Розничные торговые сети и их особенности

Иванов Г.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (69), Сентябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванов Г.Г. Розничные торговые сети и их особенности // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 9. – С. 8-10.

Аннотация:
Важным элементом, во многом определяющим качество жизни населения, является уровень развития торговли потребительскими товарами. Анализируя современную российскую действительность, мы можем констатировать, что по мере стабилизации экономики происходит рост доходов населения, предпочтения значительного количества покупателей меняются в сторону цивилизованной торговли. Все большее число потребителей предпочитает совершать покупки в магазинах, а не на оптовых и мелкооптовых рынках.

Ключевые слова: цивилизованная экономика, качество жизни населения, розничные торговые сети



Важным элементом, во многом определяющим качество жизни населения, является уровень развития торговли потребительскими товарами. Анализируя современную российскую действительность, мы можем констатировать, что по мере стабилизации экономики происходит рост доходов населения, предпочтения значительного количества покупателей меняются в сторону цивилизованной торговли. Все большее число потребителей предпочитает совершать покупки в магазинах, а не на оптовых и мелкооптовых рынках.

Изменение стандартов торговли – динамичный процесс, он является следствием развития потребительских предпочтений россиян. Особенно заметные перемены стали происходить в розничной торговле, в частности, появляются и активно функционируют розничные торговые сети, привносящие свои особенности в большинство торгово-технологических процессов.

Торговая сеть представляет собой объединение самостоятельных юридических лиц, либо их подразделений (или взаимозависимых предприятий) [1] с целью охвата как можно большего количества потенциальных покупателей для максимизации получаемых объёмов доходов и прибыли.

Торговая сеть предполагает определённую унификацию большинства торгово-технологических процессов, приёмов продвижения и сбыта товаров, придаёт стабильность хозяйственной деятельности входящих в эту сеть небольших предприятий. И вместе с тем, при колебаниях рыночной конъюнктуры торговым сетям присуща способность к изменению своей конфигурации. Одновременно следует заметить, что розничные сети – это экстенсивный путь развития торговли. Успех торговых сетей основан, прежде всего, на привлечении к себе внимания широкого круга потенциальных покупателей.

Характерной особенностью всех торговых сетей является и создаваемое ими торговое пространство, формирование определённой торговой конъюнктуры. По мере увеличения размеров и объёмов деятельности, розничная торговая сеть становится узнаваемой, и сама (а не только продаваемые в ней товары) делается популярным брендом. Этот этап является наиболее существенным, а зачастую и поворотным в развитии торговой сети.

Любая торговая сеть имеет основные отличительные признаки:

- единый управляющий и/или координирующий центр;

- единое управление ресурсами;

- единое управление закупками, поставками, сбытом.

Наличие основных общих признаков предопределяет и существование похожего ассортимента по всей сети, и возможность присутствия единой товарной номенклатуры, и проведение единой ценовой политики и т.д. Именно единые подходы во многом и делают торговую сеть узнаваемой.

Для того, чтобы услугами сети пользовались потребители с разным уровнем доходов, торговые сети, как правило, стремятся к наличию в своём составе предприятий разных форматов. Начался процесс формирования в рамках одной торговой компании полноценных разноформатных сетей. Первопроходцем стал «Седьмой Континент», который в рамках развития сети стал создавать «магазины у дома» под маркой «Семь шагов» и продуктовые бутики «Пять звезд».

«Рамстор» в конце 2003 года также решил создать как сеть бутиков, так и сеть «магазинов у дома». Свои convenient stores (удобные магазины) «Рамстор» планирует создать, в основном опираясь на купленные им магазины сети Global USA.

Организационно торговая сеть может строиться по одному из двух вариантов: либо через жесткую централизацию, либо через использование децентрализованных схем. При жесткой централизации любые решения (особенно по ценовой, ассортиментной, закупочной, сбытовой политике) принимаются и проводятся через центр. Кадровые проблемы и взаиморасчёты, отчётность и финансовые вопросы – всё это решается в центральном офисе.

Торговые сети, построенные с использованием децентрализованных принципов (и принципов франчайзинга, в том числе) предоставляют свободу магазинам, консолидируя только итоговые результаты. Предприятия, входящие в такую сеть, являются независимыми, но при этом формат, ассортимент, технология работы остаются одинаковыми для всех её участников. Создается единая линия поведения, что позволяет успешно конкурировать с другими формами сетевой торговли.

И в одном, и в другом подходе можно отметить как положительные, так и отрицательные черты. Так, централизация позволяет придерживаться единой ассортиментной политики по всем магазинам и оптимизировать работу с поставщиками, а также существенно сокращать затраты (особенно на оплату труда). Но централизация подразумевает субординацию и, следовательно, ведёт к потере гибкости и адаптивности. В свою очередь, децентрализация обеспечивает гибкость торговым сетям, иногда чрезмерную, что может приводить к потере управляемости.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно сделать вывод: при построении торговой сети используются как централизованные, так и децентрализованные принципы. Это зависит от уровня подготовки персонала предприятий торговли, конкурентного окружения, уровня доходов покупателей и т.д.

[1] В данной статье понятия «организация» и «предприятие» используются как синонимы. – Прим. авт.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:52