Система сбора и утилизации твердых коммунальных отходов в комплексе жилищно-коммунального хозяйства
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) является одной из наиболее социально значимых а, значит, и политизированных сфер комплекса жилищно-коммунальных услуг. На сегодняшний момент проблемы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге можно условно разделить на две группы: общие, характерные для многих городов мира, и местные, свойственные в большей степени российским городам.
Ключевые слова: мегаполис, жилищно-коммунальное хозяйство, Санкт-Петербург, коммунальные отходы, утилизация отходов
Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) является одной из наиболее социально значимых а, значит, и политизированных сфер комплекса жилищно-коммунальных услуг. На сегодняшний момент проблемы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге можно условно разделить на две группы: общие, характерные для многих городов мира, и местные, свойственные в большей степени российским городам.
К проблемам «мирового» порядка «борьбы» с твердыми коммунальными отходами можно отнести:
– сопутствующее экономическому росту постоянное увеличение количества отходов (как на душу населения, так и в абсолютных величинах);
– общемировую тенденцию усложнения состава ТКО;
– невозможность справиться с объемами образующихся отходов в пределах ограниченной городской территории;
– сложность и противоречивость интересов вовлеченных в процесс сторон;
– стремление населения, учреждений и других источников отходов минимизировать свои временные и материальные затраты и др.
Для местного уровня, в частности, Санкт-Петербурга, характерны следующие проблемы:
– функционирование в условиях крайней ограниченности городского бюджета;
– неразвитая система экономического и административного регулирования;
– неполнота законодательной базы, а также несовершенство системы отслеживания и предотвращения административных нарушений;
– отсутствие необходимого количества квалифицированных кадров в системе обращения с отходами;
– пассивность городского населения в отношении реальных мероприятий по увеличению эффективности обращения с отходами;
– отсутствие системного экологического образования как в школах, так и в высших учебных заведениях и т.д.
Ситуация осложняется также фактом чрезвычайной социальной значимости сектора и, следовательно, повышенной ответственностью за принятые (пусть даже экономически оправданные) решения; непопулярностью необходимых к введению мер и угрозой проявления популизма со стороны властей.
Помимо перечисленных проблем на сферу обращения с ТКО, которая в России трактуется как составная часть жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), оказывают влияние трудности, характерные именно для этой отрасли российской экономики. Наибольшее значение здесь имеет тяжелое финансово-экономическое положение комплекса как следствие: нерациональной тарифной политики и неразвитости экономического регулирования, низкой эффективности хозяйствования предприятий, организационных и управленческих проблем, сложностей с привлечением инвестиций в данную сферу.
Основным источником финансирования удаления и обезвреживания ТКО являются горожане, оплачивающие вывоз и транспортировку отходов посредством коммунальных платежей, а переработку и захоронение – посредством налогов. При этом нерациональность тарифной политики проявляется не только в запутанном и неэффективном механизме оплаты коммунальных услуг, но и в выявленной диспропорции, присущей распределению потоков отходов между мусороперерабатывающими заводами, полигонами города и области. В сложившихся условиях большая часть отходов поступает на плохо обустроенные полигоны области, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду и ухудшению земель. Большинство населенных пунктов в Ленинградской области расположены вблизи мест накопления отходов, причем жители таких поселков не получают никаких компенсаций или социальных благ. Не осуществляют платежей в бюджет области за размещение, вывоз и утилизацию своих отходов многочисленные садоводческие поселения.
В то же время, помимо коммунальных платежей и бюджетных средств существуют иные потенциально возможные источники финансирования процессов сбора и утилизации отходов, которые пока не используются. Например, платежи, вытекающие из принципа ответственности производителя, закреплены в законодательстве большинства развитых стран.
Пока в России расходы на утилизацию разнообразных по составу отходов упаковки, которые в настоящее время составляют значительную долю от общего объема и массы коммунальных отходов, покрываются за счет бюджетных средств. Не имеют никаких обязательств по отношению к своей отслужившей продукции отечественные и зарубежные производители электрических и электронных приборов, автомобильных шин, автомобилей и иных транспортных средств, содержащих опасные вещества и т.д. Следствием данного обстоятельства является недополучение средств на сбор и утилизацию «выброшенной» продукции и, как результат, существенный урон, наносимый экономике обращением с отходами в целом.
Другой характерной чертой комплекса ЖКХ и, как следствие, сферы обращения с ТКО, является крайне низкая эффективность хозяйствования. Оказываемое административное влияние и неполное финансирование (в первую очередь, бюджетное) лишают предприятия ЖКХ стимулов к сокращению непроизводственных затрат. Более того, в условиях нестабильного финансирования не работают договорные отношения, крайне неразвиты рыночные конкурентные механизмы хозяйствования. Система тарифного регулирования предприятий-монополистов носит затратный характер, налицо большая и нерациональная энергоемкость. Численность работников ЖКХ в расчете на тысячу жителей в России в два раза выше, чем в европейских странах, однако качество предоставляемых услуг является, по мировым стандартам, крайне низким.
Остро проявляются в сфере обращения с отходами свойственные комплексу ЖКХ организационные проблемы: большое количество уровней и звеньев системы затрудняют управление процессом. С другой стороны, в Санкт-Петербурге в настоящее время процессом обращения с отходами управляют четыре комитета правительства города: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли; Жилищный комитет; Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству; Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Однако в сложившейся системе не установлены рамки, позволяющие четырем комитетам сотрудничать или хотя бы координировать свою деятельность. Данный факт объясняет также отсутствие адекватной статистической базы по образованию и потокам отходов, что, в свою очередь, порождает еще большие проблемы в управлении процессом обращения с постоянно растущими твердыми коммунальными отходами.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:08:01