Деловой мир России как исторический и социокультурный феномен
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кружкова Т.И. Деловой мир России как исторический и социокультурный феномен // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 86-90.
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 12/2003 и № 1/2004). В жизненном укладе выходцев из купеческого сословия большую роль играли семейные традиции, что подтверждается духовными завещаниями купцов. Стремление к постоянному взаимодействию, кооперации в среде купечества наблюдается в период капитализации российской экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, Россия, предпринимательская среда, деловой мир
Окончание. Начало в № 12/2003 и № 1/2004
В жизненном укладе выходцев из купеческого сословия большую роль играли семейные традиции, что подтверждается духовными завещаниями купцов. Стремление к постоянному взаимодействию, кооперации в среде купечества наблюдается в период капитализации российской экономики.
Как безусловная добродетель на Руси воспринималась религиозность. Особенно истовое отношение к религии отличало старообрядческую среду. Религиозность способствовала упрочению делового мира, так как «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью, честностью и совестливостью, ответственностью и усердием. В целом же, многие представители делового мира стремились соответствовать требованиям православной этики. Тем не менее, можно определенно сказать, что на рубеже XIX-XX веков культурные характеристики представителей делового мира России подверглись существенным изменениям в связи с развернувшейся капитализацией экономики, ибо до этого периода цивилизованность, хорошее образование, высокий культурный уровень были присущи лишь небольшой части предпринимательского сообщества. Особенно ярко этот процесс проявлялся на Урале и в Западной Сибири.
Деловой мир России в конце Х1Х в. включал в себя достаточно многочисленную группу людей, к которой относились не только собственники и руководители акционерных частновладельческих компаний, предприятий, функционировавших в различных отраслях народного хозяйства, но и отдельных представителей крестьянства, кустарей, интеллигенции. Небольшая часть делового мира была тесно связана с крупной акционерной собственностью, которая получила широкое распространение на рубеже XIX-ХХ вв. (синдикаты, картели и т.д.).
Связь между представителями делового мира и акционерной формой капитала носила различные формы, но основу ее составлял принцип владения известной долей совокупного капитала, аккумулированного в определенном акционерном предприятии. Такой принцип гарантировал акционерам часть дохода в соответствии с вкладом каждого из них. Каждое общество (товарищество) действовало на основании собственного устава, утвержденного высшими органами власти. Были разработаны единые принципы организации и деятельности таких обществ, а именно: выборный характер высшей администрации, в правление избирали только акционеров, то есть совладельцев капитала. Тем самым самоуправление являлось фундаментальной ценностью и проявлением рыночного хозяйства с присущим ему принципом экономической свободы.
Российское законодательство в этот период разрешало деятельность двух видов объединений представителей делового мира. Ими были торговый дом, или товарищество (полное на вер), и акционерная компания.
Первоначально торговые дома действовали на основании нотариальных договоров. Полное товарищество представляло собой объединение деловых людей, действовавших с солидарной ответственностью по делам предприятия всем своим имуществом.
Для товариществ на вере было характерно участие в предприятии, помимо товарищей, одного или нескольких вкладчиков, которые отвечали за деятельность предприятий только суммой своих зарегистрированных в договорах взносов. Торговые дома, как полные, так и на вере, подлежали обязательной регистрации с объявлением капитала в губернских учреждениях, но не были обязаны представлять публичную отчетность, то есть фактически они являлись промежуточной формой организации между частными и акционерными предприятиями.
Правовыми основами организации акционерных компаний являлись:
1) принцип ограниченной ответственности акционеров в пределах их вклада в основной капитал;
2) законодательное утверждение;
3) фиксированный, официально зарегистрированный размер капитала.
Существовало две формы акционерных компаний: собственно акционерные общества и паевые товарищества. Формальным признаком такого деления были основы организации капитала (акции или паи).
Таким образом, основные различия между торговыми домами и акционерными компаниями заключались в том, что участие в торговом доме влекло за собой имущественную ответственность каждого из компаньонов по всем делам фирмы, пайщики же акционерной компании несли ограниченную ответственность в пределах их вклада в уставный капитал. В результате компаньонами торгового дома обычно было небольшое число хорошо знакомых и доверяющих друг другу лиц (в основном, членов семьи).
Круг же акционеров мог быть довольно широким. Именно этим обуславливалась более простая регламентация создания и деятельности торговых домов по сравнению с акционерными компаниями. Если для торговых домов было достаточно простого свидетельства в купеческой или городской управе, то для акционерных компаний требовалось специальное разрешение правительства при условии обязательной публикации устава. Тем не менее, акционерные компании – важнейший институт рыночного хозяйства, известный в России с XVIII в., - в этот период получают широкое распространение. В конце XIX в. они быстро завоевали популярность, что способствовало росту стоимости акций, развитию торговли, кредитной системы и биржевой деятельности.
Специфической чертой, присущей представителям отечественного делового мира, была благотворительность, которая являлась определенной исторической традицией, что подтверждается расходованием средств не только на потребление и расширение хозяйственной деятельности, но и на социальные нужды. Благотворительность носила преимущественно религиозный характер, выражавшийся в выделении средств на богадельни, приюты, ночлежные дома, в значительных пожертвованиях на церкви и монастыри.
В то же время представители делового мира были объективно заинтересованы в подготовке высококвалифицированного персонала, способного овладеть новым оборудованием, передовыми методами ведения хозяйства, что способствовало развитию образования, прежде всего за счет специальных отчислений на школы, ремесленные учебные заведения, университеты и т.д.
Известный представитель делового мира Урало-Сибирского региона коммерции советник А.С. Губкин в 70-е гг. XIX в. выступил с инициативой открытия в Кунгуре такого учебного заведения, которое позволило бы молодежи получать образование и ремесло. В 1877 г. открылось ремесленное училище, имевшее несколько мастерских, хорошо оборудованную лабораторию, физический кабинет, музей, библиотеку и др. Общая сумма затрат на строительство и оборудование учебного заведения составила около 1 млн. руб. [1].
Подобные расходы занимают постоянное место в деятельности многих региональных предпринимателей, что подтверждается финансовыми отчетами организаций. Несомненно, на рост экономического сознания представителей делового мира оказывала влияние «корпоративная психология», под влиянием которой они начинали ощущать свою неразрывную связь с народом и его чаяниями.
Многие представители делового мира Урало-Сибирского региона стали впоследствии известными меценатами и коллекционерами. Причиной довольно широкого распространения меценатства было отсутствие у коммерсантов возможности заслужить общественное признание своей профессиональной деятельностью. Это толкало представителей делового мира на уход в иные области, где существовал положительный общественный настрой. Усиливал данный процесс тот факт, что деловой мир региона в основном был «молодым», так как занятие «каким-либо делом» обычно не распространялось более, чем на два поколения в одном роду. Вследствие этого народные обычаи, нужды, мировоззрение были очень близки представителям предпринимательских кругов. Известными меценатами в регионе были Губкин, Симановы, Петров, Нуров, Макаровы, Злоказовы, Волковы, Казанцевы, Рязановы и др.
По вопросу причин распространения меценатства среди представителей крупного российского капитала конца XIX начала XX вв. можно выделить две основные точки зрения. Марксисты, рыночники и другие специалисты, являющиеся сторонниками материалистических убеждений, объясняют действия меценатов стремлением получать социальные и налоговые льготы в целях повышения своего материального положения. Другая группа исследователей считает, что корни меценатства находятся в религиозной, национально-патриотической и культурно-эстетической областях. В целом, анализируя деловой мир как некую особую общность, меценатство, на наш взгляд, одновременно объяснялось как эгоистическими, так и альтруистическими мотивами, а также гражданской совестью и нравственным долгом отечественных предпринимателей прошедшей эпохи.
Источники:
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:41