Основные тенденции развития крупного и малого бизнеса в современной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хаит М.М. Основные тенденции развития крупного и малого бизнеса в современной экономике // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 7-10.
Аннотация:
Как показывает мировой опыт, корпоративный сектор является основой современной экономики. В свою очередь крупная, растущая корпорация - главный элемент рыночного хозяйства, движущая сила его развития и повышения его эффективности. Такие компании, развиваясь, организуют экономику в целом.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, крупный бизнес
Как показывает мировой опыт, корпоративный сектор является основой современной экономики. В свою очередь крупная, растущая корпорация - главный элемент рыночного хозяйства, движущая сила его развития и повышения его эффективности. Такие компании, развиваясь, организуют экономику в целом.
Экономический рост и технологический прогресс в развитых странах в основном происходят ЗА СЧЕТ деятельности крупных корпораций. В особенности их позиции сильны в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.
Сам процесс образования крупных объединений продолжается уже более столетия, причем размеры существующих только увеличиваются. Такая тенденция наблюдается и сегодня. Зная это, можно выделить четыре основных причины, стимулирующих рост корпораций:
1. Технологическую экономию, т.е. стремление к получению прибыли на масштабе производства. В результате автоматизации и усиления специализации, рост производства приводит к сокращению средних издержек на единицу продукции.
2. Экономию на росте, т. е. на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Такая экономия образуется в результате несбалансированности роста фирмы, что приводит к постоянному возникновению новых неиспользуемых в данный момент времени производственных и финансовых ресурсов. Экономия от их использования становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Благодаря этому образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.
3. Экономия на трансакционных издержках. Это расходы, связанные с функционированием рыночной системы, сократить их можно путем ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, а также диверсификации. О. Вильямсон, опираясь на исследование изменений организационных форм корпораций в США, произошедших за 150 лет, в результате которых образовались современные фирмы, назвал эти расходы «главным фактором организационной эволюции корпораций» [1].
4. Стремление к получению конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных или мировых рынках, которые включают в себя:
‑ общий объем операций фирмы;
‑ рыночные квоты;
‑ выгоды от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм;
‑ возможности внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов в зависимости от особенностей национального государственного регулирования, изменения валютных паритетов, национальных систем цен, тарифов;
‑ возможность оперативного реагирования на изменение обстановки на мировых рынках.
Однако, несмотря на то, что крупные промышленные концерны продолжают играть решающую роль в экономике, со временем (с учетом изменяющихся условий хозяйствования) такая концентрация производства достигает пределов эффективности и целесообразности, что соответственно ведет к неуправляемости, бюрократизации управления, падению производительности труда. В результате этого технологически обусловленная экономия на масштабе производства при дальнейшем росте компании поглощается издержками на содержание аппарата управления, на поддержание контроля над деятельностью всех подразделений.
Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо уметь приспосабливаться к изменяющейся ситуации, обладать гибкостью, быстротой реакции, возможностью быстро внедрять и осваивать новые технологии. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению размеров создаваемых предприятий, а крупные промышленные гиганты приступили к реорганизации своих предприятий.
Бурный рост малого предпринимательства в развитых странах начался в 1970-80-е годы [2]. После периода мировых кризисов (энергетического, сырьевого и других) быстрее приспособиться к ситуации в производстве и на рынке смогли именно мелкие и средние фирмы. В результате этого малый бизнес стал тем элементом, без которого не произошло бы развитие крупного бизнеса и всей экономики.
Помимо объективных условий, росту малого предпринимательства (до 70-90% от общего числа действующих предприятий) способствовали следующие факторы:
В то же время, развитие малого предпринимательства сдерживает стремление крупных производителей к монополизации рынка. Сегодня правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание.
[1] Williamson O. The Vertical Integration of Production: Market Failure Considerations, 1971, p.118
[2] Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М., 2000. - С. 20.
[3] Разумнова И.И. Мелкие фирмы в США: организация и управление. - М., 1989. - С.18
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:46