Система регионального контроллинга
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шпичко А.В. Система регионального контроллинга // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 36-41.
Аннотация:
Контроллинг является новым направлением в теории и практике современного управления, который возник на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Это функционально обособленное направление экономической работы, связанное с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Некоторые авторы (например, Н.Г. Данилочкина) выделяют три системы контроллинга: внутрикорпоративную, региональную и федеральную.
Ключевые слова: контроллинг, региональный контроллинг
Контроллинг является новым направлением в теории и практике современного управления, который возник на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Это функционально обособленное направление экономической работы, связанное с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. [5, с.6] Некоторые авторы (например, Н.Г. Данилочкина [4]) выделяют три системы контроллинга: внутрикорпоративную, региональную и федеральную.
Главной целью системы регионального управления является обеспечение наиболее эффективного развития конкретного региона. Элементами этой системы являются:
– обеспечение высокого уровня и качества жизни населения региона;
– экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
– оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
– обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
‑ формирование и реализация инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры [2].
Говоря о системе регионального контроллинга, мы предлагаем его разграничить на контроллинг в региональных административных структурах и контроллинг в сфере регионального управления.
В условиях транзитивной экономики в практику управления региональных административных структур постепенно начинают внедряться методы и технологии, доказавшие свою эффективность в коммерческом секторе. Однако специфика деятельности государственных учреждений не позволяет полностью использовать современные инструменты и технологии управления, характерные для коммерческих организаций. Требуется адаптация тех из них, которые на региональном уровне могут дать значительный эффект.
Существующие недостатки традиционной системы управления проявляются в несоответствии функций учетно-информационной системы целям управления. Для целей оперативного управления общепринятая система отчетности не обладает достаточной аналитической информацией. Отсутствуют критерии качественных оценок результатов. Существующая экономико-организационная система подсчетов не затрагивает проблемы эффективного использования различных видов ресурсов, ведется слабый мониторинг факторов внутренней и внешней среды.
В совокупности все эти факторы делают систему управления в административных структурах неэффективной в условиях транзитивной экономики. Обеспечить ее соответствие современным требованиям можно с помощью системы контроллинга, которая позволяет:
– ориентироваться на цели и определять степень их достижения;
– обеспечивать помощь руководству в сборе, обобщении и оценке информации для принятия управленческих решений;
– проводить оценку прошлого опыта и управлять будущим развитием;
– разрабатывать методологию в рамках контроля результатов, смещая акцент с финансового контроля на качественные критерии оценки;
– решать проблемы автоматизации стандартных задач управления.
Содержательное определение контроллинга в сфере регионального управления, на наш взгляд, дала Бунчук С.Н. - один из немногих авторов, изучающий вопросы организации системы контроллинга в сфере регионального управления. «Контроллинг в сфере регионального и муниципального управления – это такая концепция управления территорией и такой качественно новый тип мышления, в основе которого лежит стремление к обеспечению устойчивого развития территории и, соответственно, повышение качества жизни населения, что достигается путем:
– адаптации стратегических целей пространственного развития к изменяющимся условиям внешней среды;
– согласования стратегических и оперативных планов развития;
– координации и интеграции оперативных планов;
– создания системы обеспечения управленческого персонала информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
– создания системы контроля над исполнением оперативных и стратегических планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
– адаптации организационной структуры управления региона с целью повышения ее гибкости к изменяющимся потребностям местного населения» [1, с.3].
При этом необходимо отметить, что объем реализуемых функций в рамках системы регионального контроллинга зависит от размера территориального образования, количества представленных отраслей в экономике региона, квалификации управленческих кадров и сотрудников отдела контроллинга, социально-экономической обстановки в регионе и др. [1, с.3]
На сегодняшний день наиболее приоритетными объектами контроллинга в сфере регионального управления могут являться:
– инвестиционная политика;
– инвестиционные проекты, являющиеся ядром концепции регионального развития;
– эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;
– модели эффективного использования местных ресурсов;
– формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;
– интенсификация использования ресурсов;
– управление имуществом различных форм собственности и т.п.
Наибольший интерес в сфере регионального управления представляет контроллинг топливных ресурсов. Это связано, прежде всего, с тем, что в ряде российских регионов остро стоят проблемы:
– эффективности функционирования и развития систем энерго- и теплоснабжения;
– эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
– диверсификации топливных ресурсов региона;
– возрастающей задолженности предприятий ЖКХ и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, за энергетическую продукцию и т.п.
Безусловно, данные проблемы необходимо решать на региональном уровне с использованием современных систем и методов управления, одной из которых является система регионального контроллинга.
Целью деятельности службы контроллинга по организации и обеспечению эффективного использования топливных ресурсов в регионе, исходя из его функциональности, является информационно-аналитическая и методическая поддержка региональных органов управления в процессе принятия ими управленческих решений, что, в свою очередь, позволяет осуществлять управление в рамках поставленных целей. Таким образом, начальным блоком при разработке схемы организации контроллинга топливных ресурсов будет блок постановки системы целей.
Установление целей начинается с анализа информации о факторах внешней и внутренней сред, используемой при разработке как глобальных, так и локальных стратегий. В системе организации контроллинга топливных ресурсов в сфере регионального управления факторами внутренней среды будут являться результаты анализа:
– существующей системы управления топливообеспеченностью региона;
– затрат (в натуральном и денежном выражении) на удовлетворение потребности региона в первичных энергетических ресурсах;
– оценки региональных целевых программ по повышению энергоэффективности экономики региона;
– технических и технологических ресурсов энергоснабжающих предприятий и организаций региона;
– финансового положения энергоснабжающих предприятий региона и т.п.
К факторам внешней среды предлагаем отнести результаты анализа:
– экономико-политической среды;
– рынка поставщиков топливных ресурсов;
– энергетической стратегии России;
– ценовой политики в отраслях ТЭК;
– инвестиционной политики развития ТЭК;
– состояния ТЭК соседних регионов;
– спроса и предложения на первичные энергоресурсы в России;
– социально-политической среды, законодательства и т.п.
Определив качественные и количественные цели, служба контроллинга приступает к разработке методики сбора и анализа данных по топливным ресурсам в регионе. При этом важным моментом является разработка форм документов для обеспечения процесса сбора информации. По данной форме информацию в службу контроллинга будут предоставлять предприятия - потребители топливных ресурсов различных форм собственности.
Считаем необходимым создание регионального информационного ресурса, в том числе для сбора оперативной информации об экономическом и финансовом состоянии организаций топливно-энергетического комплекса вне зависимости от форм собственности. В настоящее время как целостная система данный информационный ресурс на региональном и федеральном уровнях не существует. Следующим этапом будет систематизация и анализ полученной информация по топливным ресурсам в регионе.
Данная система позволит региональным органам управления получать необходимую для принятия управленческих решений информацию, которая будет полезна при разработке целевых программ по эффективному использованию энергетических ресурсов в регионе. Кроме того, система контроллинга предполагает проведение постоянного мониторинга изменяющихся факторов внешней и внутренней сред, что позволяет своевременно учитывать влияние этих факторов и соответствующим образом корректировать ход реализации региональных программ.
Источники:
2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 239 с.
3. Гусева И.Б. Сущность и необходимость системного анализа при внедрении контроллинга на предприятии // Контроллинг 2003. № 1(5). С. 1828.
4. Данилочкина Н.Г. Контроллинг как интегрированная функция управления // Контроллинг в России. 2002. № 1. С. 10-18.
5. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 279 с.
6. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. – 320 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:37