Качество образования. Направления поиска

Паневина Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Повышение качества образования является основной задачей вуза, так как образование - один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества и развития ее производительных сил. Поэтому сегодня на передний план выдвигаются задачи повышения качества обучения в вузе. Решение этой задачи напрямую связано с ростом престижности вузов и их конкурентоспособности, разработкой нормативного и методологического обеспечения их функционирования, направленного на создание и сертификацию систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9001:2000 «Система менеджмента качества».

Ключевые слова: менеджмент качества, образование, iso, вуз, система менеджмента качества, качество образования



Повышение качества образования является основной задачей вуза, так как образование ‑ один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества и развития ее производительных сил. Поэтому сегодня на передний план выдвигаются задачи повышения качества обучения в вузе. Решение этой задачи напрямую связано с ростом престижности вузов и их конкурентоспособности, разработкой нормативного и методологического обеспечения их функционирования, направленного на создание и сертификацию систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9001:2000 «Система менеджмента качества».

Качество результатов деятельности высших учебных заведений обеспечиваться через рациональное управление их основными рабочими процессами. Мерой качества таких процессов является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга в точности соответствует или опережает требования потребителя. Система управления качеством образования ‑ многомерное понятие, охватывающее все стороны деятельности вуза (учебные и академические программы; учебную и преподавательскую работу; профессорско-преподавательский состав и студентов; учебно-материальную базу и ресурсы).

Системные основы оценки качества образования предполагают рассмотрение образовательного процесса «как системы», на «вход» которой поступает «исходный материал» ‑ абитуриенты и внешняя информация и ресурсы, преобразуемые в «конечный продукт» ‑ новые знания специалистов высшей квалификации.

Принципиальными особенности внутривузовской системы качества подготовки специалиста в вузе в соответствии с указанными выше стандартами являются:

1. Переход на всех уровнях от внешнего контроля к внутреннему, а именно:

‑ от контроля преподавателя к самоконтролю студентов;

‑ от внешнего контроля кафедры к самоконтролю и самооценке преподавателями процесса и результата своей деятельности;

‑ от внешнего контроля ректората за деятельностью факультета к внутреннему контролю и оценке своей деятельности и ее результатов педагогическим коллективом факультета.

2. Создание условий для воспитания у студентов ответственности за процесс и результат своего учебного труда, высокий уровень качества своего образования через включение студентов в деятельность по самоконтролю и самооценке уровня своей подготовки, по анализу качества педагогического процесса, выработке и реализации программ улучшения качества подготовки специалиста в вузе.

3. Стимулирование преподавателей к систематическому научно-обоснованному самоанализу процесса и результата своей деятельности, сотрудничество со студентами в вопросах выработки мер по повышению качества педагогического процесса, мотивацию преподавателей к внедрению инноваций в учебный процесс.

4. Самоанализ деятельности кафедр и факультетов на основе критериев качества, выявление проблем и выработка управленческих решений по повышению качества всего образовательного процесса или его компонентов.

5. Сочетание внутренней и внешней оценки, самоконтроля и контроля, самоуправления и управления.

6. Качество образованности субъектов педагогического процесса в вузе (абитуриента, студента, выпускника), которое рассматривается как единство качеств обученности и воспитанности, личностного развития, профессиональной и общекультурной подготовки.

7. Основные критерии качества подготовки выпускника университета на рынке труда:

‑ конкурентоспособность;

‑ готовность к творческой профессиональной деятельности;

‑ готовность к самообразованию и самосовершенствованию, личностному росту, профессиональной карьере.

8. Мониторинг качества:

‑ обучающего процесса;

‑ образовательных программ;

‑ воспитания студента.

9. Этапы контроля качества подготовки специалиста:

‑ входного контроля;

‑ промежуточного и текущего контроля;

‑ итогового контроля (контроль на выходе).

10. База данных внутривузовской системы качества, которая строится на объективных и субъективных источниках и показателях.

К объективным показателям можно отнести:

‑ итоги зачетов и экзаменов (вступительных, текущих, государственных);

‑ отчеты ГАК;

‑ показатели трудоустройства выпускников;

‑ результаты анализа тематики и уровня выполнения курсовых и дипломных работ;

‑ уровень практической подготовки студентов (по результатам практик).

К субъективным показателям относят:

‑ результаты социологических опросов. Например: «Педагогический процесс в вузе глазами студентов», «Преподаватель глазами студентов», «Качество учебного процесса глазами преподавателя», «Оценка студентами уровня своей теоретической и практической подготовки» и т.д.;

‑ результаты психологических обследований абитуриентов, студентов и выпускников;

‑ самооценка студентами и преподавателями уровня своей учебной и профессиональной компетенции.

11. Мнение работодателей относительно качества подготовки специалиста в вузе.

Качество образования в широком смысле – основа качества жизни. Без его постоянного мониторинга в России невозможно дальнейшее проведение политики качества в целом и управление качеством в сфере подготовки специалистов, в частности.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:00:14