Этапы проектирования сетевой организации

Михайлов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Прежде чем перейти к этапам проектирования сетевой организации, скажем несколько слов об особенностях проектирования организационных структур. Многие современные авторы сходятся во мнении, что особенности организационных моделей заключаются в достаточно ограниченной возможности их математического моделирования, так как эти модели во многом опираются на психологию, социологию и другие «неточные» науки.

Ключевые слова: сетевые организации, организационная структура, моделирование, организационное проектирование



Прежде чем перейти к этапам проектирования сетевой организации, скажем несколько слов об особенностях проектирования организационных структур. Многие современные авторы сходятся во мнении, что особенности организационных моделей заключаются в достаточно ограниченной возможности их математического моделирования, так как эти модели во многом опираются на психологию, социологию и другие «неточные» науки.

Особенности проектирования сетевых организационных структур проявляются в основном на последних этапах проектирования, так как основное их отличие выражается в системе оценки результатов деятельности структурных элементов и механизмах их взаимодействия между собой.

Выделим следующие этапы проектирования сетевой организационной структуры:

1. Построение дерева целей организации.

Главная цель в коммерческих организациях, как правило, выражается в формулировке миссии компании. Затем она разбивается на подцели, осуществление которых необходимо для ее достижения. На этом этапе высокая подробность дерева целей не требуется. После определения целей определяются конкретные функции. Таким образом, происходит переход от дерева целей к дереву функций.

2. Выделение структурных элементов.

Для этого необходимо определить относительно независимые сферы деятельности и сгруппировать функции в соответствии с этими сферами, количество и содержание которых определяется спецификой деятельности организации. Как правило, выделяют следующие сферы: функциональную, закупок, продаж, кадров, маркетинга, технического обеспечения, бухгалтерского учета, финансов. Такое группирование необходимо, в том числе, для того, чтобы каждый структурный элемент имел четкие конечные показатели своей деятельности, которые должны отражать эффективность именно его работы.

3. Коррекция структурных элементов.

На данном этапе основной задачей является определение конкретного числа сотрудников. Инструментом для этого служит нормирование труда. В настоящее время нормируется труд служащих, занятых в промышленности, транспорте, строительстве и других сферах материального производства. Такой труд значительно отличается от труда, характеризующегося высокой степенью умственных затрат при решении поставленных задач, например, сотрудников в сфере коммерции или маркетинга.

Специфика труда данных сотрудников состоит в том, что они:

– выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития;

– непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства;

– обеспечивают рациональность и эффективность отношений, явлений и процессов;

– обладают особым предметом труда – информацией.

Все это говорит о том, что затраты их труда невозможно установить традиционными методами нормирования.

Нормирование труда управленческого персонала представляет особую сложность. Его основным объектом по управлению является выполняемая управленческая функция – определенный состав работ, базирующихся на информации. По характеру труда, сложности и ответственности выполняемых функций управленческий персонал делится на три категории: руководители, специалисты, технические исполнители и другие служащие.

Их трудовые функции и содержание труда различаются, прежде всего, по:

– сложности выполняемых работ;

– уровню квалификации работников;

– удельному весу творческого труда;

– степени повторяемости отдельных элементов работы;

– неравномерности загрузки в течение рабочего дня.

Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для разных категорий сотрудников.

4. Разработка должностных инструкций.

На данном этапе вышеописанные функции закрепляются за конкретными должностями. При этом определяются формы отчетности сотрудника и показатели, характеризующие эффективность реализации им возложенных на него обязанностей, разрабатывается система мотивации труда.

Основные требования к такой системе представлены в табл.1

Таблица 1

Требования и критерии системы мотивации и стимулирования (СМС) труда

Требования к СМС
Критерии эффективной СМС
СМС должны разрабатываться с учетом специфики компании и особенностей ее персонала
СМС должны быть точечными и адресными, т. е. в идеале необходимо эффективное стимулирование каждого работника
СМС должны быть экономически оправданными для компании
СМС должны охватывать все структурные подразделения компании
Объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда
Предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит по результатам своего труда
Адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника, его опыту и уровню квалификации
Справедливость: правила определения вознаграждения должны быть приняты каждым работником

5. Разработка основных рабочих процедур.

Этот процесс особенно важен при проектировании сетевой организации, так как сетевая структура представляет собой сеть относительно независимых элементов. И именно рабочие процедуры, на наш взгляд, с одной стороны, должны сокращать те транзакционные издержки, которые, согласно современной экономической теории, присутствуют при взаимодействии двух экономических субъектов, а с другой – добавлять дополнительную синергию организации, направляя деятельность относительно независимых элементов в одном направлении, определяющемся деятельностью структуры.

Построение процедуры осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяются:

– цель данной процедуры. Обычно целью является описание последовательности действий в той или иной ситуации;

– область применения данной процедуры. Указываются те сотрудники и/или отделы, которые связаны с этой процедурой;

– лица, на которых ложится ответственность за исполнение данной процедуры.

2. Даются точные определения терминов с целью исключения различных трактовок процедуры сотрудниками.

3. Определяется место данной процедуры в процессе деятельности компании, объясняется ее необходимость, расставляются внутренние приоритеты, формулируются общие положения.

4. Дается словесное описание процесса с момента его инициирования до момента завершения.

5. Изображается потоковая диаграмма – графическое описание процесса в виде алгоритма.

6. Определяется порядок действий при возникновении непредвиденных ситуаций.

7. Разрабатываются формы хранения и передачи информации, характерные для данной процедуры.

8. Даются ссылки на уже существующие формы документов, которые используются в данной процедуре.

Процесс проектирования организации в общем, и сетевой организации в частности, является итерационным, что подразумевает возможность возврата на предыдущий этап проектирования в случае возникновения такой необходимости, с целью обеспечения оптимального баланса между различными аспектами организационных особенностей конкретных организаций.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:03