Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (69), Сентябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из основных целей предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является не только обеспечение конкурентоспособности его товаров, но и совершенствование процессов их создания и производства. Практика показывает, что данной цели достигают организации, отличающиеся высокой инновационной активностью специалистов, независимо от того какую работу они выполняют и какие должности занимают. Отсюда следует, что для повышения конкурентоспособности современного предприятия управление инновационной активностью становится одним из основных факторов стратегического управления его деятельностью.
Ключевые слова: инновационная активность, конкурентоспособность предприятий, рыночные отношения, стратегическое управление
Одной из основных целей предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является не только обеспечение конкурентоспособности его товаров, но и совершенствование процессов их создания и производства. Практика показывает, что данной цели достигают организации, отличающиеся высокой инновационной активностью специалистов, независимо от того какую работу они выполняют и какие должности занимают. Отсюда следует, что для повышения конкурентоспособности современного предприятия управление инновационной активностью становится одним из основных факторов стратегического управления его деятельностью.
В России уже более 10 лет формируется законодательная база по стимулированию механизма конкуренции и ограничению монополизма на рынке. Если исходить из того, что страна в обозримой перспективе не откажется от курса на открытость экономики, и будет плавно интегрироваться в мировую экономику, то можно смело говорить о развитии следующих тенденций:
1. Ускорится структурирование российского бизнеса, разовьются сегменты «наукоемких» компаний и специализированных высокотехнологичных предприятий.
2. Активизация инновационной деятельности компаний приведет к оживлению отечественного рынка исследований и разработок. Борьба за «интеллектуальный потенциал» вызовет повышение его стоимости.
3. Развитие института венчурного финансирования позволит эффективно доводить до производства и реализации научные идеи и разработки.
4. Усилится кооперация с иностранными компаниями.
5. Основным средством повышения конкурентоспособности российских компаний будет использование творческой энергии персонала, прежде всего, инженерно-технического и управленческого.
6. В структуре доходов компаний будет возрастать доля от услуг и сервиса.
Такому развитию будут, прежде всего, отвечать компании с высокой инновационной активностью.
Под инновационной активностью, на наш взгляд, следует понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны (∆N) технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время (∆t).
Ранее аналогичный показатель позиционировался нами как коэффициент творческой энергии специалиста kэ [1], отражающий уровень проявления его созидательных (кретивных) действий при решении той или иной бизнес-задачи. Он зависит от множества внешних и внутренних факторов среды существования человека: достижений науки и техники, социально-экономического развития общества, психологического состояния личности и т.д.
«Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого – резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 гг. – 37 лет, с 1920 по 1944 ‑ 24 года, с 1945 по 1964 гг. – 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) – 3-4 года» [2, C. 169]. Это, на наш взгляд, объясняется объективностью научно-технических и социальных изменений динамики конкурентной борьбы и непрерывным ростом инновационной активности во всех областях деятельности. Сегодня это, в частности, характеризуется сокращением жизненных циклов всех видов инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и т.д.).
Источником эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако организационная система многих российских предприятий зачастую не способна к быстрым инноваций. Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: «Рыночные часы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков» [3, С. 195].
Отсюда следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагировать на изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить ему только временное преимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продукты и услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов.
Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что «успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам» [4, С. 135]. Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов. По словам Брюса Меррифилда, курировавшего в свое время министерство торговли США, залогом конкурентоспособности в сфере промышленности служит умелое использование следующих факторов [5, С. 210]:
Инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала. Конкурентоспособность предприятия напротив является отражением внешней среды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать на нее влияние через повышение своей инновационной активности.
Однако мало создать инновационно насыщенное изделие, оно должно трансформироваться в конкурентоспособный товар, который должен быть воспринят и оценен потребителем. Этого можно достигнуть только с помощью качественных инновационно активных услуг, и с точки зрения потребителя, являются одной из важнейших характеристик товара, при решении вопроса о его приобретении. Особенно это касается изделий высокотехнологичных производств.
Инновационная активность должна быть направлена, в частности, на достижение следующих основных характеристик товаров и услуг, формирующих конкурентную среду и обеспечивающих конкурентоспособность предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики товаров и услуг, обеспечивающие конкурентоспособность продукции предприятия
Область конкурентоспособности
|
Товар (изделие)
|
Услуга
| |
Характеристики
|
Характеристики
| ||
Производственно-технологическая |
Материалоемкость
Энергоемкость Трудоемкость Производительность Производственный цикл Стандартизация Унификация |
Ремонтопригодность
Удобство обслуживания | |
Экономическая
|
Ценовые факторы
|
Цена
Издержки Себестоимость |
Издержки сервисного обслуживания
|
Неценовые факторы
|
Технологичность
Функциональная пригодность Надежность Долговечность |
Качество сервисного обслуживания Время, требуемое на сервисное обслуживание | |
Социальная |
Экологичность
Безопасность Рациональность |
Транспортировка
Предпродажная подготовка Гарантия | |
Психологическая |
Выразительность
Оригинальность Гармоничность Целостность Соответствие моде Соответствие стилю |
Окружающая среда
Месторасположение точки продаж Надежность Возможность установления контакта Вежливость Отзывчивость Коммуникабельность Доступность |
Все перечисленные в таблице характеристики, отражающие отдельные параметры конкурентоспособности, должны быть интегрированы в общее понятие конкурентоспособности продукции предприятия. Причем взаимосвязь и диалектическое единство данного множества характеристик может быть реализовано только благодаря интеллектуально-креативным способностям специалистов организации. Никакими техническими средствами без творческих затрат работников разных специальностей этого не сделать. Поэтому лишь корпоративная инновационная активность, являющаяся отражением созидательной (креативной) деятельности всего коллектива предприятия, может трансформировать представленные характеристики в множество конкурентоспособных логических моделей товаров и услуг.
& новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства
& источником эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность
& инновационно настроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей, видеть контуры будущего рынка
& инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия, которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенного персонала
Литература
1. Мельников О.Н. Экономика и управление творческой энергией предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: ИД «МЕЛАП», 2000. ‑ 170 с.
2. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005. – 304 с
3. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике основанной на знаниях. ‑ М.: Инфра-М, 2005. – ХХ. ‑ 248 с.
4. Литовченко С., Дынин А., Панов П., Соколов А. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. ‑ М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
5. «Путь к покупателю» Пилдич Дж. М.: Прогресс, 1991. – 210 с.
Источники:
2. Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005. – 304 с
3. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике основанной на знаниях. ‑ М.: Инфра-М, 2005. – ХХ. ‑ 248 с.
4. Литовченко С., Дынин А., Панов П., Соколов А. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. ‑ М.: Ассоциация менеджеров, 2003.
5. «Путь к покупателю» Пилдич Дж. М.: Прогресс, 1991. – 210 с.
Страница обновлена: 27.09.2024 в 07:06:27