Подходы к управлению интеллектуально-креативными ресурсами банковских организаций
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Насибян С.С. Подходы к управлению интеллектуально-креативными ресурсами банковских организаций // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 97-98.
Аннотация:
Человек владеет некой природной способностью совершать творчески управляемые действия, которые он использует во благо себя и окружающих людей. Однако эти действия необходимо рассматривать дифференцированно, разбив их на составляющие, использование которых в различных сочетаниях и дают то многообразие интеллектуально-трудовой деятельности человека, которое позволяет удовлетворять его многочисленные и разносторонние потребности.
Ключевые слова: управление персоналом, креативность, творчество, интеллектуально-креативные ресурсы, банк, банковские организации
Человек владеет некой природной способностью совершать творчески управляемые действия, которые он использует во благо себя и окружающих людей. Однако эти действия необходимо рассматривать дифференцированно, разбив их на составляющие, использование которых в различных сочетаниях и дают то многообразие интеллектуально-трудовой деятельности человека, которое позволяет удовлетворять его многочисленные и разносторонние потребности.
Человеческим капиталом, или потенциалом рационально считать сумму его биофизических (мускульных), психофизиологических и интеллектуальных способностей. При этом его интеллектуальные способности выполняют управленческую роль всей системы человеческих ресурсов, на которые «возмущающее воздействие» оказывает его личностные психофизиологические особенности.
Человек, обладая достаточно ограниченными природными физическими возможностями, имеет практически неограниченные интеллектуальные возможности, использование которых позволило ему сохраниться, а точнее, «выжить» на Земле, как биовиду, на протяжении многих тысячелетий.
Практически только в последней четверти теперь прошлого столетия человек сумел резко повысить технические возможности наращивания своих интеллектуальных возможностей. Можно утверждать, что, главным образом, именно эта сторона развития возможностей человека оказывала основное влияние на всю историю технического, экономического и социального развития человечества.
Современные предприятия все в большей степени характеризуются тем, что становятся предприятиями с преимущественным развитием своих интеллектуальных (точнее, интеллектуально-креативных) ресурсов, которые обеспечивают основную долю получаемой прибыли.
В связи с тем, что именно интеллектуальные ресурсы становятся, с одной стороны, основным активом современных банковских предприятий, а с другой – наименее «учтенной» частью всей совокупности активов финансовых организаций, становится ясным, что вопрос управления и формирования интеллектуально-креативных ресурсов приобретает значительную актуальность.
Целеполагающим направлением проявления креативных способностей является получение инновационного продукта, рыночная реализация которого обеспечивает организации получение предпринимательского дохода, т.е. служит основной цели предпринимательской деятельности. Однако, однобокое стремление к получению такого дохода приводит к самопроизвольной потере конкурентоспособности фирмы на рынке.
Процесс формирования интеллектуально-креативных ресурсов современной банковской организации является базовым фактором обеспечения рыночной стабильности и развития посредством того, что, во-первых, служит инструментом оценки перспектив формирования управляющего звена конкретной организации, во-вторых, является основой формирования основ управленческих навыков у сотрудников в процессе обучения и на начальной карьерной ступени.
Базой для данного подхода служат основные моменты образования, предусматривающие знание:
‑ современных технологий в менеджменте, формирования организационного поведения, управления человеческими ресурсами; развития навыков лидерства, управления конфликтами;
- использования общепринятых стандартов, правил и процедур ведения банковского бизнеса, разработки стратегии развития банка, формирования корпоративной культуры, управления бизнес-процессами и рисками в банке, осуществления финансового анализа и оценки деятельности банка.
- анализа внешней регулятивной среды (экономической, правовой, социальной, технологической, международной) [1];
Практическое значение предложенного подхода к управлению формированием интеллектуально-креативных ресурсов заключается в сбалансированном управлении формированием интеллектуально-креативных ресурсов для поддержания как инновационной активности организации, так и для своевременного планирования назначений на управляющие должности, предусматривающие принятие оперативных и стратегических решений .
Применение предлагаемого подхода на практике носит не реинжиниринговый характер, поскольку он подразумевает перестройку бизнес-процессов, а в данном случае они сохраняются, претерпевая лишь внутренние эволюционные изменения.
Основным звеном, осуществляющим управление в данном случае, является система оценки интеллектуально-креативных ресурсов. Подобная структура является неотъемлемой частью компаний, использующих принципы креативной экономики.
Информационными инструментами отражающими необходимость управляющего воздействия могут быть в случае одного сотрудника фотографии рабочего дня, оценка инновационной активности сотрудника, интеллектуально-креативные карты, определяющие спектр интеллектуальных операций выполняемых сотрудником.
Таким образом, управление активами банковских организаций проявляется в координации использования их интеллектуально-креативных ресурсов, т.е. проявления творческой энергии специалистов банка с целью создания инновационных продуктов в рамках нормативного регламента финансовой сферы экономики.
[1] Насибян С.С. Новая элита на подходе. // Национальный банковский журнал. № 24. (Январь 2006 г.)
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:29