Социально-экономическое содержание государственного предпринимательства

Фатхутдинов Р.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В общей структуре экономики стран с различным уровнем развития государственное предпринимательство выступает как один из существенных элементов бизнеса и занимает особое место. Периодически такая ситуация изменяется, в частности, в связи с цикличностью процессов приватизации и национализации. Однако, несмотря на все трансформации в большинстве стран позиция государства в сфере производства остается стабильно прочной.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, государственное предпринимательство



В общей структуре экономики стран с различным уровнем развития государственное предпринимательство выступает как один из существенных элементов бизнеса и занимает особое место. Периодически такая ситуация изменяется, в частности, в связи с цикличностью процессов приватизации и национализации. Однако, несмотря на все трансформации в большинстве стран позиция государства в сфере производства остается стабильно прочной.

Проблема эффективного хозяйствования государства в новых условиях приобретает особую остроту. Для индустриально развитых стран государственное предпринимательство ‑ типичное экономическое явление. Для стран с переходной экономикой ‑ сравнительно новый элемент бизнес-системы и поэтому нуждается в теоретическом осмыслении,

В некоторых странах, например, во Франции вместе с филиалами сегодня насчитывается несколько тысяч государственных предприятий, на долю которых приходится около 1/5 валового национального продукта страны. На них занято около 14% трудоспособного населения. В США в государственном секторе работает около 40% трудоспособного населения [1].

В современной отечественной и зарубежной литературе даются многообразные трактовки государственного предпринимательства, отражающие различные подходы к пониманию его роли и значения в экономической деятельности. Двойственное отношение к роли государства в экономике порождает сложность осознания его роли как предпринимателя, особенно в современных условиях трансформации экономических систем. С одной стороны, госпредпринимательство рассматривается как один из прямых методов государственного регулирования, а с другой стороны как метод организации и координации социально-экономических процессов.

Следует отметить, что традиционное представление о госпредпринимательстве связано с рассмотрением его как механизма рыночного взаимодействия государственных и частных структур - фирм. Вместе с тем, не определено ‑ всякое ли рыночное взаимодействие государства и предпринимательских структур можно отнести к госпредпринимательству, и всегда ли оно эффективно.

По постулатам неоинституциональной теории государственное предпринимательство можно определить как институт экономической системы, в рамках которого устанавливаются и гарантируются определенные нормы и правила взаимоотношений различных экономических субъектов ‑ государства, фирм и домохозяйств. Институты государства структурируют действия экономических субъектов, снижают неопределенность экономической среды, более четко определяют поведенческие ожидания хозяйствующих субъектов, санкционируют действия и модели их поведения. На всемирном банковском Конгрессе отмечалось значение институтов в экономической системе, как гарантов обеспечения экономического роста.

С этих позиций, институт госпредпринимательства относится нами к одному из основных институтов экономической системы. Более того, это особый институт, связывающий на основе рыночных и нерыночных механизмов воедино деятельность таких институциональных структур как фирмы, домохозяйства и государство, и придающий их функционированию более целенаправленный и социально ориентированный характер.

В литературе отражены разные позиции относительно будущих масштабов развития государственного предпринимательства: от необходимости его резкого сокращения до существенного расширения его рамок, однако значение его остается неизменным, поскольку государственный сектор выполняет важные функции макрорегулирования, в известной мере формирует государственные финансы, бюджет, его доходы и расходы.2

Масштабы государственного сектора в тот или иной период развития экономики претерпевают изменения. Так, в России проводимая в начале реформ политика снижения роли государства в регулировании экономики, нашла свое преимущественное отражение в снижении доли государственного сектора. За 10 лет (1991-2001 гг.) доля государственного и муниципального имущества в промышленности России в результате массовой приватизации снизилась с 85-90 % до 5% в количестве предприятий, до 10% ‑ по объему продукции и 15% ‑ по численности работающих.

Вместе с тем, учитывая активные процессы приватизации и акционирования предприятий, развития частной инициативы и малого предпринимательства, за последние три года экономического подъема российской экономики, доля государственных предприятий в общей структуре распределения практически не изменилась и осталась на уровне 5-6%.

На наш взгляд, государственное предпринимательство можно определить как комплекс институтов, обеспечивающих воспроизводство благ и услуг с участием государственного капитала, имеющих социально ориентированный характер. Исходя из сущностных характеристик предпринимательства, как такового, нетрудно сделать вывод о том, что государственное предпринимательство не может не отличаться определенной спецификой, вытекающей из характера самого его субъекта.

С точки зрения субъектов, государственный сектор включает в себя министерства, учреждения социального обеспечения и государственного здравоохранения, государственные учебные заведения, правоохранительные органы, вооруженные силы, местные органы власти, и т.д. Но собственно предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия, которые занимаются производством различного рода благ и услуг.

Цели, способы реализации, а также критерии эффективности государственного предпринимательства отличаются от аналогичных параметров оценки частного предпринимательства. Не ко всем предприятиям государственного сектора применимы критерии рентабельности и обязательной коммерческой выгоды, поскольку в своей предпринимательской деятельности государство исходит также из общенациональных социально-экономических и политических интересов. Особенно государство интересуется теми отраслями производства, которые в той или иной степени связаны с обеспечением национальной безопасности.

Во всем многообразии выполняемых государством обязанностей приоритетной представляется функция организации производства. В отношении ее допускаются различные терминологические трактовки. Используя чаще всего категории «госсобственность» и «госсектор», многочисленные авторы государственное производство неизменно выделяют как отдельную структуру.

По нашему мнению, основное отличие госпредиринимательства от производства частного сектора состоит в том, что его целью не является исключительно получение прибыли. Перед государственными предприятиями помимо коммерческих, ставятся и многие социально-экономические задачи, связанные с решением ключевых общенациональных проблем. К ним относятся поддержание целостности общественного воспроизводственного процесса, сглаживание циклических колебаний, обеспечение технологического прогресса и структурных сдвигов, проведение региональной политики, содержание и развитие социальной инфраструктуры, охрана окружающей среды, недопущение в обществе критических социальных напряжений и т.п.

Госпредприятия, тем самым, выступают в качестве важных «проводников» государственного воздействия на экономику и в своей совокупности образуют одну из основ, опираясь на которые государство получает возможность выполнять свои многообразные функции.

Таким образом, развитие и функционирование госсектора адекватно условиям демократического развития общества. Именно, исходя из этого, государственное производство в институциональном аспекте можно определить как государственный производственный сектор, представленный не только собственно госпредприятиями, но и акционерными обществами с участием государственного капитала. Причем, как справедливо считают специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПТТ) и Института стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП), особенностью акционерной собственности в промышленности является довольно значимая доля государства в составе акционеров предприятий. По данным проведенного ими опроса руководителей предприятий различных регионов России, она составляет 9,5% по выборке в целом, а на предприятиях, где госструктуры входят в число собственников, она достигает 25%. В отраслевом разрезе отличались машиностроение и пищевая промышленность, где доля государственной и муниципальной собственности составила более 8%

Госсектор может функционировать в различных режимах. Один из них ‑ режим госпроизводства, синтезирующий в себе институциональный и функциональный аспекты экономического роста. Содержательная характеристика данной категории вызывает необходимость выделения нескольких типов предприятий, сходных по механизму хозяйствования. Подобное разграничение присутствует в разработках многих зарубежных и отечественных ученых.

Большинство отечественных авторов считает, что государственное предпринимательство является одним из трех видов вмешательства государства в производство наряду с государственной монополией коммерческого характера и государственным субсидированием частного сектора.

Государственная монополия коммерческого характера служит, в основном, фискальным целям и устанавливается на продажу таких видов продукции, как взрывчатые вещества, спички, соль, спирт, и т.д. Прямые государственные субсидии и займы частному сектору, как и госпредпринимательство, применяются в тех случаях, когда рыночные силы сами не в состоянии обеспечить достижение целей развития отдельным предприятием, отраслью, районом или народным хозяйством в целом.

[1] Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. М.: Экономика. 2000. -с.75-76.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:50