Роль и место интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики

Насибян С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Сторонники концепции управления человеческим капиталом уверены, что, если имеются инструменты оценки степени влияния, которое сотрудники своими действиями оказывают на финансовые показатели, например, банковской организации, можно управлять и развивать возможности своих сотрудников таким образом, чтобы преобразовывать их интеллектуальный капитал в «весомые» финансовые показатели. Хотя такой подход предполагает поиск способов количественной оценки того, что прежде относилось к неучитываемым нематериальным активам, специалисты, реализующие указанные методики, отмечают, что аналогичные подходы уже широко используются на практике.

Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, нематериальные активы, финансово-кредитная сфера



Сторонники концепции управления человеческим капиталом [1] уверены, что, если имеются инструменты оценки степени влияния, которое сотрудники своими действиями оказывают на финансовые показатели, например, банковской организации, можно управлять и развивать возможности своих сотрудников таким образом, чтобы преобразовывать их интеллектуальный капитал в «весомые» финансовые показатели. Хотя такой подход предполагает поиск способов количественной оценки того, что прежде относилось к неучитываемым нематериальным активам, специалисты, реализующие указанные методики, отмечают, что аналогичные подходы уже широко используются на практике.

Стоимость бизнеса любой организации (и банковские структуры здесь не исключение) ‑ серьезный аргумент рыночной экономики. Это один из важнейших показателей эффективности деятельности работающих предприятий. Можно иметь достаточные объемы разнообразных активов предприятия, обладать требуемыми, в том числе и интеллектуально-креативными ресурсами, но если не управлять процессом формирования стоимости бизнеса, они могут оказаться неэффективными.

По мнению многих исследователей, финансовые активы являются решающими в обеспечении рыночной устойчивости современных банковских структур. Тем не менее, именно интеллектуально-креативные ресурсы топ-менеджеров и всех других специалистов банка обеспечивают условия, поддерживающие жизнеспособность и жизнестойкость финансовых организаций в условиях резкого сокращения времени реагирования на изменения рыночной конъюнктуры.

«В 1980-е годы можно было обогатиться, используя собственную фантазию в игре с производными ценными бумагами и финансовыми инструментами, которые сродни деньгам (например, необеспеченными облигациями, выкупом с помощью левериджа, фьючерсами). Сегодня путь к обогащению – это воображаемые операции с деньгами. Уолтер Уристон , бывший председатель Citibank, был прав: информация о деньгах стоит сегодня больше, чем сами деньги. …В информационный век информация – это деньги. …Сегодня ценность представляет не металлический корпус или двигатель автомобиля. Ценными оказываются неосязаемые вещи… Превосходство в знаниях – это последнее оружие, оставшееся в конкурентной борьбе... Знание – новое поле брани для целых стран, корпораций и индивидуумов» [2]. Можно приводить многочисленные высказывания наших современников по этому вопросу, но ясно одно, что настало время, когда все достижения могут оцениваться только через реальный интеллектуально-творческий вклад каждого в «дело, которому он служит». Но возникает вопрос: «А что это за дело?».

Для банковских структур в современных условиях устойчивость развития компании во многом определяется стабильностью роста ее стоимости (или, как сегодня принято говорить, «стоимости бизнеса»). Поэтому важно определиться в едином понимании, что это такое, как можно управлять процессом формирования стоимости компании, какова организационно-экономическая структура, системно объединяющая все виды выполняемых функций, создающих стоимость компании. Приведем краткие результаты аналитического исследования данного вопроса.

Несмотря на все недостатки концепции стоимости компании, трудно назвать какой-либо иной более объективный показатель, позволяющий адекватно оценивать эффективность решений по управлению бизнесом. Стоимость компании может стать целью, вокруг которой возможно согласовать интересы различных групп специалистов. Для этого необходимо, чтобы рост стоимости бизнеса был выгоден не только собственникам, но и менеджерам, сотрудникам банка, кредиторам и государству.

Примерами успешных банковских организаций, как правило, являются те, где найдены эффективные механизмы согласования интересов всех групп финансовых специалистов. Конечно, важно избежать упрощений. Нельзя думать, что любые действия (в особенности касающиеся стратегии компании) могут быть оценены одним единственным значением ‑ изменением стоимости [3]. Тем не менее, стоимость бизнеса может играть роль одного из ключевых приоритетов. Поэтому весьма актуальным становится поиск механизмов идентификации в оценке эффективности деятельности каждой из групп специалистов, участвующих в процессе формирования стоимости компании.

Инициатором и главным исполнителем, обеспечивающим продвижение к цели любого бизнес-процесса, является человек – специалист в конкретной области профессиональной деятельности. Он воплощает в себе единство интеллектуального накопления (аккумулирования) и обработки поступающей информации из внешнего мира и дозированного генерирования ее в виде квантов творческой энергии (созидательных действий), направленных на удовлетворение либо его собственных, либо корпоративных интересов (потребностей). Поэтому главное, из чего следует исходить при разработке механизмов идентификации оценки вклада каждого или групп исполнителей в реализацию бизнес-планов ‑ это экономический уровень проявления их созидательных действий (творческой энергии).

[1] Carrol R.F., Tanesey R.R., Intellectual capital in the new Internet economy (Its meaning, measurement and management for enhancing quality) // Journal of Intellectual Capital. Vol. 1, №4, 2000, Р. 296-311. и др.

[2] Нордстрем. К.А., Ридерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт Петербурге, 2001.

[3] Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом, 2001.- №4.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:39