Производство на заказ как инструмент восстановления реального сектора экономики РФ

Чирков М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чирков М.А. Производство на заказ как инструмент восстановления реального сектора экономики РФ // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 7-10.

Аннотация:
Централизованное планирование в нашей стране ушло в прошлое. Однако, многие беды, как справедливо отмечают некоторые исследователи, в экономике России связаны с тем, что в очень короткие сроки был произведен демонтаж плановой системы. Это привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей между предприятиями. Договоры, реализовывавшиеся в условиях плановой системы, утратили свою реальную основу и объективно стали недееспособными. Да и создававшиеся прежние хозяйственные связи от Запада до Востока нашей страны без учета временных и пространственных реалий вместе с утратой значительной части территории потеряли всякий смысл.

Ключевые слова: промышленные предприятия, производство, планирование, реальный сектор экономики



Централизованное планирование в нашей стране ушло в прошлое. Однако, многие беды, как справедливо отмечают некоторые исследователи, в экономике России связаны с тем, что в очень короткие сроки был произведен демонтаж плановой системы. Это привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей между предприятиями. Договоры, реализовывавшиеся в условиях плановой системы, утратили свою реальную основу и объективно стали недееспособными. Да и создававшиеся прежние хозяйственные связи от Запада до Востока нашей страны без учета временных и пространственных реалий вместе с утратой значительной части территории потеряли всякий смысл.

Специфика российского уклада (положение, традиции и менталитет) состоит в особом сочетании плана и рынка. Рынок в России иной, чем на Западе. К тому же, Россия внедрила опыт государственного планирования, элементы которого с успехом заимствовались даже развитыми западными странами. Переход к рыночным связям при разрушении государственного планирования означал упрощение системы, а не её развитие, поэтому в соответствии с тектологическими выводами А. Богданова можно сделать заключение о негативных процессах в экономике России. Реформа в этих условиях означала не совершенствование, а уничтожение наработанных связей.

В теории организационных систем лишь усложнение системы является показателем совершенствования, а значит и общественного движения вперед [1]. Потому в современных условиях России построение эффективной экономики предполагает качественно новое, не встречавшееся еще в предшествующей истории регулирование взаимодействий плана и договора, а, следовательно, и появление новых форм устойчивых хозяйственных связей на основе заказов. Их усложнение есть закономерный процесс совершенствования воспроизводства в целом. Государство должно уделять пристальное внимание долгосрочным договорным отношениям между субъектами. Конечно, речь идет не о прямом вмешательстве, а о регулировании и направлении социально выгодных распределительных отношений.

Хозяйственный договор лежит в основе осуществления прямых длительных хозяйственных связей. Однако, их следует рассматривать как особую форму отношений между субъектами. Это вызвано тем, что, во-первых, длительные связи бывают прямыми и непрямыми (через посредников), а во-вторых, устанавливаются они лишь на стабильно производимую и потребляемую продукцию.

Прямые длительные хозяйственные связи основаны на сочетании государственного регулирования с хозяйственной инициативой предприятий. Эти взаимосвязи способствуют ускорению научно-технического прогресса, внедрению новых эффективных производственных и технологических процессов, повышению качества выпускаемой продукции. Тем самым, внедрение прямых длительных хозяйственных связей означает повышение роли заказов потребителей в формировании ассортиментной программы производства у поставщиков – расширение и приумножение стабильности производства и поставок продукции по заказам потребителей с максимальным учетом их требований.

Кроме того, при длительных хозяйственных связях объем поставок продукции определяется лишь в групповой номенклатуре (ассортименте) на весь период договора с разбивкой по годам. Длительные хозяйственные связи прочны и, как правило, реже нарушаются в силу своей стабильности, поскольку являются отработанными на предыдущих этапах. Именно прямые длительные связи наиболее эластичны и подвижны, с их помощью оперативно разрешаются противоречия между производителями и потребителями, а сами они эффективнее воздействуют на деятельность контрагентов по договорам. Повышение их стабильности в современный неустойчивый период должно способствовать преодолению последствий кризиса и выходу реального сектора на новые рубежи.

Экономические связи между промышленными предприятиями часто принимают форму заказа, когда покупателю нужна специфическая продукция, не изготавливаемая в массовом производстве, и он вынужденно направляет поставщику заказы, которые имеют существенное экономическое значение, так как именно здесь осуществляются, так называемые, разовые связи между предприятиями. В основном ими пользуются мелкие фирмы, однако и они нуждаются в определенном внимании со стороны политэкономистов.

Такая форма связи необходима, поскольку через нее фирмы могут либо продать избыточное оборудование, либо реализовать продукцию, не нашедшую покупателя, полученную от производителя, но не использованную в производстве. Она способствует разрешению противоречий между производителями и потребителями, как в самом процессе воспроизводства, так и последующего обмена и потребления. Поэтому её дальнейшее укрепление и совершенствование столь необходимо в процессе перехода к цивилизованному рынку, для чего предприятиям нужно не только создавать условия для кредитования и широкого привлечения капиталов, но и повысить их ответственность за конечные результаты как коллективной работы, так и личного вклада каждого. Этого можно достичь посредством возврата к показателям эффективности и придания им особой значимости при размещении выгодных государственных заказов.

Полезной оказывается форма реализации хозяйственных связей на основе заказов между предприятиями, известная как оптовая торговля. Важность ее для функционирования системы производства подтверждена решениями правительства с тем, чтобы полнее учитывать потребности и интересы производственников. Именно через оптовую торговлю можно активно воздействовать на управление экономикой в условиях проводимой реформы, а именно: стимулировать выпуск высококачественной и приобретение высокопроизводительной продукции.

Заказчик для приобретения высокопроизводительных машин и оборудования охотно пойдет на установление договорных цен. То есть оптовая торговля прямо воздействует на улучшение качества и номенклатуры продукции, приведение в соответствие объема выпускаемой продукции с потребностями общества. Поэтому развитие оптовой торговли как формы производства на заказ является важной составляющей рынка, действенным и оперативным инструментом восстановления реального сектора экономики.

Осуществляя распродажу на основе прямых заказов, предприятия-производители могут рассчитывать на успех только при глубоком анализе объемов, структуры и динамики фактического потребления и прогнозирования потребностей с учетом темпов роста и изменения структуры производства, объемов и номенклатуры продукции. Без учета этих факторов можно остаться без заказов и без финансовых поступлений.

[1] См. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). М., 1989.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:41:09