Экономический механизм инновационной политики малого и среднего предпринимательства

Яшин А.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Общепризнанно, что налоговая политика является важным средством экономического стимулирования предпринимательской деятельности. По крайней мере, в течение последних 40 лет зарубежными и отечественными специалистами она рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности инновационного предпринимательства. Однако если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налогообложение, инновационное предпринимательство, налоговая политика, малый и средний бизнес, стимулирование предпринимательства



Общепризнанно, что налоговая политика является важным средством экономического стимулирования предпринимательской деятельности. По крайней мере, в течение последних 40 лет зарубежными и отечественными специалистами она рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности инновационного предпринимательства. Однако если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы.

Российская система налогообложения содержит лишь декларативные элементы системы налоговых льгот для стимулирования некоторых видов предпринимательской деятельности. Тем не менее, следует отметить, что достаточно эффективные льготы для предпринимателей в сфере инновационной деятельности в свое время нашли отражение в ст.9 (пп.2,3) Закона РФ «О подоходном налоге с предприятий» (однако данный закон так и не был введен в действие). Эти льготы корреспондируется с соответствующими нормами ранее принятого отечественного законодательства по промышленной (интеллектуальной) собственности, а также с другими законодательными актами в области налогообложения, в частности касающимися налога на добавленную стоимость.

С позиций использования зарубежного опыта для разработки концепции Российской налоговой политики в связи с инвестиционной деятельностью наибольший интерес представляют принципы построения налоговой политики США.

В соответствии с федеральным налоговым законодательством США расходы фирм на научные исследования и разработки в полном объеме исключаются из сумм, подлежащих подоходному налогообложению. Это, по оценкам специалистов, дает чистый доход в 500 долл. на каждые израсходованные 1000 долл. Кроме того, фирмам представлялось право уменьшать сумму уплачиваемого подоходного налога на 7% от общего объема капиталовложений в производственные фонды со сроком службы восемь и более лет. И на 2,33% при сроке службы 4-6 лет, что практически означало прямое снижение цен на закупаемое оборудование в размере указанных скидок.

В дополнение к указанной льготе разрешалось производить амортизацию приобретенного оборудования не по фактической, а по номинальной цене закупки. Естественно, что в наиболее выгодном положении при применении указанных льгот оказались фирмы обрабатывающих отраслей промышленности и, прежде всего, машиностроение и приборостроение, так как разница между ценой реализации продукции по номиналу и фактической ценой покрывалось федеральным правительством.

Налоговая скидка на инвестиции являлась составной частью законодательных мероприятий, предпринятых исходя из концепции ответственности правительства за стимулирование развития экономики, и особенно тех отраслей, которые обеспечивают рост и модернизацию капитала. Кстати, именно налоговые льготы в значительной степени способствовали подъему производства электронно-вычислительной техники в период, когда оно формировалось как самостоятельная отрасль промышленности.

В 1969г. семипроцентная налоговая скидка была отменена. Однако чуть позже администрация Никсона вновь вернулась к ней в своей «чрезвычайной программе» оздоровления экономики США как одному из важнейших рычагов стимулирования научно-технического прогресса (НТП). В последующем, начиная с программы оздоровления экономики, предложенной администрацией Дж. Форда, эта скидка была увеличена до 10%.

Особое внимание в США уделяется стимулированию развития фирм, относящихся к категории, так называемого, малого венчурного бизнеса. Длительное время там действовала законодательно закрепленная норма полного освобождения их от уплаты каких-либо налогов на срок до пяти лет. Именно поэтому ассоциативно отечественные законодатели использовали пятилетнюю налоговую льготу первоначально в отечественном законодательстве по промышленной собственности, а затем и в Законе РФ «О подоходном налоге с предприятий», который, как уже отмечалось, так и не был введен в действие, хотя и был принят Верховным Советам РСФСР и подписан Президентом.

В середине 70-х годов льготируемый срок для венчурных фирм США был увеличен до 10 лет. Кроме того, по принятому в 1982 г. Закону о развитии малого инновационного бизнеса, все федеральные ведомства и агентства с бюджетом боле 100 млн. долл. (в настоящее время насчитывается 12 таких структур) обязаны передавать до 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности малых научно-исследовательских компаний.

Значительное внимание развитию системы косвенного стимулирования инновационной деятельности, в частности посредством системы налоговых льгот, уделяется за рубежом в законодательстве по промышленной собственности. В этом плане заслуживает внимания льгота для некоммерческих организации (лицензиатов-патентообладателей), предусмотренная гл. 35 Свода законов США (параграф 202). Причем эту льготу необходимо рассматривать во взаимосвязи с ранее указанной нормой о полном освобождении от уплаты налогов на десятилетний срок.

Согласно данному Закону некоммерческая организация и принадлежащее правительству предприятие имеет право оставлять в своем распоряжении «100% баланса роялти или производственных и нераспределенных доходов, полученных в течение финансового года до суммы, равной 5% годового бюджета предприятия» и использовать эти средства на цели научных исследований и разработок, а также «увеличения лицензионного потенциала других изобретений предприятия». Если же «упомянутый баланс превышает 5% годового бюджета предприятия, 75% такого превышения подлежит внесению в Государственное казначейство США и оставшиеся 25% используются для тех же целей».

Определенную активность в поисках эффективных механизмов стимулирования инновационной деятельности проявляют в США государственные учреждения, в частности Национальный научный фонд и Национальное бюро стандартов, разработавшие еще в 70-80 годах совместную программу экспериментов по совершенствованию государственной поддержки научных исследований и разработок.

Разработанные на основе результатов, полученных в ходе этих экспериментов, правительственные циркуляры по совершенствованию системы субсидий стимулировали создание сотен мелких новаторских фирм и специализированных инновационных центров. Суть нововведений состоит в значительном упрощении процедур предоставления субсидий и распоряжения выделенными денежными средствами в сочетании с налоговыми льготами.

Аналогичен подход к косвенному стимулированию инновационного предпринимательства и в других странах. В частности, в Японии для поощрения предприятий, выпускающих продукцию на базе новейших технологий, им предоставляются значительные налоговые скидки (до 50%),что способствует поддержанию высокого уровня капиталовложений в новые оборудование и методы производства.

Дифференциация норм амортизационных отчислений по отраслям и льготные нормативы для пионерных фирм также значительно воздействует на структурный эффект НТП, стимулируя ускоренное накопление на ключевых направлениях производства. Эти скрытые формы финансовой поддержки зачастую действуют в качестве стимуляторов обновления производства более эффективно, чем прямое государственное финансирование.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. // М.: «ЮРКНИГА», 2005.
2. Введение в инновационное предпринимательство. / К. Янковский – СПб: ПИТЕР, 2003. – 192 с.
3. В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимтельство: учебное пособие. М.: ИНФРА-РМ 1997.
4. Р.Г. Потемкин. Возможности активизации инновационной деятельности в России. М.: Москва, 2000.
5. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990.
6. Шумпетер И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). – М.: Прогресс, 2002.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 22:43:06