Основные тенденции развития крупного и малого бизнеса в современной экономике

Хаит М.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хаит М.М. Основные тенденции развития крупного и малого бизнеса в современной экономике // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 7-10.

Аннотация:
Как показывает мировой опыт, корпоративный сектор является основой современной экономики. В свою очередь крупная, растущая корпорация - главный элемент рыночного хозяйства, движущая сила его развития и повышения его эффективности. Такие компании, развиваясь, организуют экономику в целом.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, крупный бизнес



Как показывает мировой опыт, корпоративный сектор является основой современной экономики. В свою очередь крупная, растущая корпорация - главный элемент рыночного хозяйства, движущая сила его развития и повышения его эффективности. Такие компании, развиваясь, организуют экономику в целом.

Экономический рост и технологический прогресс в развитых странах в основном происходят ЗА СЧЕТ деятельности крупных корпораций. В особенности их позиции сильны в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики.

Сам процесс образования крупных объединений продолжается уже более столетия, причем размеры существующих только увеличиваются. Такая тенденция наблюдается и сегодня. Зная это, можно выделить четыре основных причины, стимулирующих рост корпораций:

1. Технологическую экономию, т.е. стремление к получению прибыли на масштабе производства. В результате автоматизации и усиления специализации, рост производства приводит к сокращению средних издержек на единицу продукции.

2. Экономию на росте, т. е. на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта. Такая экономия образуется в результате несбалансированности роста фирмы, что приводит к постоянному возникновению новых неиспользуемых в данный момент времени производственных и финансовых ресурсов. Экономия от их использования становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Благодаря этому образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании.

3. Экономия на трансакционных издержках. Это расходы, связанные с функционированием рыночной системы, сократить их можно путем ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, а также диверсификации. О. Вильямсон, опираясь на исследование изменений организационных форм корпораций в США, произошедших за 150 лет, в результате которых образовались современные фирмы, назвал эти расходы «главным фактором организационной эволюции корпораций» [1].

4. Стремление к получению конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных или мировых рынках, которые включают в себя:

‑ общий объем операций фирмы;

‑ рыночные квоты;

‑ выгоды от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм;

‑ возможности внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов в зависимости от особенностей национального государственного регулирования, изменения валютных паритетов, национальных систем цен, тарифов;

‑ возможность оперативного реагирования на изменение обстановки на мировых рынках.

Однако, несмотря на то, что крупные промышленные концерны продолжают играть решающую роль в экономике, со временем (с учетом изменяющихся условий хозяйствования) такая концентрация производства достигает пределов эффективности и целесообразности, что соответственно ведет к неуправляемости, бюрократизации управления, падению производительности труда. В результате этого технологически обусловленная экономия на масштабе производства при дальнейшем росте компании поглощается издержками на содержание аппарата управления, на поддержание контроля над деятельностью всех подразделений.

Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо уметь приспосабливаться к изменяющейся ситуации, обладать гибкостью, быстротой реакции, возможностью быстро внедрять и осваивать новые технологии. Поэтому в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению размеров создаваемых предприятий, а крупные промышленные гиганты приступили к реорганизации своих предприятий.

Бурный рост малого предпринимательства в развитых странах начался в 1970-80-е годы [2]. После периода мировых кризисов (энергетического, сырьевого и других) быстрее приспособиться к ситуации в производстве и на рынке смогли именно мелкие и средние фирмы. В результате этого малый бизнес стал тем элементом, без которого не произошло бы развитие крупного бизнеса и всей экономики.

Помимо объективных условий, росту малого предпринимательства (до 70-90% от общего числа действующих предприятий) способствовали следующие факторы:

  • Преимущества малого бизнеса, связанные с большей гибкостью и мобильностью на рынке. Мелкие фирмы быстро появляются и также быстро исчезают, переходя из одного сегмента в другой, оперативно реагируя на изменения экономической ситуации.
  • Научно-технические факторы, технологические изменения, доступность новых технологий и средств производства, а также высокая восприимчивость малых предприятий к новым идеям открыли путь малому бизнесу к ранее недоступным отраслям ‑ металлургической и обрабатывающей промышленности, машиностроению, производству сложного электротехнического оборудования и т.п.
  • Как правило, провинциальные, местные рынки не представляют серьезного интереса для крупных корпораций, которые часто оставляют их малым предприятиям. Поэтому на таких региональных рынках мелких фирм особенно много. Близость к ресурсам, хорошее знание спроса и клиентуры, специфика продукции позволяют малым предприятиям очень эффективно действовать на местных рынках.
  • Развитие малого бизнеса помогает решать одну из основных проблем современной экономики - проблему занятости. В результате экономических кризисов происходит сокращение занятых на крупных компаниях, которые в итоге находят работу на малых предприятиях. С 1970 по 1985 в США мелкие фирмы создали 35 млн. рабочих мест, в то время как крупные компании и государственные предприятия потеряли около 6 млн. рабочих мест [3].
  • Развитие сферы обслуживания, появление ряда новых услуг (деловых, профессиональных и т.п.) также способствовало росту малого бизнеса, особенно бурно развивающегося именно в этой области экономики.
  • Одним из главных факторов успешного развития и быстрого роста малых предприятий стала государственная политика развитых индустриальных стран, направленная на поддержание и поощрение малого предпринимательства.
  • Кроме того, малый бизнес отличается методами управления ‑ простотой, гибкостью принятия решений, отсутствием бюрократического аппарата, в некоторых случаях совмещением функций управления и владения. Очень важную роль здесь играет человеческий фактор. Реализация технических и деловых идей, общее дело, мотив прибыли привлекают людей, позволяя добиваться высоких показателей производительности труда.

    В то же время, развитие малого предпринимательства сдерживает стремление крупных производителей к монополизации рынка. Сегодня правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание.

    [1] Williamson O. The Vertical Integration of Production: Market Failure Considerations, 1971, p.118

    [2] Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М., 2000. - С. 20.

    [3] Разумнова И.И. Мелкие фирмы в США: организация и управление. - М., 1989. - С.18


    Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:46