Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края)

Ященко А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ященко А.В. Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края) // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 30-35.

Аннотация:
Управление развитием энергосистемы региона в условиях реформирования энергетики России (на примере Краснодарского края) К настоящему времени в значительной степени завершен этап первоначальной трансформации плановой экономики в рыночную. В России фактически сформирована система отношений на основе частной собственности, для которой в течение прошедших десяти лет подготовлено законодательное, нормативное, информационное и финансовое обеспечение. Теперь ставится задача достижения устойчивого роста экономики.

Ключевые слова: энергетика, экономика региона, энергосистема региона



К настоящему времени в значительной степени завершен этап первоначальной трансформации плановой экономики в рыночную. В России фактически сформирована система отношений на основе частной собственности, для которой в течение прошедших десяти лет подготовлено законодательное, нормативное, информационное и финансовое обеспечение. Теперь ставится задача достижения устойчивого роста экономики.

Одной из основных инфраструктурных отраслей экономики является энергетика, определяемая многими отечественными учеными-экономистами как «локомотив экономики». Энергетика в период затяжного экономического кризиса способствовала сглаживанию негативных экономических и социальных последствий за счет государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. В то же время, в результате подобного административного регулирования отрасль оказалась в тяжелой ситуации. Острая нехватка инвестиционных ресурсов привела к моральному и физическому старению и выбытию основных производственных фондов, а наметившийся в последние годы рост объемов потребления энергии обозначил проблему дефицита генерирующих энергетических мощностей. Реформирование электроэнергетики в стране началось не сегодня. Старт ему был дан в 1992 г. с учреждением (в соответствии с указами Президента РФ от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334) РАО «ЕЭС России». Фактически произошел процесс приватизации и акционирования отрасли. Владение электрическими сетями единой энергетической системы (ЕЭС) России, полными или значимыми частями пакетов акций АО-энерго, АО-электростанций и АО «Центральное диспетчерское управление» позволяет РАО «ЕЭС России» контролировать почти 3/4 общей мощности электростанций, около 83% производства и почти 90% распределения электроэнергии в России. На основе электрических сетей напряжением 220 кВ и выше, принадлежащих РАО «ЕЭС России», создан федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). Участниками ФОРЭМ являются АО-энерго, АО-электростанции, все АЭС, а также небольшое число крупных потребителей. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) РФ. На региональных рынках регулирование тарифов проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов федерации. Таким образом, в электроэнергетике образовалась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики. Второй этап реформирования (либерализация рынка) начался 28 апреля 1997 года, когда вышел Указ Президента РФ № 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Однако необходимо отметить, что принципиальные решения по выполнению этого Указа приняты не были. Заново реформирование стартовало в 2000 г., когда Правительство РФ в лице своих представителей в органах управления поручило самому РАО разработать проект Концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России». При этом первоочередной целью реформирования объявлялось повышение эффективности предприятий электроэнергетики и максимально возможное содействие привлечению инвестиций. Итогом работы явилась не только сама Концепция, но и принятое Правительством РФ 11 июля 2001 г. Постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». С принятием в 2003 г. пакета федеральных законов начался непосредственно процесс реформирования. В пакет вошли следующие законы: "Об электроэнергетике"; "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и другие. К настоящему времени структура отрасли практически полностью изменена: региональные вертикально интегрированные компании исчезли, разделившись по видам деятельности, вместо них теперь действуют сетевая компания, генерирующая компания, энергосбытовая компания. Функции диспетчерского управления отданы филиалу ОАО «Системный оператор». Разделение вертикально-интегрированных компаний в России не означает «измельчения» структуры отрасли. Вслед за разделением РАО «ЕЭС России» и региональных АО-энерго на специализированные компании, предусматривается горизонтальная интеграция последних. Пример Краснодарского края может служить в качестве ориентира для других регионов на пути построения эффективных организационных, экономических и финансовых механизмов управления развитием энергетических систем. Основные рыночные характеристики энергосистемы исследуемого региона приведены в табл. 1.

Таблица 1 Основные рыночные характеристики энергосистемы Краснодарского края

Как видим, независимые производители сегодня занимают значительную долю в структуре производства электроэнергии в регионе (23% от общей установленной мощности генерирующих источников). Помимо независимых производителей электроэнергии в крае до недавнего времени существовали предприятия оптовые перепродавцы электроэнергии, представляющие собой электросетевые комплексы низкого напряжения (0,4-10 кВ), обслуживающие коммунальное хозяйство и население крупных и средних городов и поселков. На сегодняшний день в крае насчитывается 29 таких предприятий, обслуживающих более 500 тысяч бытовых абонентов, что составляет более 25% от общего числа бытовых потребителей Краснодарского края [1]. Таким образом, исходя из наличия относительно большого количества независимых производителей и перепродавцов электрической энергии, управление реформированием энергетики в крае имеет свои особенности. В настоящее время реализация проекта реформирования ОАО «Кубаньэнерго» находится на этапе согласования с акционерами, органами власти. Рассматриваются следующие направления реформирования, которые не должны вызвать резкого скачка тарифов: 1. Выделение сбытовой функции у ОАО «Кубаньэнерго» и предприятий оптовых перепродавцов, что соответствует основным направлениям реформирования энергетики, утвержденным постановлением Правительства РФ. 2. Реформирование управления сетевым имуществом ОАО «Кубаньэнерго» и предприятий оптовых перепродавцов, имеющее следующие варианты развития событий. Вариант 1. В организационном и имущественном отношении все остается как есть в настоящее время. Тарифы покупки электроэнергии для предприятий оптовых перепродавцов утверждаются по уровням напряжений в соответствии с новой методикой ценообразования на розничном рынке электроэнергии. Вариант 2. Объединение активов предприятий – оптовых перепродавцов в едином краевом сетевом предприятии с выделением сбытовой функции, без объединения с сетевыми активами ОАО «Кубаньэнерго». Вариант 3. Создание единой региональной сетевой компании на базе активов предприятий – оптовых перепродавцов и ОАО «Кубаньэнерго». По нашему мнению, вариант 3 может быть естественным продолжением и следующим этапом развития событий по варианту 2. Исходя из того, что основным направлением реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии, можно сделать вывод о том, что в процессе разделения региональных АО-энерго по видам деятельности должны создаваться энергосбытовые компании, основной функцией которых будет являться продажа электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке электроэнергии, конечным потребителям. Правовой статус энергосбытовых компаний определен в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35_ФЗ "Об электроэнергетике". Необходимо особо отметить, что, начиная с 2003 г. в Краснодарском крае осуществлено объединение муниципальных предприятий электрических сетей. На их базе создана и успешно работает ОАО «Независимая энергосбытовая компания» (НЭСК), которая закупает электроэнергию у ОАО «Кубаньэнерго», а также у независимых производителей электроэнергии, и оказывает комплекс услуг по ее доставке и сбыту потребителям. Сегодня доля рынка ОАО «НЭСК» на электроэнергетическом рынке Краснодарского края составляет 35% и ее можно рассматривать как реального конкурента создаваемой сетевой компании ОАО «Кубаньэнерго» на рынке электроэнергии низкого напряжения, а также в качестве потенциального гарантирующего поставщика. Можно утверждать, что сегодня ОАО «НЭСК» представляет собой компанию коммунальной энергетики, осуществляющую эксплуатацию распределительных сетей низкого напряжения, а также сбыт электроэнергии.


Источники:

1. Бережной В.А., Султанов Г.А. Рыночное реформирование экономического механизма электроэнергетики регионального уровня. Краснодар, 2005 г. - 122 с.

Страница обновлена: 19.05.2024 в 17:51:46