Социально-психологические аспекты инновационного предпринимательства

Синов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (67), Июль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 6 2005.) Индивид, нацеленный на успех и не боящийся поражения, приписывает победу скорее внутренне контролируемым факторам, то есть своим способностям и усилиям, а неудачу связывает опять же с собой – с недостаточной мобилизацией своих резервов (что становится уроком на будущее). Индивид с гипертрофированной боязнью поражения связывает неудачу с неверием в собственные силы и кознями извне, никакого стремления «взять реванш» у него нет. Первый тип при неудаче уповает на использование своих способностей применительно к более тяжелому труду, а второго останавливает страх очередного поражения. Естественно, среди первых инноваторов куда больше.

Ключевые слова: социально-психологические методы, инновационное предприятие, инноваторы



Окончание. Начало в № 6/2005

Индивид, нацеленный на успех и не боящийся поражения, приписывает победу скорее внутренне контролируемым факторам, то есть своим способностям и усилиям, а неудачу связывает опять же с собой – с недостаточной мобилизацией своих резервов (что становится уроком на будущее). Индивид с гипертрофированной боязнью поражения связывает неудачу с неверием в собственные силы и кознями извне, никакого стремления «взять реванш» у него нет. Первый тип при неудаче уповает на использование своих способностей применительно к более тяжелому труду, а второго останавливает страх очередного поражения. Естественно, среди первых инноваторов куда больше.

Теория «локус контроля» Дж. Роттера (1966) при исследовании предпринимательства также выявляет склонность человека ставить успех в зависимость от внешних сил («экстерналы») или от внутренних возможностей («интерналы»). Опора на внутренние возможности относит предпринимателя скорее в ряды интерналов, чем экстерналов, что особенно характерно для предпринимателей-инноваторов.

Американские психологи А. Тверски и Д. Канеман (лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 год) доказали, что, идя на риск, предприниматель-инноватор знает (или догадывается) больше, чем кажется другим, поскольку этот тип предпринимателя обладает развитым интуитивным мышлением. Ведь там, где существует полная ясность, нет собственно инновационного предпринимательства. Причем умение разрешать рисковые ситуации является для предпринимателя самодостаточной ценностью. На ранних стадиях в предпринимательской деятельности в качестве адекватного вознаграждения за риск выступают, как правило, только деньги, но в дальнейшем всё больший вес приобретает индивидуальное видение сути дела. Признавая за собой способность умело выходить из рискованных ситуаций, предприниматель-инноватор нередко ставит выше свое «право на поражение», чем чужое на успех.

В начале 1970-х гг. Даниэль Канеман в соавторстве с Амосом Тверски сформулировал теорию перспектив. Эта теория очень быстро получила признание в среде экономистов, а опубликованная ими в 1979 году в одном из самых престижных экономических журналов «Econometrica» статья, посвященная анализу процесса принятия решений в условиях риска, имеет сейчас самый высокий индекс цитирования.

Д. Канеман и А. Тверски установили, что людям свойственно повторять не успешные стратегии, а те стратегии, в которых успех был вроде бы близок, а неудача произошла, как кажется, из-за какой-то незначительной ошибки или неудачного стечения обстоятельств. Из этого следует вполне конкретная рекомендация предпринимателям: необходимо поощрять разумный риск в благоприятных условиях и предупреждать неразумный риск отчаяния, когда ситуация неблагоприятна.

Итак, предпринимательство и риск ‑ неразрывно связанные феномены, но опыт показывает, что удачные предприниматели рискуют умеренно, скрывая за смелым решением трезвый учет объективных возможностей собственных сил и развитую интуицию. Дж. Ронен (1983) считает, что предприниматели-инноваторы обладают, кроме того, особой эвристикой ‑ умением нестандартно решать задачи. Они сопротивляются давлению внешних обстоятельств гораздо тверже, чем остальные люди. Важная черта подобной эвристики ‑ умение моментально найти подходящее для данной ситуации действие и определить его темп, реализовать гибкую модель поведения при достижении цели, отыскать плодотворные идеи и нужную информацию.

Особенно ценна в деятельности предпринимателя-инноватора готовность к обнаружению в информации скрытых смыслов. Постоянный возврат с новых позиций к прежней цели, поиск альтернативных путей её достижения ‑ важный аспект менталитета предпринимателя-инноватора. Дж. Ронен отмечает и такое качество в восприятии предпринимателем риска, как наблюдательность и умение отыскать «щель в заборе» [1].

В целом, исследования позволяют говорить, что предприниматели-инноваторы – это личности, которые мыслят интуитивно, видят жизнь как процесс применения знаний. Они пытаются сконцентрироваться на сути и вывести новые законы и принципы. Как правило, они нетерпимы к ошибкам и неэффективной работе и требуют большой самоотдачи как от себя, так и от других. Они могут предвидеть положение дел в организации на 10 лет вперед и составить план задач на этот же период. Они считают, что нет ничего невозможного, и часто прокладывают новые пути как в области технологий, так и в управленческой деятельности. Их интуитивное мышление направлено на решение долгосрочных задач; предприниматель-инноватор широко мыслит, обладает стратегическим видением перспектив развития.

Результаты исследований также показывают, что раскрытие собственных возможностей, склонность немедленно приспосабливать информацию к процессу принятия решений, формирование механизма предотвращения ошибок, способность к постоянному обновлению являются отличительными характеристиками когнитивной структуры личности предпринимателя-инноватора.


Источники:

1. Ronen J. Some insights into the entrepreneurial process // Entrepreneurship. Lexington, 1983.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 21:47:57