Развитие информационного аутсорсинга как элемента информационного обеспечения малого предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Николаева И.Н. Развитие информационного аутсорсинга как элемента информационного обеспечения малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 11-14.
Аннотация:
В настоящее время развитие и успех малого предпринимательства зависят не только от личных качеств тех, кто там работает, но и от возможностей практического использования ими требуемых ресурсов, и, прежде всего, от свободного доступа к информации. Среди основных проблем малого предпринимательства, можно назвать качество информационного обеспечения. Причем оно значительно отягощается тем, что негативное влияние на предпринимательскую деятельность оказывает как недостаток информации, так и ее переизбыток. Это связано с тем, что предприниматель не всегда может выбрать оптимальный объем требуемых ему информационных ресурсов.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, информационное обеспечение, аутсорсинг
В настоящее время развитие и успех малого предпринимательства зависят не только от личных качеств тех, кто там работает, но и от возможностей практического использования ими требуемых ресурсов, и, прежде всего, от свободного доступа к информации. Среди основных проблем малого предпринимательства, можно назвать качество информационного обеспечения. Причем оно значительно отягощается тем, что негативное влияние на предпринимательскую деятельность оказывает как недостаток информации, так и ее переизбыток. Это связано с тем, что предприниматель не всегда может выбрать оптимальный объем требуемых ему информационных ресурсов.
Информационную инфраструктуру малого бизнеса можно определить как объективно сложившуюся систему создания и использования информационных ресурсов для рационального функционирования субъектов малого предпринимательства и формирования развитого информационного пространства.
Информационные ресурсы, необходимые представителям малого бизнеса, имеют определенную специфику, отличающую их от ресурсов для крупного бизнеса:
‑ в большинстве своем объем информационных ресурсов, необходимых субъектам малого предпринимательства, превышает объем ресурсов для представителей крупного бизнеса, поскольку помимо основополагающих материалов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, нормативно-правовые акты, а так же статистическая, общеэкономическая, политическая и иная информация), субъектам малого предпринимательства приходится учитывать особенности своего статуса;
‑ информационные ресурсы, необходимые представителям малого бизнеса, передаются от одного субъекта малого предпринимательства к другому, поскольку, во-первых, обладают большей мобильностью, во-вторых, в своем большинстве не носят «закрытый» характер, за исключением конфиденциальной информации, а информационные ресурсы для крупного бизнеса не всегда применимы другими представителями данного бизнеса;
‑ информационные ресурсы для малого бизнеса обладают большей открытостью и возможностями доступа к ним, для крупного бизнеса поиск информации в основном осуществляется и фиксируется собственными специалистами.
Предоставление информации субъектам малого предпринимательства, рационализация информационной инфраструктуры и развитие информационного обеспечения является одним из приоритетных направлений в области поддержки малого предпринимательства.
В действующей информационной инфраструктуре малого бизнеса можно выделить ряд проблем, которые затрудняют процесс получения субъектами малого предпринимательства информации:
1) территориальная разбросанность объектов информационной инфраструктуры;
2) отсутствие единых принципов и стандартов предоставления информационных услуг субъектам малого предпринимательства;
3) мероприятия, которые отражаются в Программах поддержки малого предпринимательства, имеют тенденцию к повторению, в них практически не учитывается как положительный, так и отрицательный опыт прошлых лет;
4) дублирование общественными организациями функций друг, т.е. отсутствие четкого распределения полномочий и сфер деятельности данных организаций;
5) сложности в получении информации относительно особенностей предоставляемых услуг предприятиями и организациями, которые могут оказать помощь и поддержку субъектам малого предпринимательства и т.д.
В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации наблюдается отсутствие координации информации для малого предпринимательства, что затрудняет ее получение. Сложность и дороговизна ее получения вынуждает представителей малого бизнеса обращаться к сомнительным источникам или же осуществлять свою деятельность на основе самостоятельно собранной информации либо при ее отсутствии.
Для наиболее перспективного функционирования представителей малого бизнеса целесообразно освободить их от выполнения ряда непрофильных функций, т.е. создать условия снижения необоснованных затрат времени на выполнение задач, реализацию которых можно передать сторонней организации.
Передачу непрофильных функций организации стороннему исполнителю принято называть аутсорсингом. Данное понятие весьма новое и его определение даже отсутствует в российском законодательстве. Одним из возможных вариантов заключения договоров, по сути своей аутсорсинговых, является договор возмездного оказания услуг (гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Чаще всего аутсорсингу подлежат информационные технологии, ведение бухгалтерии, расчет заработной платы, административная поддержка, организация питания и уборки офиса, служба безопасности и некоторые другие. То есть использование услуг сторонних специализированных организаций силами их персонала.
В настоящее время весьма новым направлением является информационный аутсорсинг, т.е. передача функций по поиску, обработке и предоставлению информации сторонней организацией. В результате чего организация-аутсорсер берет на себя обязательства по предоставлению необходимой для заказчика информации из перечня возможной. При использовании информационного аутсорсинга структуры малого бизнеса могут добиться снижения временных затрат на поиск информации, а, соответственно, и снижение упущенных возможностей, т.к. данное время может быть более эффективно использовано в предпринимательских целях.
Рационально построенная работа центра информационного аутсорсинга дает возможность обеспечить не только снижение затрат предпринимателей на получение информации, но и координацию информационных потоков, что в свою очередь значительно упрощает организацию контроля государства за информацией, которая необходима для развития предпринимательской деятельности.
Основные затраты, возникающие у предпринимателей на получение информации в центре, – это затраты времени на обращение в этот самый центр. Хотя при получении большего количества информации совокупные затраты времени сокращаются при отсутствии центра каждый следующий вид информации приходится получать с возрастанием, а не сокращением издержек.
Единый центр информационного аутсорсинга, кроме всего прочего, является связующим звеном между органами государственной власти, общественными организациями предпринимателей и субъектами малого предпринимательства, а также предоставляет возможность формирования обратной связи, т.е. доведение мнений и предложений представителей малого бизнеса до государственных органов управления.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:32