Определение внеэкономического эффекта ERP-систем

Табурчак А.П., Томилина Э.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Табурчак А.П., Томилина Э.И. Определение внеэкономического эффекта ERP-систем // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 5. – С. 69-72.

Аннотация:
В статье «Не пойму, но надо…» (Определение эффективности ERP-систем) – «рп» № 11/2005 - мы начали разговор о том, что для оценки полученного результата предприятию необходимо разработать детальную систему сбалансированных показателей и внедрить ее на всех уровнях ответственности и во всех подразделениях. На Западе метод Balanced Score-card весьма популярен: по сведениям маркетологов Meta Group, соответствующие оценочные системы в том или ином варианте используются на 38% предприятий мира. В России серьезным препятствием для расчета экономической эффективности любого ИТ-проекта является отсутствие у большинства компаний продуманной системы ключевых показателей (Key Performance Indicators, KPI).

Ключевые слова: управление предприятием, сбалансированная система показателей, ERP-системы, оценка эффективности, KPI, ключевые показатели деятельности



В статье «Не пойму, но надо…» (Определение эффективности ERP-систем) – «рп» № 11/2005 - мы начали разговор о том, что для оценки полученного результата предприятию необходимо разработать детальную систему сбалансированных показателей и внедрить ее на всех уровнях ответственности и во всех подразделениях. На Западе метод Balanced Score-card весьма популярен: по сведениям маркетологов Meta Group, соответствующие оценочные системы в том или ином варианте используются на 38% предприятий мира. В России серьезным препятствием для расчета экономической эффективности любого ИТ-проекта является отсутствие у большинства компаний продуманной системы ключевых показателей (Key Performance Indicators, KPI).

Оценка внеэкономического эффекта во многом зависит от вида проекта, которые можно условно разделить на четыре группы:

1) инфраструктурные;

2) системы поддержки принятия решений (системы управления бюджетами, корпоративной отчетности);

3) связанные с конкретными производственно-технологическими процессами (биллинговые системы, планирование ремонтно-технических работ);

4) нацеленные на поддержку основных служб предприятия и развитие бизнеса.

К последней группе относятся ERP и CRM-системы.

Инфраструктурные проекты ‑ это фундамент, без которого не будет работать никакая система, и к ним традиционные экономические расчеты не применимы. Например, если в компании реализован проект стандартизации компьютерной инфраструктуры и пользовательского программного обеспечения и повышается общая эффективность ее работы (благодаря сокращению простоев компьютерных систем), то результат вряд ли можно точно оценить. Однако если резко снижается количество обращений сотрудников к системному администратору, значит, люди работают без перерывов из-за «зависания» компьютера. Говорить же о том, когда этот проект окупится, не имеет смысла.

Легче всего, по мнению экспертов, спрогнозировать отдачу от производственно-технологических начинаний. Это делается путем сопоставления капитальных и текущих затрат с себестоимостью продукции по известным методикам. Но измерить экономический эффект проектов, связанных с поддержкой принятия решений, достаточно сложно. Здесь нужны косвенные показатели и сравнительные оценки. Если цена ошибки сопоставима со стоимостью развертывания такой системы, то проект нужно внедрять.

Экономический эффект от ERP-пpoектов по развитию бизнеса можно рассчитать лишь по косвенным параметрам, да и то с большими допущениями. Тем не менее, выгоды, которые могут дать грамотное внедрение и эксплуатация ERP, вполне реальны и известны: лучший контроль затрат, более высокое качество обслуживания клиентов, меньший уровень товарных запасов.

Один из самых важных результатов внедрения ERP-системы ‑ возможность правильного и детального расчета себестоимости продукции (управленческий учет). Благодаря точной классификации затрат можно проанализировать, какие виды товаров, направления бизнеса прибыльны, а какие - приносят убытки, и в итоге значительно улучшить показатели деятельности компании.

Например, в концерне «Силовые машины» г. Санкт-Петербурга затраты и выгоды от внедрения ERP-системы предлагают сопоставлять следующим образом. Затраты на внедрение информационной системы на одном предприятии (от 50 до 150 рабочих мест) соизмеримы со стоимостью одного не самого дорогого станка, который используется в энергомашиностроительной промышленности.

Тем не менее, даже для ERP-проектов существуют более точные индикаторы. По оценкам компании Accenture, если проект не приносит существенной отдачи в течение трех лет, скорее всего, он не окупится никогда. Просчитать экономические показатели ИТ-начинаний в области автоматизации сбыта можно исходя из прогноза вероятных потерь, которые понесет предприятие из-за отсутствия таких программ: уйдет клиент ‑ снизится выручка предприятия. Считается, что в большинстве случаев самый действенный ‑ это подход, основанный на сравнении плановых и фактических параметров ИТ-проекта (целей, сроков и бюджета).

Нам представляется, что для этих целей вполне могут быть использованы многофакторные формализованные методы определения конкурентоспособности предприятий с помощью различных финансовых показателей, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Критерии оценки показателей конкурентоспособности предприятия

Следует отметить, что в разных отраслях могут применяться разные критерии формализованной оценки конкурентоспособности с использованием различных финансовых коэффициентов, их расчетных величин и удельного веса. Оценку следует производить до и после начала реализации проекта внедрения информационных технологий (ИТ) и сравнивать результаты со среднеотраслевыми показателями.

Конечно, все нельзя учесть. Обязательно будут и неожиданные просчеты, и неожиданные эффекты. Но ожидать быстрых и ощутимых эффектов нельзя. Внедрение ERP-системы проводится не для того, чтобы окупить инвестиции, а для того, чтобы обеспечить условия развития бизнеса. Дело не в том, чтобы потратить на ИТ какую-то сумму, сосчитать, когда эти инвестиции вернутся, и на основании калькуляции принять решение о том, насколько данная технология необходима. Ведь проблема эффективности не столько в сроках возврата денег, сколько в тех факторах, которые, возможно, будут тормозить общий эффект. В результате компания не добьется никакого прогресса.

Таким образом, вложения в ИТ стоит рассматривать именно как одну из составляющих общей инвестиционной программы компании, обеспечивающую ее устойчивость в конкурентной борьбе.

[1] Enterprise Resource Planning System – система управления ресурсами компании


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:50