Проектное управление инновациями и образовательной деятельностью в предпринимательском вузе
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (78), Июнь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Солдатова Ю.А., Мальцева Г.И., Луговой Р.А. Проектное управление инновациями и образовательной деятельностью в предпринимательском вузе // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 6. – С. 82-89.
Аннотация:
В соответствии с принципами системного подхода вуз можно отнести к открытой системе. Факторы внешней среды изменяют условия существования вузов, вынуждая их адекватно и реагировать на изменения, и переосмысливать свою роль и место в системе общественных отношений, и осуществлять качественные преобразования, а именно: проводить реорганизацию, разрабатывать стратегические планы , обращаться к методам управления, которые используют эффективно работающие организации (предприятия, компании и т.п.), искать «инновационные формы образовательной и научной деятельности».
Ключевые слова: высшее образование, образование, вуз, научная деятельность, инновации в образовании, образовательная деятельность
В соответствии с принципами системного подхода вуз можно отнести к открытой системе [1,2]. Факторы внешней среды изменяют условия существования вузов, вынуждая их адекватно и реагировать на изменения, и переосмысливать свою роль и место в системе общественных отношений, и осуществлять качественные преобразования, а именно: проводить реорганизацию, разрабатывать стратегические планы, обращаться к методам управления, которые используют эффективно работающие организации (предприятия, компании и т.п.), искать «инновационные формы образовательной и научной деятельности» [3].
В связи с кризисом бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений возникли тенденции, характерные для большинства национальных систем образования стран с развитой экономикой, ведущие к трансформации вуза в предпринимательскую организацию [3-6]. Такой вуз активно занимается инновационной деятельностью, т.е. отличается от традиционного мотивацией, направленностью развития, склонностью к риску, адаптацией к изменениям, развитием «процессов трансформации научных знаний в продуктивные идеи, пригодные для коммерческого использования» [3].
Одним из механизмов управления предпринимательским университетом является проектно-ориентированное управление (project management) [6-10]. Управление проектами ‑ это методология, которая, в зависимости от количества и масштаба реализуемых проектов, позволяет организации не только успешно осуществлять свою деятельность, но и качественно изменять уровни своего развития. В его основе лежит системный подход к проекту как к деятельности, направленной на реализацию специфических целей и решение конкретных задач, результаты которых выражаются в терминах: времени; затрат; производительности (качества результата) [9].
Вся инновационная деятельность предпринимательского университета основана на реализации проектов. Успех использования проектного подхода обусловлен нацеленностью вовлеченного в проект персонала на общий результат; наличием инструментов (позволяющих выделить эффективные работы по проекту, назначив ответственных за их исполнение) и методов эффективного использования ресурсов.
С одной стороны, проект и инновация имеют общие черты (табл. 1), поскольку в основе проекта и инновации лежит новизна (в инновации) и уникальность (в проекте) идеи, реализация которой приводит к появлению нового продукта или процесса. Преобразование идеи в продукт для дальнейшего использования (потребления) является целью реализуемого проекта и внедряемой инновации.
С другой стороны, проект и инновация не идентичны. Инновация является результатом инновационного процесса, состоящего из 3-х фаз: разработки, внедрения и распространения инновации. Эти фазы составляют период от зарождения инновации до её замены более совершенным или эффективным продуктом/процессом, называемый жизненным циклом инновации (табл. 1), который зависит от ее формы (продукт или процесс/операция) и состоит из 7 или 4-х стадий (табл. 2) [14].
Таблица 1
Сравнение основных признаков проекта и инновации
Признаки проекта [9, 11-13]
|
Признаки инновации [3, 14]
|
─ уникальность и неповторимость;
─ наличие четких целей, направленность на конечный результат; ─ ограниченное время существования (определенное время начала и завершения); ─ координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. |
─ новизна (относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями);
─ материализация результата, прикладной характер использования (утилитарность); ─ ограниченное время существования; ─ целенаправленная деятельность. |
Таблица 2
Сравнение основных стадий жизненного цикла проекта и инновации
Основные стадии проекта
|
Основные стадии инновации
| |
в форме продукта
|
в форме процесса/операции
| |
─инициация (концептуальная);
─планирование и разработка; ─выполнение (реализация, осуществление); ─завершение. |
─внедрение инновации;
─рост производства в соответствии с растущей потребностью на новую продукцию; ─зрелость продукции; ─насыщение потребностей; ─снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций. |
─разработка новой операции и её оформление в виде документа;
─реализация операции; ─стабилизация рынка; ─падение рынка. |
Посредством проекта может быть реализована деятельность по созданию и внедрению инновации. Вместе с тем инновационный процесс может быть осуществлен без использования проектного подхода. Не каждый проект является инновацией (например, переезд подразделения из одного офисного здания в другое может быть выполнен в виде проекта, но не несёт в себе новизны, следовательно, не является инновацией), и не всякая инновация реализуется посредством проекта. Тем не менее, проект может являться механизмом реализации инновации, а инновационная деятельность ‑ складываться из предпринимаемых организацией инновационных проектов.
Большинство проектов, осуществляемых предпринимательским университетом, являются инновационными в соответствии с его основной функцией ‑ «накоплением, распространением и использованием практически применимых знаний» [3]. Инновационная деятельность вуза развивается в нескольких направлениях:
‑ экономические инновации по созданию продуктов и услуг;
‑ технологические инновации, направленные на создание и совершенствование процессов производства или услуг;
‑ организационные инновации, ориентирование на изменение организационной структуры организации;
‑ управленческие инновации, направленные на человеческие ресурсы организации и её организационную культуру [3].
Проекты по внедрению инноваций могут различаться по целям, значимости для вуза, срокам реализации, количеству внешних участников и требуемых ресурсов и другим критериям.
В основе функционирования вуза лежит образовательная и научная деятельность. Реализация научной деятельности университета происходит преимущественно посредством научных проектов. Однако, такое явление как «образовательный проект» является новым и малоизученным. Классификация инновационных проектов вуза представлена в таблице 3.
Таблица 3
Классификация инновационных проектов вуза
Критерий классификации
|
Виды проектов
|
Целевая направленность
|
‑ образовательные; научные; консалтинговые;
‑ производственные; технологические; ‑ культурные; ‑ социальные; ‑ организационные; ‑ управленческие; ‑ реконструкции и развития |
Значимость проекта для вуза
|
‑ стратегические (направленные на реализацию стратегии);
‑ операционные (возникающие в текущей деятельности вуза); ‑ антикризисные (необходимые для преодоления кризисной ситуации в любом виде деятельности вуза); ‑ чрезвычайные (проекты по ликвидации чрезвычайных ситуаций); |
Сроки реализации проекта
|
‑ краткосрочный (менее года);
‑ среднесрочный (1-3 года); ‑ долгосрочный (более 3 лет); |
Количество внешних участников
|
‑ монопроект (выполняемый вузом);
‑ совместный (местный, региональный, всероссийский, международный); |
Ориентация на клиента
|
‑ закрытый (удовлетворение потребностей внутренних клиентов);
‑ открытый (удовлетворение потребностей внешних клиентов); ‑ полный (удовлетворений потребностей внутренних и внешних клиентов); |
Масштаб проекта
|
‑ малые (менее 5% фонда развития);
‑ средние (5-30% фонда развития) ‑ большие (более 30% фонда развития) |
Под образовательным проектом следует понимать ограниченную во времени деятельность, заключающуюся в планировании, реализации и завершении совокупности взаимосвязанных процессов, нацеленных на оказание образовательной услуги или выпуск образовательного продукта.
К образовательным проектам можно отнести:
‑ предметные курсы для населения;
‑ курсы повышения квалификации для внешних клиентов;
‑ курсы повышения квалификации для внутренних клиентов;
‑ специальные программы обучения персонала по заказам компаний;
‑ обучение бакалавров или магистров по совместным международным программам;
‑ обучение по программам высшего профессионального образования.
Отнесение последнего вида деятельности к проектам наименее очевидно. С точки зрения управления, процесс обучения по программе высшего профессионального образования (ВПО) традиционно рассматривается как текущая операционная деятельность. Тем не менее, он соответствует всем формальным признакам проекта.
Во-первых, вся деятельность в таком процессе направлена на достижение конкретной цели ‑ выпуск группы бакалавров, специалистов или магистров определенного направления. Данная цель высшего уровня при использовании проектного подхода может складываться из целей более низких уровней: обеспечение процесса ресурсами (материальными и нематериальными), обеспечение качества подготовки и т.п. Разбиение целей можно осуществить до элементарных задач.
Во-вторых, обучение по программе ВПО, как и любой другой проект, реализуется в течение определенного периода времени: 4-6 лет в зависимости от получаемой квалификации (степени). Жизненный цикл проекта ориентировочно начинается с момента назначения лиц, ответственных за процесс набора абитуриентов. Цикл завершается выдачей дипломов выпускникам и оформлением соответствующей документации.
В-третьих, деятельность персонала вуза, участвующего в процессе обучения по программе ВПО, представляет собой координированное целенаправленное выполнение взаимосвязанных действий. В некоторых случаях взаимосвязи очевидны: например, обучение специальным дисциплинам возможно после усвоения определенного объема курса общетеоретической подготовки, а проведение лекций и практических занятий по определенному предмету должно осуществляться параллельно.
В-четвертых, каждый выпуск является уникальным в силу особого сочетания используемых в процессе обучения ресурсов, модификации набора дисциплин, входящих в образовательный стандарт подготовки специалиста, модификации самого стандарта, качества базовых знаний, особенностей студентов и т.п.
Такой проект обладает специфическими чертами: длительным сроком реализации и непосредственным участием клиента в процессе оказания образовательной услуги.
Источники:
2. Исследование организационно-экономических моделей управления вузом в условиях модернизации образования - Мальцева Г.И., Уварова Т.Г., Ниязова М.В., Митина О.В., Солдатова Ю.А., Солодухин К.С., Луговой Р.А. - Под ред. Г.И. Мальцевой. – Владивосток, 2005. –
78 с. - Деп. в ИНИОН РАН. —17.05.05, № 59262.
3. Предпринимательские университеты в инновационной экономике. - Под общ. ред. проф. Ю.Б. Рубина. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. - 402 с.
4. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. - 370 с.
5. Сорокина И. Предпринимательский университет (Шведский опыт) //Высшее образование в России. – 2002. -№ 3.
6. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад. - Руководитель авторского коллектива М.В. Филиппов. – М.: Логос, 2005 - 540 с.
7. Грудзинский А. О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. – 2003.- № 4.
8. Математические основы управления проектами: Учебное пособие - С.А. Баркалов, В.И. Воропаев, Г.И. Скелетова и др. Под ред. В.Н. Буркова. - М.: Высш. шк., 2005. - 423 с.
9. Управление проектами. - И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие - Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.
10. Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. - 2002. -№ 2. - С.3-11.
11. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide), ANSI/PMI/2000 ed.
12. David I. Cleland, Lewis R. Ireland. Project Management. Strategic Design and Implementation - McGraw-Hill – 4th ed. – 2002. – 656 c.
13. John M. Nicholas. Project Management for Business and Technology: Principles and Practice - Prentice-Hall – 2nd-ed. – 2001. – 603 c.
14. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. / СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 208 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:04