Институциональное обеспечение развития предпринимательства в условиях экономической интеграции

Засько В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (52), Апрель 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Засько В.Н. Институциональное обеспечение развития предпринимательства в условиях экономической интеграции // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 4. – С. 7-10.

Аннотация:
Продолжение. Начало в № 2/2004. Для создания стабильной экономики и эффективного экономического роста государству необходимо наличие четко структурированного среднего класса, основные направления создания которого заключаются в повышении доходов тех, у кого они слишком низки, а это, прежде всего, – врачи, учителя, ученые. В развитых странах представители именно этих профессиональных категорий относятся к среднему классу.

Ключевые слова: предпринимательство, Россия, экономическая интеграция, средний класс, эффективность экономики



Продолжение. Начало в № 2/2004

Для создания стабильной экономики и эффективного экономического роста государству необходимо наличие четко структурированного среднего класса, основные направления создания которого заключаются в повышении доходов тех, у кого они слишком низки, а это, прежде всего, – врачи, учителя, ученые. В развитых странах представители именно этих профессиональных категорий относятся к среднему классу.

Крайне важным сегодня в России является развитие мелкого и среднего бизнеса – фундамента, на котором базируется создание среднего класса, социально призванного обеспечить работой и приемлемыми доходами большинство населения страны. Указанный фактор должен стать одним из основных направлений государственной политики. В настоящее же время, в результате поверхностного, а подчас непродуманного отношения государства к данному вопросу, эта сфера экономики себя не оправдывает. Развитие среднего и малого предпринимательства происходит исключительно по инерции.

Одним из главных препятствий на пути развития среднего и мелкого бизнеса является институциональная необеспеченность (несостоятельность) российской экономики. Естественный подход к появлению и развитию рыночных институтов выражается в возникновении определяющего спроса на них. Для того чтобы эти институты стали эффективными, необходимо не просто наличие в экономике субъектов, которым они были бы нужны, но и реальное экономико-политическое воздействие этих субъектов на формирование и развитие институтов.

В настоящий момент проблема заключается в том, что среднее и малое предпринимательство, которое так важно для экономического роста, не может обеспечить создание действенного экономического спроса на хорошие институты, т.к. слишком мала его доля в экономике и слишком велики издержки координации. Различные механизмы, призванные обеспечивать исполнение законов и контрактов, такие как судебная система, надзорные органы исполнительной власти, профсоюзы и др., действовали и продолжают действовать крайне неэффективно. Законодательные предписания и контрактные обязательства успешно обходятся или открыто игнорируются без опасений, что за этим могут последовать серьезные санкции.

В России для абсолютного большинства участников рынка игнорирование законодательства связано с меньшими издержками, чем его соблюдение. То есть отсутствует мотивация обращения к законодательно-правовой сфере. Подобное институциональное устройство порождает огромное количество серьезных проблем. Подорванным оказывается доверие к одному из основных институтов, составляющих базу современной экономики, – институту контракта. В такой среде средний и малый бизнес оказывается самым незащищенным субъектом экономических отношений.

Определяющим фактором формирования данной среды является поведение государственного бюрократического аппарата. Уже многие годы он не в состоянии разработать и реализовать действенную эффективную политику развития среднего и малого бизнеса. Более того, он становится препятствием на пути качественного преобразования системы предпринимательства и институциональной обеспеченности экономики.

В России в результате экономико-административных реформ сложился специфический тип капитала, который по своей сути является противопоставлением предпринимательству и рыночным отношениям. Бюрократический аппарат всех уровней нелегально взаимодействует с частным бизнесом. Результатом такого слияния явилось возникновение т.н. бюрократического капитала, который не боится конкуренции, колебаний рыночной конъюнктуры и увеличения издержек. Бюрократический капитал не подвластен банкротству, в круг его интересов не входит повышение эффективности и качества продукта, он априори находится в лучших условиях, чем частный капитал. В реальности тесное взаимодействие бюрократии и бизнеса ведет к перераспределению и вымыванию финансовых ресурсов с рынка и из государственного бюджета.

Набирая силу и становясь неподконтрольным ни обществу, ни высшей политической власти, бюрократический аппарат играет все более важную роль в экономической жизни страны, руководствуясь своими личными бюрократическими устремлениями. Подобное положение вещей спровоцировало появление ситуации, когда в России противостоять бюрократии может только очень крупный бизнес. Реакцией предпринимательского сектора экономики на бюрократическое укрепление властной вертикали является усиление горизонтальной концентрации и вертикальной интеграции с построением гигантских холдингов-конгломератов, способных своим влиянием уравновешивать бюрократические ведомства [1].

Наряду с возникшими ранее в процессе приватизации монополистическими структурами, подобные мега-холдинги нарушают (разрушают) структуру экономики, создавая в ней огромные перекосы. В такой экономике абсолютно не остается места какой-либо конкуренции. Поэтому правительству на протяжении уже многих лет не удается справиться с ростом цен: отсутствие конкуренции никаким образом их не сдерживает, малейшие изменения в финансово-экономическом положении страны ведет к инфляции (рост курса евро по отношению к доллару, рост цен на бензин в Западной Европе и т.д.). Этим же объясняется и стагнация в развитии малых предприятий, которая началась в середине 90-х годов.

Несмотря на ряд мер по дерегулированию и дебюрократизации, принятых правительством в 2001 г., мало что изменилось. Таким образом, пройдя через рыночную трансформацию и экономические преобразования, мы наблюдаем формирование и укрепление в экономике монополистических неконкурентных структур, которые были характерны для советской системы, только в отличие от нее в нынешней ситуации нет государственного планирования и регулирования цен.

Важнейшим институциональным фактором развития является механизм эффективного перелива капиталов, который призван стимулировать равномерное распределение финансовых ресурсов и развитие отраслей в экономике. В России же данный механизм за годы проведения реформ так и не был сформирован. Более того, до сих пор стимулы экономического развития направлены в противоположную сторону, т.е. на неэффективное противодействие монополизму и слабое поощрение конкуренции.

Действующая система ценностных и денежно-кредитных механизмов является одной из причин блокирования развития рыночных отношений. Несмотря на внешние признаки наличия рыночной инфраструктуры - систему коммерческих банков, свободный обмен валюты, функционирование фондового рынка и т.д. - механизмы свободного перелива капитала, мобильности рынка труда, роста накоплений и привлечения стратегических инвесторов практически отсутствуют.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:43