Аутсорсинг: завтра или сегодня?

Жабина С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (63), Март 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жабина С.Б. Аутсорсинг: завтра или сегодня? // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 3. – С. 84-88.

Аннотация:
Развитие мировой экономики на рубеже XX-XXI веков подтвердило теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации как доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Считается, что наиболее развитые страны уже 20 лет назад вступили в последнюю из этих стадий – постиндустриальную. По этому же алгоритму развиваются и другие участники мирового рынка.

Ключевые слова: аутсорсинг, ит-аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов



Развитие мировой экономики на рубеже XX-XXI веков подтвердило теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации как доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной. Считается, что наиболее развитые страны уже 20 лет назад вступили в последнюю из этих стадий – постиндустриальную. По этому же алгоритму развиваются и другие участники мирового рынка.

Для концепции постиндустриального общества одной из наиболее характерных черт является переориентация производства на широкое предоставление услуг и генерирование новой информации. Наиболее популярной и востребованной услугой в этот период становится аутсорсинг (англ. ‑ outsorting). Сущность его заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии со следующим принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше меня».

Практика показывает, что аутсорсинг помогает компаниям решать проблемы функционирования и развития за счет: а) сокращения издержек; б) увеличения приспособляемости к условиям внешней среды; в) улучшения качества продукции и услуг; г) уменьшения риска.

Аутсорсинг – это многоплановое явление. Его использование получило стремительный размах во всем мире. Даже в тех странах, которые пока еще нельзя полностью отнести к постиндустриальным, он активно используется во многих бизнес-процессах. Среди таких стран можно назвать и Россию. Это связано с тем, что отечественные компании ежедневно сталкиваются с проблемой поиска своих конкурентных преимуществ.

Популярный журнал Wired в «Энциклопедии новой экономики» определил аутсорсинг как новую стратегию управления: «заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего». Опыт ведения западного бизнеса показывает, что большинство участников рынка не компетентны в конкретном ведении бизнеса и принимают управленческие решения по инвестированию средств в производство, руководствуясь лишь несколькими формальными критериями. Среди них можно назвать и «удельный доход на одного работника». Однако это далеко не идеальный показатель эффективности работы предприятия. Как показывают результаты исследований, в небольших предприятиях этот показатель может быть очень высок, но эффективность работы меньше фирм, где данный показатель был низким.

Выделяют два основных вида аутсорсинга: IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов (business process outsoursing ‑ ВРО). Однако в последнее время в отдельный вид выделился еще и производственный аутсорсинг. Обычно, вначале предприятия начинают пользоваться услугами IT-аутсорсинга, а затем переходят к другим его видам.

Сущность IT-аутсорсинга заключается в передаче предприятием функций, связанных с:

‑ информационными технологиями, которые включают в себя обслуживание сетевой инфраструктуры;

‑ проектированием и планированием автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным их развитием и сопровождением;

‑ системной интеграцией;

‑ размещением корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний;

‑ созданием и поддержкой публичных web-серверов;

‑ управлением информационными системами и др.

Активное развитие IT-аутсорсинга можно прогнозировать и на рынке России. Это связано с тем, что стремительное развитие информационных технологий создает проблемы расширения штата технических специалистов в бизнес-системах, что приводит к росту затрат на осуществление производственно-технологических процессов. Поэтому российским компаниям будет выгоднее обращаться к опытным специалистам, предлагающим услуги IT-аутсорсинга, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения.

Аутсорсинг бизнес-процессов включает в себя передачу сторонней организации отдельных функций, которые не являются для компании основными. Это может быть ведение бухгалтерского учета, оказание маркетинговых и логистических услуг, проведение рекламных акций, управление персоналом и др.

В развитых странах аутсорсинг бизнес-процессов интенсивно развивается и становится все более популярным. Если говорить о России, то данный вид аутсорсинга в основном находит применение пока только в бухгалтерском учете и вопросах финансового управления.

Еще один вид аутсорсинга – производственный. Он подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней организации. Можно привести примеры, когда фирма продает сторонней организации часть своих подразделений, и дальнейшие связи с ними будут осуществляться в рамках аутсорсинга. Примером этому служит разделение компании AT&T на четыре независимые фирмы, вычленение из крупнейших германских химических корпораций «Байер», «БАСФ» и «Хехст» подразделений по производству текстильных красителей и создание на их основе отдельной крупной компании.

Преимущества производственного аутсорсинга заключаются в том, что его использование позволяет пересмотреть приоритеты стратегических целей. На первый план выдвигается разработка новых продуктов и услуг, что обеспечит фирме конкурентные преимущества. В этом случае само производство становится более гибким. На небольших предприятиях в этих условиях легче изменить производственный процесс, перенести бизнес на рынки с более дешевой рабочей силой.

Современные тенденции развития средств транспорта, систем связи, телекоммуникаций и информационных систем подтверждает прогноз формирования потребности на российском рынке на аутсорсинговые услуги. Участники рынка находятся практически в одинаковых условиях. Конкурентные преимущества, связанные с НТП, постепенно утрачивают свою первостепенность, более актуальными становятся преимущества, обеспечивающие способность предприятий быть более гибкими, оказывать более качественные сервисные услуги, обеспечивать строгое выполнение сроков и условий поставки («точно в срок»), предлагать более выгодные предложения и широкий выбор.

Поиск потребностей и более полное их удовлетворение – необходимые предпосылки для формирования конкурентных преимуществ. А способность совместить их с производством, стратегией развития и системой планирования станет решающим фактором в конкурентной борьбе на быстроразвивающемся рынке. В связи с этим современные предприятия должны осваивать новые системы управления, среди которых можно назвать CFM – Customer Focosed Manufacturing (производство, ориентированное на потребителя), SCM – Supply Chain Management (управление логистическими цепочками), основанные на этих концепциях современные технологии: ERP – Enterprise Resource Peanning (планирование ресурсов предприятия), CRM – Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами) и другие. Овладеть этими концепциями управления и технологиями целесообразней все-таки совместно со специалистами-консультантами, которых представит IT-аутсорсинговая фирма.

Особенно актуальна проблема внедрения современных информационных технологий стоит перед отечественными торговыми сетями. Рост числа участников на рынке потребительских товаров ужесточает конкурентную борьбу. Российские предприниматели начинают достаточно четко осознавать необходимость консолидации участников. Процесс организации товародвижения, включающий таких участников как производство, опт, розница и транспорт, будет эффективным только при условии совместной координации и планирования своих действий.

Аутсорсинг эффективен в тех случаях, когда компании принимают стратегические решения по диверсификации своей деятельности. Быстро найти грамотного бухгалтера, организовать производство, оказать консультационную поддержку в управлении маркетингом на предприятии – вот функции, которые можно доверить аутсорсинговой компании.

Проблема лишь в том, что, к сожалению, на этом рынке услуг мало профессионалов. Но прогноз позитивен.

Уже сейчас достаточно стабильно развиваются консалтинговые фирмы, которые в состоянии оказывать и аутсорсинговые услуги. Пользоваться аутсорсингом выгодно. В первую очередь это осознали организации малого бизнеса, индивидуальные предприниматели. Их конкурентоспособность уже напрямую зависит от способности гибко и своевременно реагировать на изменения покупательского спроса и приоритеты покупательских предпочтений. Функции учета, исследования рынка, подбора квалифицированного персонала более качественно выполнит аутсорсинговая фирма.

Для крупных компаний, особенно межрегиональных торговых сетей, построение эффективных логистических систем, которые связаны с организацией производства пищевых продуктов, выбором средств транспорта, созданием центров распределения и информационного обеспечения, напрямую зависит от консультаций и расчетов аутсорсинговой компании. Четкая организация процесса товародвижения в инфраструктуре потребительского рынка – вот функция, которую более профессионально поможет реализовать аутсорсинг.

В современном жестком мире бизнеса выживут и добьются успеха только те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом. Одной из форм такой организации и на российском рынке станет аутсорсинг.


Источники:

1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A venture of Social Forecasting.-New York: Basic Books, 1973.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:16