Стратегия реформирования ОАО РАО «ЕЭС России» и её реализация

Ярмош Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (67), Июль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В электроэнергетике России давно назрела острая необходимость массового технического переоснащения и обновления оборудования, а также развития и совершенствования технологий. В противном случае нас ждет растущий дефицит электроэнергии (даже при росте тарифов) и снижение надёжности энергетической системы (вплоть до серьёзных аварий).

Ключевые слова: Россия, электроэнергетическая отрасль



В электроэнергетике России давно назрела острая необходимость массового технического переоснащения и обновления оборудования, а также развития и совершенствования технологий. В противном случае нас ждет растущий дефицит электроэнергии (даже при росте тарифов) и снижение надёжности энергетической системы (вплоть до серьёзных аварий).

Длительное недовложение средств в электроэнергетику привело к тому, что, например, только в Москве (по оценкам правительства Москвы), чтобы предотвратить указанные беды, в ближайшее десятилетие помимо напряжённой работы потребуются финансовые вложения порядка 150 млрд. руб. ежегодно. Ни сами энергетические компании, ни правительство Москвы с такими расходами без помощи федерального правительства, оформленной в виде общегосударственной согласованной программы, не справятся.

Хотя существуют различные взгляды на реализацию подобной программы, в настоящий момент претворяется в жизнь программа РАО «ЕЭС России», одобренная правительством РФ. Чтобы перейти к содержательному анализу этой стратегии реформирования, кратко оценим текущее состояние российской электроэнергетики.

Основными производителями тепловой и электрической энергии в России в настоящее время являются:

  • РАО «ЕЭС России»;
  • ГП Концерн «Росэнергоатом»;
  • Независимые АО-Энерго (Иркутскэнерго, Башкирэнерго, Татэнерго, Новосибирскэнерго);
  • Системы децентрализованного электро- и теплоснабжения (предприятий и граждан).
  • ОАО РАО «ЕЭС России» [1] является системообразующей составляющей электроэнергетики России и представлено головной компанией, дочерними и зависимыми обществами. РАО «ЕЭС России» владеет контрольными пакетами (49-100%) в 73-х АО-Энерго и в 44-х Федеральных электростанциях, 100% акций ОАО «Федеральная Сетевая Компания ЕЭС» (ОАО «ФСК ЕЭС») и 100% акций ОАО «Системный Оператор-ЦДУ» (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»).

    Кроме того, в холдинг входят энергетические управляющие компании, строящиеся электростанции, ЗАО «Интер РАО ЕЭС», научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, а также энергостроительные предприятия и целый ряд вспомогательных и непрофильных бизнесов. Необходимо заметить, что ЕЭС владеет практически всеми электрическими сетями и является в этом монополистом. Именно сети явились предметом борьбы за преобразования между РАО ЕЭС, независимыми производителями электроэнергии и концерном «Росэнергоатом», то есть за прямую поставку энергии потребителям. В настоящий момент [2] РАО ЕЭС признало возможность заключения прямых договоров между производителями энергии и крупными потребителями.

    Сущность преобразований состоит в переходе от вертикально-интегрированных энергокомпаний к разделению и передаче в частную собственность отдельных видов деятельности (генерации, сетей, сбыта, сервиса), кроме системообразующих элементов (важнейших сетей, диспетчерского аппарата и гарантирующих поставщиков). Во время переходного периода на оптовом рынке будет введена система, сочетающая свободное ценообразование с тарифным регулированием. Причём? в течение этого периода значимость первого принципа будет возрастать, а в конце тарифное регулирование будет заменено механизмами свободного ценообразования. В то же время будут сформированы механизмы, обеспечивающие в условиях конкуренции надёжное энергоснабжение потребителей. В процессе преобразований завершится формирование новых участников хозяйственных отношений в электроэнергетике, а для собственников объектов электросетевого хозяйства будут определены ограничения прав.

    На первом этапе преобразований – начальной фазе реструктуризации в 2003-2005 годах – воплощались пилотные проекты, а структура была такой, как представленная на рис. 1. За это время на небольшом региональном рынке реализованы, правда, с запозданием, запуск переходного оптового рынка электроэнергии и формирование структуры «системного оператора».

    Началось создание оптовых генерирующих компаний на имущественной базе РАО «ЕЭС России», но запланированного обособления одной пробной сформированной компании от РАО «ЕЭС России» так и не произошло. Были созданы и наполнены имуществом магистральных сетей АО-Энерго межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК). На уровне региональных энергокомпаний произошла реорганизация в части разделения по видам деятельности, и затем началась работа по реорганизации АО-Энерго второй очереди.

    Рис. 1. Структура электроэнергетики России в 2004 году

    На втором этапе, продолжающемся в настоящее время, планируется в течение 2005-2006 годов завершить как создание инфраструктуры, так и реструктуризацию региональных энергокомпаний. За это время планируется создать совет по надежности, основной задачей которого является эффективная координация субъектов, участвующих в реформировании отрасли, а государство должно выкупить акции ОАО «СО-ЦДЦ ЕЭС».

    В 2005 году будет предпринята попытка запустить полный конкурентный оптовый рынок на одной объединенной энергетической системе. К концу этого этапа после реорганизации всех оставшихся по плану АО-Энерго будут сформированы территориальные генерирующие компании, межрегиональные распределительные сетевые компании, а также получат свое развитие оптовые генерирующие компании. То есть практически будет достигнута цель реструктуризации отечественной электроэнергетики, которая была определена в начале реформирования, но без приведённых к запланированным долям собственности государства и без полностью либерализованного рынка (рис. 2). Этот этап будет завершён после того, как будет выпущено в свет постановление правительства РФ об окончании переходного периода и запуске рыночных отношений.

    Предполагается, что к концу третьего этапа в 2008 году будут завершены основные процессы реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому времени закончатся основные преобразования, начатые РАО «ЕЭС России» в 2006 году (выделение компаний из РАО «ЕЭС России»), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО «ЕЭС России» в выделенных компаниях.

    К 2008 году должна быть обеспечена независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем снижения доли государственного владения, а системный оператор должен перейти в единоличное владение государства, как и Федеральная сетевая компания, хотя у последней до 25% акций могут быть во владении у других собственников.

    В итоге реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и других предприятий отрасли в электроэнергетике должна сложиться структура собственности, приведенная на рис. 2.

    Рис. 2. Структура электроэнергетики в 2008 году:

    ФСК – Федеральная сетевая компания (единая национальная электрическая сеть);

    МРСК – межрегиональная распределительная сетевая компания;

    МРСК’ – компания, выделившаяся из РАО «ЕЭС России» и владеющая акциями МРСК;

    РСК – региональная распределительная компания;

    ОГК – оптовая генерирующая компания;

    ТГК – территориальная генерирующая компания;

    РГК – региональная генерирующая компания.

    [1] Подробная информация по структуре представлена на официальной электронной странице компании http://www.rao-ees.ru/.

    [2] Интервью Анатолия Чубайса//Коммерсантъ-Daily, 24.12.2004


    Страница обновлена: 22.09.2024 в 21:02:25