированных пользователей, млн. чел
20,4
15
Н/д
Доля в парке самокатов в России, %
45,1
38,21
13,54
Доля в общем объёме поездок, %
49,09
32,55
17,01
Источник: составлено авторами по: Исследование рынка шеринга электросамокатов [кикшеринг] в России. Сезон 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slicedata.ru/research/kicksharing2023 (дата обращения: 27.01.2025)

Вопросы интеграции кикшеринга в городскую среду, безусловно, рассматривались российским обществом и законодателями на базе изучения опыта других стран. При этом доля российского рынка кикшеринга в мировом тренде составляет 1,28 % [7], данный показатель позволяет оценить масштабы рассматриваемого явления в мире в целом.

Происшествия, случившиеся вне проезжей части, не попадают в статистику ГАИ, однако их количество можно косвенно оценить по данным из учреждений российского здравоохранения. К примеру, в период «высокого» сезона (с мая по октябрь) в один конкретный травмпункт г. Екатеринбурга, по озвученной сотрудником отделения в июле 2024 года статистике, ежедневно попадает около 10-15 пострадавших водителей электросамоката и 3-5 пешеходов, получивших различные травмы при столкновении [7]. Данную статистику невозможно признать официальной, однако, будучи опубликованной в СМИ как частное мнение медицинского специалиста, влияет на восприятие сферы кикшеринга обществом в целом. Данные наглядно свидетельствуют о повышенной значимости работы по профилактике правонарушений и травматизма при использовании сервисов кикшеринга: Whoosh, МТС Urent и Яндекс GO. Указанные компании делят между собой 96,7 % рынка кикшеринга. На рисунке 3 представлены статистические показатели трёх крупнейших сервисов, оказывающих коммерческие онлайн-услуги кикшеринга в России.

а) статистика поездок за сезон, численности флота, а также доли присутствия российских городов и территорий

б) доля компаний в парке электросамокатов и в общем объёме поездок

Рисунок 3 – Статистические показатели функционирования российских сервисов кикшеринга (по данным 2023 года)

Источник: построено авторами по таблице 3.

Следует отметить, что по имеющимся итогам 2024 года в Яндекс Go прирост флота кикшеринга составил 15 % по сравнению с 2023 годом [8]. На рисунке 4 представлены прогностические данные по численности флота электросамокатов в России к 2026 году.

Рисунок 4 – Численость флота электросамокатов в РФ, по годам

Источник: построено авторами по: 22,3 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон. Кикшеринг в России 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://truesharing.ru/tp/44076/#10 (дата обращения 18.01.2025)

Рост численности флота электросамокатов в 2025 году, по нашим оценкам, составит 13-15 % по сравнению с 2024 годом. Прогнозируется, что к 2026 году количество электросамокатов в России достигнет показателя, свыше 500 тыс. единиц флота. На рисунке 5 изображена линия тренда, позволяющая спрогнозировать численность пользователей сервисами кикшеринга в Российской Федерации к 2026 году.

Рисунок 5 – Количество пользователей сервисом кикшеринга в России, млн. руб.

Источник: построено авторами по: 22,3 млрд рублей и 211,7 млн поездок за сезон. Кикшеринг в России 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://truesharing.ru/tp/44076/#10 (дата обращения 18.01.2025)

По нашим прогнозам, численность пользователей электросамокатов в России к 2026 год достигнет порядка 35 млн. чел.

Экспертами МАДИ было проведено исследование, которое убедительно доказывает, что по ПДД РФ к электросамокатам не корректно предъявлять технические требования, аналогичные мопедам [9]. Однако обобщенные в таблице 4 данные позволяют выявить стоимостные преимущества использования электрических самокатов в сопоставлении с приобретением мопедов по данным на декабрь 2024 года.

Таблица 4 – Средняя стоимость электросамокатов и мопедов в российских городах в 2024 году, тыс. руб.


п/п
Название города
Средняя стоимость электросамоката, тыс. руб.
Средняя стоимость мопеда, тыс. руб.
Относительная разница в стоимости, %
1
Барнаул
24,5
33,2
-26
2
Волгоград
28,2
53
-47
3
Воронеж
30,1
44,1
-32
4
Екатеринбург
27,5
52,6
-48
5
Ижевск
20
43,4
-54
6
Иркутск
16,9
40,9
-59
7
Казань
31,8
49,7
-36
8
Краснодар
28,9
58,4
-51
9
Красноярск
28,8
55,8
-48
10
Москва
32,1
79,4
-60
11
Нижний Новгород
17,8
47,7
-63
12
Новосибирск
23,4
56,4
-59
13
Омск
22,7
45,4
-50
14
Пермь
33,6
35,6
-6
15
Ростов-на-Дону
25,2
41,3
-39
16
Самара
31,9
41,7
-24
17
Санкт-Петербург
24,8
56
-56
18
Саратов
18,3
48,4
-62
19
Тольятти
16,1
44,5
-64
20
Тюмень
19,5
47,2
-59
21
Ульяновск
16,1
37,1
-57
22
Уфа
26,3
52,2
-50
23
Челябинск
23
48,8
-53
24
Россия
26,9
45,8
-41
Источник: составлено авторами по: [13; 15]; Каршеринг, байкшеринг и кикшеринг – что выбрать? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/events/o_48950 (дата обращения 01.02.2025)

В целом по РФ на текущий момент средняя стоимость электросамокатов ниже средней стоимости мопедов приблизительно 41 %, что подтверждает гипотезу о росте численности флота при оказании услуги кикшеринга.

На рисунке 6 отображены данные, представленные в таблице 4.

Рисунок 6 – Относительная разница в стоимостных характеристиках электросамокатов и мопедов по состоянию на 2024 год

Источник: построено авторами по данным таблицы 4.

Операторы кикшеринга, взаимодействуют с городскими властями в рамках договоров (оферты), в которых обязуются передавать данные, как правило, о начальных и конечных точках маршрутов электросамокатов, серийные номера устройств, маршруты их передвижения, а также решать проблемы с перемещением устройств в случае переполнения парковок. Кроме того, в офертах прописываются меры стимулирования развития флота электросамокатов с учётом вклада оператора в развитие транспортной инфраструктуры (без указания конкретных требований) [10].

Однако следует отметить, что к сегодняшнему дню накоплена негативная практика применения СИМ, которая не всегда приводит к компромиссным решениям между муниципалитетами и бизнесом по оказанию онлайн-услуг [16; 18]. Так, к примеру, в Париже в 2022 года по вине пользователей СИМ пострадали 459 человек, три человека погибли. На проведённом весной 2023 г. референдуме 89 % проголосовавших парижан высказались за полный запрет применения электросамокатов. С 1 сентября 2023 года в Париже законодательно невозможно взять СИМ напрокат, при этом ограничения не коснулись электросамокатов, находящихся в личной собственности. Парижский референдум проводился в режиме офлайн, статистика показывает, что из 1,38 млн. человек потенциальных участников референдума в голосовании приняли участие около 103 тысяч жителей города. Из них более 91 тысячи проголосовали за полный запрет работы кикшеринговых сервисов [11]. Использование электросамокатов на текущий момент законодательно полностью запрещено в Монако, в Великобритании действуют существенные ограничения – использование на тротуарах и дорогах общего пользования запрещено СИМ (в частности, электросамокатов) в большинстве регионов [12].

В России в 2021 году передвижение с использованием электросамокатов было полностью запрещено на некоторых улицах и площадях Санкт-Петербурга [13], с 1 августа 2024 года в Адмиралтейском, Центральном, Василеостровском и Петроградском районах запрещено парковать арендные самокаты [14]. 1 апреля 2024 года был введён запрет для СИМ в некоторых районах Саратова [15], спустя две недели 15 апреля 2024 года кикшеринг приостановил работу в Перми [16]. Взамен электросамокатов в город осуществлены поставки шеринговых велосипедов, при этом в значительно меньшем количестве [17]. Фактически, с такой степенью покрытия территорий, шеринговые велосипеды не выполняют функцию «транспорта последней мили», оставаясь традиционным способом проведения досуга.

В 2023 году одним из операторов кикшеринга было проведено пилотное тестирование самокатов, оснащённых модулем компьютерного зрения с технологией распознавания людей [17]. В долгосрочной перспективе, безусловно, повсеместное внедрение указанной технологии будет иметь положительный эффект на снижение количества происшествий. По нашему мнению. современные рыночные реалии в России таковы, что, учитывая размеры флотов операторов кикшеринга и неминуемое перенесение части стоимости такого нововведения на конечного потребителя услуги, в ближайшей перспективе повсеместного внедрения такой технологии реализовано не будет.

Необходимость активных действий и мер регулирования признаётся на уровне государства, частного бизнеса и общества в целом. К примеру, в Екатеринбурге за счёт средств частного бизнеса произведены работы по разметке тротуаров в целях разведения потоков пешеходов и водителей СИМ. Данный кейс интересен, прежде всего, тем, что выявленные замечания к разметке были устранены в соответствии с действующими ПДД, кроме того, незамедлительно были внесены требуемые обществом коррективы – разметку на проблемных участках дорожек полностью устранили [18]. Несмотря на то, что ПДД при использовании СИМ обозначают необходимость держаться за руль хотя бы одной рукой, группой российских сенаторов рассмотрена возможность включить в законопроект № 604809-8, вводящий штрафы за нарушение ПДД водителями СИМ, положение о запрете использования телефона без устройства hands-free [19]. Законопроект был внесён на рассмотрение в апреле 2024 года и принят Государственной Думой в первом чтении в июле 2024 года. На текущий момент ожидается рассмотрение во втором чтении.

По нашему мнению, наиболее эффективным способом интеграции средств индивидуальной мобильности является передвижение пользователей СИМ исключительно по велодорожкам. На практике организация выделенной полосы на тротуаре не всегда представляется возможной. Решение может быть найдено при глобальном пересмотре стандартов дорожного движения. К примеру, ширина проезжей части в РФ равна 3,5 м, в то время как в большинстве европейских стран она составляет от 2,7 м до 3.3 м, причём 3 м является распространённым стандартом. Проблема выделения места под велодорожку на дорожках и тротуарах, где она не была изначально спроектирована, могла бы решиться за счёт работы с разметкой и уменьшения ширины полос.

Определённое количество происшествий с участием пользователей СИМ приходится на случаи, когда водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, причём большинство таких случаев приходится на поздний вечер и выходные дни. В сезоне 2024 года штрафы за вождение в нетрезвом виде были увеличены, их размер достигает 150 тыс. руб. [20], однако решением здесь могут стать предварительные проверки реакции пользователя в мобильном приложении оператора кикшеринга. Такая практика уже успешно применяется в каршеринге, тест необходимо пройти пользователям одного из операторов в вечерние часы по выходным дням.

В июне 2024 Ассоциация операторов микромобильности запустила чат-бот в Telegram в целях сбора информации о происшедших правонарушениях в случае, когда водитель скрылся с места [21]. Однако, во-первых, не было проведено широкой информационной кампании о введении данной меры и появлении такой возможности. Во-вторых, указанный месенджер является практически стопроцентно используемым в среде молодёжи, не так популярен у других возрастных групп. Появление единого телефона горячей линии в целях фиксации точных данных о происшествии по координатам и времени является эффективной предупредительной мерой, повышающей общую культуру вождения СИМ. Проведение широкой кампании с информированием населения о наличии такой возможности, а также содержание «горячей линии» потребует дополнительных капитальных вложений со стороны операторов кикшеринга. Однако долгосрочный эффект будет заключаться в повышении бдительности водителей СИМ, находящихся под государственно-общественным мониторингом.

По нашему мнению, сочетание экономических, правовых и технологических мер позволит ввести рейтинг пользователя СИМ, влияющий на тариф. Подобная практика применяется в каршеринге в целях пессимизации рейтинга у пользователей с агрессивной манерой езды – резким ускорением и торможением, нарушением скоростного режима и т.п. Рейтинг оказывает существенное влияние на стоимость аренды. Однако задача внедрения такой системы в кикшеринге усложняется наличием ограничения максимальной скорости. Анализ манеры езды пользователя СИМ вне использования камер, на основании данных о скорости и направлении движения, геолокации и датчиков положения в пространстве, на сегодня представляется сложной инженерной задачей. В настоящее время разрабатываются алгоритмы распознавания езды вдвоём на одном устройстве. Их успешное внедрение может стать первым шагом к созданию системы персональных рейтингов.

Выводы

Проведённая работа позволяет сформулировать ряд следующих выводов:

1) применения средств индивидуальной мобильности, в частности, кикшеринг, является результатом IoT-революции и символом урбанизма;

2) кикшеринг представляет собой сервис краткосрочной аренды электрических самокатов и не является электронной коммерцией [17];

3) к настоящему моменту накоплена негативная практика применения населением средств индивидуальной мобильности, включая электросамокаты, что требует дальнейшей проработки законодателем регуляторной базы рассматриваемой отрасли;

4) прогнозируется рост численности флота и количества потребителей услуг кикшеринга, особенно в крупных городах;

5) с экономической точки зрения пользователи отдают предпочтение использованию электросамокатов и иных средств индивидуальной мобильности;

6) необходима гармонизация экономических, правовых и технологических мер регулирования сферы использования СИМ, в частности развитие законодательства в целях внедрения системы искусственного интеллекта для анализа манеры езды и внедрения персональных рейтингов пользователей СИМ;

7) необходима проработка системы комплексных мер по повышению эффективности интеграции СИМ в рамках реализации концепции Smart City.

Проведённое исследование позволяет подтвердить выдвинутые научные гипотезы о том, что кикшеринг не является проявлением электронной коммерции, экономика совместного потребления будет и в дальнейшем развиваться, что позволит существенно сократить расходование полезных ископаемых, сырья, материалов, электроэнергии и иных ресурсов. Это позитивно скажется на окружающей среде и процессе декарбонизации экономики.

[1]Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 06.12.2024) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения 26.01.2025)

[2]Исследование рынка шеринга электросамокатов [кикшеринг] в России. Сезон 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slicedata.ru/research/kicksharing2023 (дата обращения: 27.01.2025)

[3]Ассоциация операторов микромобильности озвучила статистику ДТП с арендными самокатами». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://truesharing.ru/news/48989/ (дата обращения: 26.01.2025)

[4]Datainsight. «Электросамокаты изувечили в этом году почти тысячу детей». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/elektrosamokaty-izuvechili-v-etom-godu-pochti-tysyachu-detey.html (дата обращения: 26.01.2025)

[5]Ассоциация операторов микромобильности озвучила статистику ДТП с арендными самокатами». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://truesharing.ru/news/48989/ (дата обращения: 26.01.2025)

[6]Исследование рынка шеринга электросамокатов [кикшеринг] в России. Сезон 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slicedata.ru/research/kicksharing2023 (дата обращения: 27.01.2025)

[7]В Екатеринбурге представили тревожную статистику по наездам самокатов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eburg.mk.ru/social/2024/07/29/v-ekaterinburge-predstavili-trevozhnuyu-statistiku-po-naezdam-samokatov.html (дата обращения 27.01.2025)

[8]«Яндекс Go» подвел итоги сезона кикшеринга 2024 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rozetked.me/news/36200-yandeks-go-provel-itogi-sezona-kiksheringa-2024-goda (дата обращения 18.01.2024)

[9]МАДИ нашёл два отличия между электросамокатами и модедами. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://incrussia.ru/news/madi-nashel-dva-otlichiya/ (дата обращения 01.02.2025)

[10]Публичная оферта о заключении договора использования городских парковок для велотранспорта и электросамокатов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://coddmac.store/codd/files/oferta_2023_v.pdf (дата обращения: 21.12.2024)

[11]Парижане проголосовали за запрет работы сервисов по прокату электросамокатов в городе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/487078-parizane-progolosovali-za-zapret-raboty-servisov-po-prokatu-elektrosamokatov-v-gorode (дата обращения 27.01.2025)

[12]Электросамокаты легальны, но не всё так просто. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pulse-uk.org.uk/news/elektrosamokaty-legalny-vse-tak-prosto/ (дата обращения 21.01.2025)

[13]Электросамокаты полностью запрещены на Невском проспекте и Дворцовой площади. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/771430 (дата обращения 27.01.2025)

[14]Самокаты проследуют без остановки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6863775 (дата обращения 27.01.2025)

[15]В центре Саратова вводят запрет на езду на электросамокатах. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/20349591 (дата обращения: 28.01.2025)

[16]«Невыполнимые требования»: кикшеринг о прекращении работы в Перми. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://perm.rbc.ru/perm/freenews/661cfe919a79476fa4a9da89 (дата обращения: 21.01.2025)

[17]Кикшеринг Whoosh рассказал, как прошло тестирование самоката с компьютерным зрением. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://truesharing.ru/news/41189/ (дата обращения: 22.01.2025)

[18]Стало известно, откуда на тротуарах в Екатеринбурге взялась новая разметка. Ее сделали не власти. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.e1.ru/text/transport/2023/05/01/72267089/ (дата обращения: 25.01.2025)

[19]Самокаты не поедут без hands-free. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6715614 (дата обращения: 21.01.2025)

[20]Ассоциация операторов микромобильности озвучила статистику ДТП с арендными самокатами». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://truesharing.ru/news/48989/ (дата обращения: 26.01.2025)

[21]Компании кикшеринга начали принимать жалобы о нарушениях электросамокатчиков. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2024/06/12/kompanii-kiksheringa-nachali-prinimat-zhaloby-o-narusheniiah-elektrosamokatchikov.html (дата обращения: 27.01.2025)


Страница обновлена: 03.02.2025 в 13:16:41