Особенности реструктуризации предприятий сферы услуг в России

Шопенко В.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (52), Апрель 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Продолжение. Начало в № 2/2004. Кризис на фондовом и валютном рынке России в 1998 г. подтвердил, что либерально-монетарная политика, проводимая по рекомендации и с помощью Международного валютного фонда, способна снизить темпы инфляции, но лишь за счет ориентации на экспорт сырья и импорт потребительских товаров, на увеличение внешнего и внутреннего долга, резкое сокращение бюджетных инвестиций при задержке оплаты государственных заказов и труда работников бюджетных организаций. Стабилизация производства при этом является временной, не распространяется на высо­котехнологичные отрасли и прекращается при падении цен на экспортное сырье и росте (в рублевом исчислении) стоимости импорт­ного оборудования.

Ключевые слова: реструктуризация, сфера услуг, монетарная политика



Продолжение. Начало в № 2/2004

Кризис на фондовом и валютном рынке России в 1998 г. подтвердил, что либерально-монетарная политика, проводимая по рекомендации и с помощью Международного валютного фонда, способна снизить темпы инфляции, но лишь за счет ориентации на экспорт сырья и импорт потребительских товаров, на увеличение внешнего и внутреннего долга, резкое сокращение бюджетных инвестиций при задержке оплаты государственных заказов и труда работников бюджетных организаций. Стабилизация производства при этом является временной, не распространяется на высо­котехнологичные отрасли и прекращается при падении цен на экспортное сырье и росте (в рублевом исчислении) стоимости импорт­ного оборудования.

Формирование социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики возможно лишь на основе институциональной концепции реформ, предполагающей активную промышленную политику, структурные сдвиги как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Реструктуризация в условиях России возможна только при активной поддержке государством развития конкуренции на внутреннем рынке, регулировании хозяйственной деятельности естественных монополий, создании условий для эффективного функционирования высокотехнологичных производств. Таким образом, первая особенность реструктуризации в России состоит в том, что она является предметом не только корпоративного, но и государственного управления.

Вторая особенность связана с необходимостью изменения структуры собственности. На момент окончания ваучерной приватизации, по экспертным оценкам, свыше 50% акционерного капитала находилось в собственности рядовых работников, в 1999 г. эта цифра не превышала 40%. С учетом того, что многие работники предприятий передали свои акции в доверительное управление администрациям, рядовые акционеры владеют фактически не более 20% акций.

В руках руководителей приватизированных предприятий сосредоточено 18% акционерного капитала. Реально, с учетом тайной скупки акций у работников и приобретения акций через посреднические фирмы, эта цифра значительно выше. В ходе реструктуризации предстоит обеспечить переход предприятий к эффективным собственникам, реинвестирующим прибыль в обновление производства. Параллельно необходимо развивать современный менеджмент.

Третьей особенностью является признание того обстоятельства, что в России действует не рыночная, а псевдорыночная экономика, где применяются цены на продукцию, которая не оплачивается денежными средствами, а потребители не рассчитываются с поставщиками в разумные сроки. Так происходит формирование крупных взаимных долгов, которые не могут быть погашены. При этом и заработная плата не выплачивается в срок.

Прогрессирующая неплатежеспособность предприятий в рыночной экономике предотвращается с помощью процедур банкротства. Однако в России массовое применение процедур банкротства в целях преодоления неплатежеспособности предприятий невозможно, ибо неплатежеспособных предприятий чрезвычайно много (по разным оценкам от 20 до 70%), многие из них градообразующие. К особо неплатежеспособным относятся крупнейшие предприятия, имеющие значительный вес на фондовом рынке, вовлеченные в международные проекты. Их банкротство может разрушить всю финансово-экономическую систему страны.

И, наконец, четвертая особенность. Для рыночных стран характерна положительная эластичность продукта от занятости: на 1% роста ВВП требуется около 0,6% роста занятости. В России на 1% роста ВВП в ближайшие годы, по расчетам Института прогнозирования РАН, потребуется около 0,03% снижения занятости. Это объясняется нерыночным характером российского народного хозяйства, наличием большого числа работников (примерно 20%) числящихся в штате, но фактически не участвующих в производстве товаров.

Традиционно российская экономика развивалась как хозяйство для обеспечения занятости, а не для производства конкурентоспособного продукта. И в настоящее время сохраняется нерыночная пропорция численности занятых и объема производства ВВП. Рыночно ориентированные экономические системы не могут позволить себе содержать такое количество «занятых» работников, не производящих продукт. В России за последние 10-12 лет «белая» доля в реальных доходах резко снизилась, выросла доля теневых прибылей, не облагаемых налогами. Все это делает реструктуризацию еще более важной, но не позволяет ограничиться рецептами реинжиниринга.

Большинство российских предприятий до сих пор не решили проблемы:

а) нехватки оборотных средств;

б) устаревшего ассортимента продукции;

в) налаживания получения информации о потенциальных рынках сбыта;

г) проведения достаточно глубоких разработок рыночной (маркетинговой) стратегии;

д) настройки организационной структуры к условиям рынка;

е) соответствия цен на готовую продукцию реальным издержкам производства;

ж) приобретения опыта поиска надежных зарубежных партнеров и установления с ними деловых контактов,

з) организации эффективного производства, повышения качества продукции и обеспечения охраны окружающей среды.

Практика показывает, что имеются случаи, когда российские фирмы, чтобы уйти от налогов, продавали товарные векселя созданным ими же подставным финансовым структурам. Помимо дисконта [1] вознаграждением для финансовых компаний служат и проценты за просроченный платеж по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Предприятия-должники в ближайшем будущем не откажутся от эмиссии товарных векселей, ибо у них нет другого выхода из ситуации неплатежеспособности. К тому же ряд предприятий не анализирует положение на вексельном рынке. Использование встречных товарных сделок, подменяющих денежные расчеты, придания им вексельной формы и последующего обращения этих векселей на рынке приведет к очередному платежному кризису, который по своей природе принципиально отличается от рыночных диспропорций, описанных в литературе [2].

На наш взгляд, целесообразно сформулировать микроэкономические принципы реструктуризации на уровне предприятий:

1. Комплексность реструктуризации, включая ее технологический, управленческий и финансовый аспекты.

Мероприятия, которые до сих пор было принято называть реструктуризацией - модернизация технологии, изменение структуры производства – во всей своей совокупности не решают проблему, с которой сегодня столкнулся россий­ский бизнес. Чтобы выйти из кризисного состояние и стать конкурентоспособными, предприятиям необходимо осуществить глобальную модернизацию производства, управления, финансов и кадрового потенциала на основе собственной маркетинговой страте­гии. Основные препятствия для экономического роста лежат в облас­ти внутренней неструктурированности предприятий, неразвитости учета и управления конкретными бизнес-единицами и бизнес-проектами в составе фирмы.

2. Реструктуризация информационных потоков. Российские предприятия информационно закрыты от возможных инвесторов и кредиторов. В связи с этим увеличиваются инвестиционные риски. Реструктуризация предполагает создание системы мониторинга по­казателей конкурентоспособности и переход на международные стандарты учета и прозрачности информации.

3. Реструктуризация собственности с целью защиты прав акционеров (учредителей), обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий, создания эффективного механизма управления. Приведение условий функционирования хозяйствующих субъектов в соответствие с действующим законодательством служит основой разработки снабженческо-сбытовой, производственно-технологической и инновационной, ценовой и финансовой политики предприятий.

Всеми этими вопросами должен заниматься собственник, нанимающий руководителя предприятия и, если тот не осуществляет в должной мере реализацию задач эффективного управления, заменяющий его. Между тем такое управление возможно только при четком распределении прав и обязанностей между собственниками и менеджерами, с которыми заключаются детализированные и срочные контракты.

Окончание следует


Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:10:08