Профессиональные компетенции в области бережливого производства как условие операционной конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий

Подвербных О.Е., Соколова Е.Л., Швацкая М.В.
1 Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, Красноярск, Россия

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 12 (Декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящей статье решается проблема обеспечения компетентности персонала как условия конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий. Авторами в результате анализа выделены интегрированные кластеры компетенций персонала. Формирование профессиональных компетенций персонала в области инновационной деятельности и устойчивого развития способствует обеспечению стратегических конкурентных преимуществ, повышение операционной конкурентоспособности достигается при развитии профессиональных компетенций в области бережливого производства. Опережающее формирование корпоративных, цифровых и управленческих компетенции персонала способствует эффективной реализации профессиональных. Профессиональные компетенции в области бережливого производства являются интегрированным кластером, совмещающем компетенции персонала в области инновационной деятельности, открытых инноваций, бережливых ценностей, методов и инструментов, а также устойчивого развития. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области управления персоналом, бережливого производства, инновационной деятельности, устойчивого развития предприятия, преподавателей, студентов и аспирантов, а также для тех, кто интересуется проблемами управления компетенциями персонала и вопросами развития высокотехнологичных предприятий

Ключевые слова: высокотехнологичные предприятия, бережливое производство, инновационная деятельность, конкурентоспособность предприятий, профессиональные компетенции персонала, устойчивое развитие предприятия

JEL-классификация: L51, L52, O25, O32, O33



Введение

Социально-экономические и технологические тренды развития в высокотехнологичных отраслях обуславливают потребность пересмотра подходов к обеспечению их конкурентоспособности. Высокотехнологичным предприятиям необходимо не только обеспечивать получение результатов инновационной деятельности, но и дальнейшее совершенствование для повышения качества продукции, наращивания ее ценности, снижения себестоимости производства, повышения его гибкости.

Решение задач кадрового обеспечения высокотехнологичных предприятий предполагает формализацию требований к персоналу на основе компетентностного подхода. Определение структуры компетенций персонала высокотехнологичных предприятий позволит разрабатывать профили компетенций для ключевых должностей, которые могут применяться при формировании и развитии персонала в целях управления конкурентоспособностью как на стратегическом, так и на операционном уровнях.

Развитие производственных систем и концепций бережливого производства исследовали как отечественные, так и зарубежные специалисты. Значительное число исследований посвящено влиянию индустрии 4.0 на изменение методов бережливого производства [6, 7, 13, 27, 28]. Роль инновационной деятельности как условия технологического лидерства раскрывали Р.Д. Дьюар, С.А. Самоволева, Ю.В. Яковец [9, 15, 18].

Концепции конкурентоспособности предприятий раскрываются в работах Е. С. Балашовой, Д. Дж. Коллис, Д. Дж. Тис, Г. Пизано, Э. Шуена [2, 11, 17]. Подходы к структурированию и формированию компетенций работников предлагали Р.Э. Бояцис, Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер, А.В. Овчинников [8, 10, 16].

Влияние бережливого производства на достижение целей устойчивого развития предприятия рассматривали А.В. Гумеров, Е.Ю. Самышева, М.Е. Бочарова [5], Е. С. Хайдукова, К. С. Измоденова, А. Н. Ибракова [14]. ESG-показатели обеспечивают уровневую интеграцию деятельности и позволяют управлять социальными и экологическими рисками предприятия.

Несмотря на значительное количество публикаций по рассматриваемой проблематике, исследование структуры компетенций персонала, позволяющей обеспечивать конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий сохраняет свою актуальность.

Целью исследования является выявление интегрированных кластеров компетенций персонала высокотехнологичного предприятия и обоснование роли профессиональных компетенций в области бережливого производства в обеспечении конкурентоспособности.

Авторами выдвинута гипотеза о том, что повышение конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия предполагает не только обеспечение готовности персонала к решению задач инновационного и устойчивого развития для формирования стратегических конкурентных преимуществ, но и совершенствование компетенций в области бережливого производства как условия повышения операционной конкурентоспособности.

Материалы и методы. Методологической основой исследования являются работы российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам развития производственных систем высокотехнологичных предприятий на основе концепции бережливого производства, инновационной деятельности, устойчивого развития, а также подходам к структурированию и формированию компетенций персонала. Для достижения поставленной цели были использованы методы логического анализа и синтеза. Информационную базу исследования составили нормативные правовые акты и нормативно-технические документы Российской Федерации, регулирующие вопросы национального развития и бережливого производства, научные публикации в специализированных журналах.

Концепция исследования предполагает решение следующих задач:

- характеристика факторов развития высокотехнологичных предприятий и их влияния на конкурентоспособность;

- выделение интегрированных кластеров компетенций персонала высокотехнологичных предприятий;

- обоснование роли профессиональных компетенций в области бережливого производства в обеспечении конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий.

Конкурентоспособность высокотехнологичного предприятия: синергия инновационной деятельности, бережливого производства и устойчивого развития

Развитие отечественных высокотехнологичных предприятий происходит под воздействием факторов, адаптация к которым оказывает непосредственное влияние на их конкурентоспособность. Цели национального развития Российской Федерации указывают на необходимость внесения вклада высокотехнологичными предприятиями в достижение технологического лидерства, формирование устойчивой и динамичной экономики в условиях цифровой трансформации, обеспечение экологического благополучия, благополучия людей [12].

Технологическое лидерство является приоритетной задачей высокотехнологичных предприятий, решение которой традиционно предполагает развитие инновационной деятельности. Многие исследователи указывают на влияние инноваций на конкурентоспособность предприятия. Рассматривая логику научно-технического прорыва Ю.В. Яковец, указывал на связь базисных и улучшающих инноваций с повышением конкурентоспособности и приводил логическую формулу: научные открытия – изобретения – базисные и улучшающие инновации = повышение конкурентоспособности на базе инноваций – ускорение экономического роста при распространении инноваций [15].

Д. Дж. Коллис, исследуя влияние ресурсных групп на результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность, рассматривал способности предприятия на трех уровнях. Ключевые компетенции формируются на креативном уровне как основа устойчивых конкурентных преимуществ. На уровне улучшений особую роль выполняют динамические способности, позволяющие адаптироваться к изменениям организационной среды и удерживать конкурентоспособность. Операционные (функциональные) способности, используемые на функциональном уровне, позволяют поддерживать конкурентоспособность [17].

С.А. Самоволева обосновывает влияние новизны технологий и их сложности не только на создание новых конкурентных преимуществ, но и на обеспечение их устойчивости и способности удерживать инновационную ренту. При этом инновации, не обладающие высоким уровнем новизны, также могут приводить к возникновению конкурентного преимущества на основе обеспечения более низкой стоимости, создания ценности для новых рынков [9].

Особенности инновации определяют ее влияние на конкурентоспособность предприятия (табл. 1). Базисные и улучшающие инновации, предполагающие значительную модификацию, предприятия, согласно ресурсной теории, изменяют качество внутренних ресурсов предприятия и обеспечивают формирование стратегических конкурентных преимуществ. Такие инновации инициируются, как правило, при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Улучшающие инновации, предполагающие незначительное совершенствование и микроинновации способствуют обеспечению операционной конкурентоспособности и могут быть следствием применения методов и инструментов бережливого производства.

Таблица 1

Влияние инноваций на конкурентоспособность предприятия

Вид инноваций по уровню новизны
Характеристика
Влияние на конкурентоспособность
Базисные (радикальные) инновации
принципиально новые, ранее неизвестные продукты или процессы на основе научных открытий и крупных изобретений, связаны с радикальным обновлением производства, крупными инвестициями и повышенными рисками, определяют новые направления развития и предопределяют создание новых отраслей
формирование новых устойчивых стратегических конкурентных преимуществ, обеспечение стратегической конкурентоспособности
Улучшающие (инкрементальные) инновации
новые разновидности уже известных продуктов и услуг или модификации применяющих сотехнологий их изготовления, улучшение качественных стоимостных характеристик, использование новых компонентов, материалов
развитие динамических способностей в условиях изменения организационной среды,
удержание конкурентной позиции, улучшение показателей качества, эффективности, сохранение или увеличение ценности продукта.
обеспечение стратегической/ операционной конкурентоспособности,
Микроинновации
незначительные изменения продуктов и процессов и их свойств, не меняющие их сущность
развитие операционных (функциональных) способностей предприятия, поддержание ключевых бизнес-процессов, сохранение или увеличение ценности продукта, обеспечение операционной конкурентоспособности
Источник: составлено авторами на основе: [2, 9, 15, 17].

Базисные и улучшающие инновации позволяют создавать новые продукты, технологии или их комбинацию, существенно отличающиеся от имеющихся. Высокая стоимость и качественные характеристики таких продуктов и технологий могут подвергаться серии инкрементальных инноваций, направленных на повышение их ценности и доступности. Микроинновации и улучшающие процессные инновации на основе внедрения и развития системы бережливого производства охватывают, в первую очередь, производственное и оперативное управление высокотехнологичным предприятием и предполагают интеграцию технологических и нетехнологических инноваций для дальнейшего повышения качества, сокращения производственных потерь, ресурсосбережения, повышения производительности труда и других результатов, обеспечивающих оптимизацию затрат и максимизацию прибыли (рис. 1).















Улучшения

Новый или значительно улучшенный продукт, технология или их комбинация
Улучшения

Бережливое
производство

Базисные и улучшающие инновации

Микроинновации и улучшающие инновации

Инновационная
деятельность

Технологические и нетехнологические процессные инновации














Рисунок 1. Взаимосвязь инновационной деятельности и бережливого производства

Источник: составлено авторами

Развитие систем бережливого производства возрастает в условиях формирования Индустрии 4.0. По мнению как отечественных, так и зарубежных исследователей, цифровизация производственных технологий необходима только при условии их соответствия принципам бережливого производства [13, 28, 29].

С. Шумахер, Р. Холл, А. Бильдштейн, Т. Бауэрнхансль доказали, что цифровизация открывает новые возможности снижения потерь и наращивания производительности труда, а также выявили значительное влияние цифровой трансформации на такие уровни системы бережливого производства как процессы и инструменты [28]. Результаты проведенного ими экспертного опроса подтвердили, что бережливое производство рассматривается как необходимое основание Индустрии 4.0. Дизайн системы бережливого производства, по мнению экспертов, предполагает применение принципов непрерывного улучшения (кайдзен), нулевые дефекты и устранение отходов (muda), принципов управления потоком создания ценности (вытягивания (рull system) и толкания (рush system)) [27, 28].

Эксперты отмечают, что переход к новому технологическому укладу связан со стиранием границ между физическими, цифровыми и биологическими сферами, заменой аналоговых электронных и механических компонентов на цифровые, что создает условия для оптимизации процессов производства [6, 13] и наращивания ценности [29].

Конкурентоспособность предприятий в условиях Индустрии 4.0 сопровождается созданием интегрированных, автоматизированных и интеллектуальных производственных сред с использованием технологий интернет вещей, искусственного интеллекта, анализа больших данных, робототехники и других. При этом бережливое производство создает основу для успешной цифровизации [13].

Результаты исследований А. У. Шармин, Х. Мошарраф подтверждают необходимость опережающего применения методов и инструментов бережливого производства до автоматизации, что повышает производительность - «сначала бережливое производство, а затем автоматизация». При этом исследователи отмечают, что автоматизация позволяет производственным системам стать еще более эффективными [29].

Таким образом, бережливое производство рассматривается как инструмент повышения эффективности цифровой трансформации промышленных предприятий, в то же время цифровизация позволяет повысить эффективность системы бережливого производства.

Приоритеты национального развития в области экологического благополучия, благополучия людей, реализации потенциала каждого человека предполагают привлечение промышленных предприятий в решение экологических и социальных проблем общественного развития, применяя методы и инструменты выстаивания своей деятельности в соответствии с ESG-принципами.

Технологии бережливого производства могут оказывают значительное влияние на устойчивое развитие, создавая условия для ресурсосбережения, экологического менеджмента, формирования экономики замкнутого цикла, повышения готовности персонала к участию в непрерывном совершенствовании бизнес-процессов, развития культуру бережливого производства и инноваций. Ряд исследователей рассматривают бережливое производство как систему создания ценности и составляющую ESG-стратегии предприятия, обеспечивающей достижение целей устойчивого развития [1, 5].

Учитывая влияние рассмотренных факторов, высокотехнологичным предприятиям необходимо интегрировать в имеющиеся практики формирования конкурентных преимуществ на стратегическом и операционном уровне технологии, методы и инструменты устойчивого развития (рисунок 2).

ESG-

Инновационная инновации Устойчивое развитие

деятельность

Конкуренто-

способность

бережливые бережливые

инновации ESG-технологии

Бережливое производство

Рисунок 2. Ключевые факторы развития высокотехнологичных предприятий

Источник: составлено авторами

Формирование стратегии предприятия с учетом принципов устойчивого развития является залогом сохранения его конкурентоспособности, а использование методов бережливого производства, позволяет снижать риски и оптимизировать производственные процессы, обеспечивая применение передовых производственных технологий и вторичное использование ресурсов [13].

Результаты пилотажного исследования Т. Ларининой, Т. Джолдошевой, А. Моттаевой подтверждают наличие связи систем бережливого производства и устойчивого развития (Е-компонента, «зеленый менеджмент»): несмотря на различия в подходах и стандартах их цели, направленные на сокращение потребления ресурсов и обеспечение роста показателей эффективности конвергентны [23].

Система бережливого производства на стратегическом уровне рассматривается как философия, создающая основу для формирования бережливого мышления персонала, а на операционном - набор эффективных практики и инструментов [24]. Приоритетными для внедрения являются технологические инновации, позволяющие учитывать требования устойчивого развития. Бережливые инновации, как правило, связаны с сокращением отходов, со снижением потребления ресурсов, сокращением запасов, применением новых материалов, процессов и технологий, позволяющих сократить производственный цикл, сроки изготовления продукта и его себестоимость.

Применение бережливых инструментов для сокращения отходов позволяет предприятиям повысить конкурентоспособность, но является, по мнению И. Лексич, Н. Стефанич, И. Веза сложной задачей, решение которой предполагает два ключевых шага. Во-первых - определение набора эффективных инструментов бережливого производства с учетом особенностей актуальных для предприятий потерь и, во-вторых, определение порядка внедрения этих инструментов. В результате исследования были определены инициативы, с которых рекомендуется начинать построение системы бережливого производства: 5S, Kaizen, Kanban, Poka-Yoke и TPM. Наиболее значимыми для управления отходами являются такие инструменты, как TPM, Poka‐Yoke, Heijunka, Kaizen, Kanban, Andon, OEE, SMED «шесть больших потерь», время такта, система информирования о потере и KPI [24].

Выстраивание инновационной деятельности и бережливого производства с учетом приоритетов устойчивого развития способствует развитию способностей высокотехнологичных предприятий на всех трех уровнях - креативном, уровне улучшений и функциональном, что создает основу для формирования и удержания конкурентных преимуществ. Уникальным и трудноимитируемым ресурсом, способным создавать ценность, опираясь как на индивидуальные знания, навыки, так и командную работу, направленную на достижение целей предприятия, определяя его конкурентоспособность является персонал, обладающий определёнными компетенциями.

Интегрированные кластеры компетенций, обеспечивающие конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий

Вопрос формирования состава и содержания компетенций персонала высокотехнологичных предприятий, как условия их конкурентоспособности, является предметом научных дискуссий и экспериментов.

Представитель поведенческого подхода Р. Бояцис считал, что компетенция – это основополагающая характеристика индивида, которая причинно связана с эффективным или превосходным выполнением работы, при этом компетенции можно группировать, формируя кластеры [16]. Многие исследователи, рассматривая профили и модели компетенций персонала изучают содержание деятельности работников и выделяют группы компетенций, дифференцируя их значение с учетом специфики выполняемых задач и соответствующих уровней должностей.

М. Димов выделил обобщенные группы компетенций для всех категорий персонала, осуществляющих инновационную деятельность: базовые, функциональные, специальные, технические, административные, лидерские и личностные. Рассматривая компетентностную модель как комбинацию видов компетенций, он предложил включить в профиль компетенций для персонала в области исследований и разработок с одной стороны, базовые, функциональные и специальные компетенции, а с другой - исследовательские, технические, административные, лидерские и управленческие [20].

Сущность и содержание индивидуальных инновационных компетенций исследовали Д. Дженари, К. Фаччин, В.А Биттенкур. Рассматривая существующие подходы к их содержанию, они указывали на потенциальное и существующее состояние – инновационные навыки и качества, инновационный потенциал, инновационные компетенции в контексте обучения, а также дифференцировали инновационные навыки и навыки для инноваций [21].

Компетентностная модель для открытых инноваций и рекомендации для ее развития в организации представлены в исследовании Д. Подметина, К.Е. Содерквист, М. Петрайте, Р. Теплова. Использование модели открытых инноваций создает условия для получения знаний и развития способностей, на основе которых в дальнейшем могут быть сформированы устойчивые стратегические конкурентные преимущества. Опираясь на имеющиеся результаты и исследуя содержание деятельности по созданию отрытых инноваций, авторами предложена структура компетенций, включающая навыки и способности (рис. 3).


Компетенций для открытых инновации











Навыки

Способности


1. Управление интеллектуальной собственностью
2. Ведение переговоров
3. Предпринимательские навыки
4. Лидерство
5. Командная работа
6. Работа в условиях многозадачности.
7. Решение проблем
8. Сотрудничество в виртуальной среде.
9. Внутреннее сотрудничество.
10. Внешнее сотрудничество.
11. Доверие.
12. Коммуникативные навыки
13. Нетворкинг

1. Технологии и бизнес-мышление
2. Управление проектами
3. Адаптивность и гибкость
4. Управление процессами межорганизационного сотрудничества
5. Умение работать в междисциплинарной среде.
6. Умение работать во внутренних кросс-функциональных командах
7. Стратегическое мышление
8. Креативность
9. Медиаграмотность
10. Культурная осведомленность
11. Умение работать с различными профессиональными сообществами
12. Способность делиться знаниями и идеями во внутренней среде организации
13. Осознание риска
14. Терпимость к неудачам.






Рисунок 3. Компетенций для открытых инновации

Источник: составлено на основе: [25].

Результаты оценки значимости компетенций для специалистов, выполняющих разные функции на предприятии, указывают, что технологическое и деловое мышление, способность делиться знаниями внутри организации, креативность, адаптивность и стратегическое мышление являются приоритетными для специалистов, создающих открытые инновации, а навыки нетворкинга, коммуникаций, командной работы, решения проблем имеют значение для специалистов по связям с общественностью. Значение компетенций для предприятий разных отраслей также имеет отличия. Авторы указывают на большое значение компетенций для открытых инноваций для высокотехнологичных и не только отраслей, при этом предпринимательские навыки более значимы для организаций сферы услуг, чем для производственных предприятий. Содержание деятельности в области открытых инноваций, по мнению авторов, предопределяет потребность в разных уровнях сформированности компетенций в соответствии с выбранной технологией: открытый внутренний и внешний поиск технологий, открытые массовые инновации, открытые совместные инновации и интенсивная адаптация [25].

Моделирование, измерение и совершенствование компетенций в области устойчивого развития является предметом исследований отечественных и зарубежных специалистов [1, 3, 26]. Преимущественно исследования связаны с формированием «зеленых» компетенций, позволяющих управлять экологическими рисками, а также стратегиями устойчивого управления человеческими ресурсами. О.С. Бернацкая, П.П. Лутовинов, О.В. Зубкова предлагают включать показатели устойчивого развития в систему комплексной оценки компетентности работника, указывая на взаимозависимость уровня устойчивого развития предприятия и компетентности его персонала [3]. А. Вазркар, А. Моширипур изучали влияние «зеленых» компетенций на экологические показатели предприятий и дифференцировали компетенции по следующим направлениям: экологические проблемы, вопросы охраны окружающей среды, методы защиты окружающей среды от загрязнений, изменение климата. чистая энергетика и стимулы к ее использованию, проблема мусорных свалок, избыточное потребление ресурсов, деградация земель и способы ее предотвращения [1].

Изучение опыта внедрение бережливого производства на промышленных предпиятиях Китая позволило исследователям выявить факторы «мягкой» и «жесткой», сочетание которых позволяет повысить эффективность. П.-Ю. Куо и Р.-Х. Лин выявили следующие критические факторы «жесткой» силы при внедрении системы бережливого производства: семь основных видов потерь, 5S, решение проблем, связанных с бережливым производством, комплексное профилактическое обслуживание, управление местами хранения и складами. В результате исследования также определены следующие критически значимые факторы «мягкой» силы: коммуникации, лидерство, командная работа, культура, инициатива и обучение сотрудников [22]. Выявленные факторы коррелируют с профессиональными и корпоративными компетециями, формирование которых позволит обеспечить готовность персонала к внедрению систем бережливого производства.

Изменение требований к компетенциям персонала производственных предприятий в контексте Индустрии 4.0 рассматривали Ф. Диллинджер, О. Бернхард, Г. Рейнхарт предлагая формировать модели компетенций под конкретные должности персонала на основе корпоративного справочника, а также предусматривая компетенции в области цифровизации и автоматизации производства [19]. Модель компетенций Lean 4.0 предлагается разрабатывать с учетом профилей должностей и выполняемых задач совместно с экспертами кадровой службы и производственных подразделений. Содержание модели включает профессиональные, личностные, коммуникативные и деятельностные компетенции. Формируемые модели должны учитывать возрастающую сложность решаемых задач, предусматривать готовность развивать свои навыки, адаптивность к информационным технологиям, междисциплинарность, работу с данными, готовность к совершенствованию процессов и внедрению технологических инноваций. Модель компетенций Lean 4.0 должна охватывать как основной производственный персонал, так и обслуживающий, учитывать уровни должностей и рабочих мест, особенности «цифровой фабрики». В состав модели предлагается включать цифровые компетенции, например, HMI-компетенции – работа с человеко-машинным интерфейсом, системой, обеспечивающей взаимодействие между человеком-оператором и машинным оборудованием [19].

В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 57523-2017 «Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала» выделены уровни кммпетенций в области бережливого производства и описаны функции работникв: лин-практик, лин-специалист, лин-эксперт. Базовый состав компетенций содержит характеристику знаний и понимания, умений и применения, которые раскрываются по уровням подготовки [4]. Предприятиям рекомендовано разрабатывать состав компетенций с учетом специфики предприятия, определять дополнительные требования к компетентности работников с учетом содержания их деятельности.

Обобщая результаты рассмотренных исследований выделим кластеры компетенций персонала высокотехнологичного предприятия: профессиональные, корпоративные, цифровые и управленческие компетенции (рис.4). Кластер профессиональных компетенций содержит функциональные компетенции, содержание которых определяется задачами профессиональной деятельности; компетенции в области бережливого производства, инноваций и устойчивого развития. Опережающее формирование корпоративных и цировых компетенций способствует эффективной реализации професиональных.

Стратегические конкурентные преимущества

Инновационные Компетенции

компетенции в области устойчивого

развития

корпоративные,

управленческие

и цифровые

компетенции

персонала

Функциональные Компетенции в области

компетенции бережливого

производства

Операционные конкурентные преимущества

Рисунок 4. Интегрированные кластеры компетенций персонала, обеспечивающие конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий

Источник: составлено авторами

Профессиональные компетенции персонала высокотехнологичного предприятия в области бережливого производства

Компетенции в области бережливого производства выделены в составе интегрированного кластера профессиональных компетенций персонала высокотехнологичного предприятия. Их содержание включает не только владение методами и инструментами бережливого производства, знание принципов построения и развития производственных систем, но и инновационные компетенции, в том числе компетенции в области открытых инноваций, позволяющие обеспечивать, в первую очередь, улучшающие инновации; а также элементы компетенций в области устойчивого развития, направленные на выстраивание деятельности, согласующейся с приоритетами системы бережливого производства.

Определение содержания компетенций в области бережливого производства должно учитывать особенности отрасли, предприятия, характеристику деятельности и имеющихся результатов в контексте выполняемых трудовых функций. Описание компетенции должно позволять определять сформированный и потенциальный уровень ее развития.

Компетенции персонала в области бережливого производства обеспечивают конкурентоспособность предприятия на уровне производственных систем и операций и создают потенциал для формирования устойчивых конкурентных преимуществ.

Заключение

Развитие высокотехнологичных предприятий рассматривается как синергия инновационной деятельности, бережливого производства и устойчивого развития. Такой подход позволяет обеспечивать конкурентные преимущества высокотехнологичного предприятия и управлять рисками его деятельности.

При формировании и удержании конкретных преимуществ высокотехнологичных предприятий особое значение отводится уникальному и трудновоспроизводимому ресурсу – персоналу, обладающему компетенциями.

Профессиональные компетенции в области бережливого производства являются интегрированным кластером, совмещающем компетенции персонала в области инновационной деятельности, открытых инноваций, бережливых ценностей, методов и инструментов, а также устойчивого развития. Предложенные кластеры могут использоваться при формировании профилей компетенций, оценке компетентностных разрывов и планировании развития персонала.


Источники:

1. Базркар А., Моширипур А. Корпоративные практики «зеленого» менеджмента человеческих ресурсов // Форсайт. – 2021. – № 1. – c. 97-105. – doi: 10.17323/2500-2597.2021.1.97.105.
2. Балашова Е. С. Современные модели ресурсного менеджмента промышленного предприятия // Информационно-управляющие системы. – 2015. – № 1. – c. 105-111. – doi: 10.15217/issn1684-8853.2015.1.105.
3. Бернацкая О.С., Лутовинов П.П., Зубкова О.В. Аттестация сотрудников компании на основе комплексной динамической оценки компетентности и устойчивого развития предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 188-193. – doi: 10.14529/em210420.
4. Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала. ГОСТ Р 57523-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146134 (дата обращения: 01.10.2025).
5. Гумеров А.В., Самышева Е.Ю., Бочарова М.Е. Эволюция бережливого производства как системы создания ценности и его роль в достижении целей устойчивого развития // Горизонты экономики. – 2024. – № 3. – c. 245-250.
6. Дегтярев П. А. Инструменты ESG-трансформации промышленных предприятий в условиях их перехода на принципы бережливого производства // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2023. – № 8. – c. 87-96. – doi: 10.46554/1993-0453-2023-8-226-87-96.
7. Измайлова М.А. Реализация повестки ESG с использованием инструментов цифровой экономики: состояние и перспективы развития // Ars Administrandi. – 2024. – № 3. – c. 413–435. – doi: 10.17072/2218-9173-2024-3-413-435.
8. Овчинников А.В. О классификации компетенций // Организационная психология. – 2014. – № 4. – c. 145–153.
9. Самоволева С. А. Радикальные и инкрементальные инновации: основные характеристики и проблемы разграничения // Управление наукой: теория и практика. – 2022. – № 4. – c. 117-134. – doi: 10.19181/smtp.2022.4.4.7.
10. Спенсер Л. М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. / Пер. с англ. - М: HIPPO, 2005. – 384 c.
11. // Вестник СПбГУ. – 2003. – № 4. – c. 133-165. – url: http://www.vestnikmanagement.spbu.ru/archive/?article_id=48.
12. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 \О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года\. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?ysclid=m1rbd1stxu499481718 (дата обращения: 21.10.2025).
13. Фадеев С. В. Инструменты бережливого производства как фактор цифровой трансформации компании // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2024. – № 2. – c. 147-157. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2024.2.12.
14. Хайдукова Е.С., Измоденова К.С., Ибракова А.Н. Встраивание концепции устойчивого развития и ESG-рейтингов в бережливое управление для разноотраслевых предприятий России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2025. – № 2. – c. 56-66. – doi: 10.21777/2587-554X-2025-2-56-66.
15. Яковец Ю. В. Грамматика инноваций и стратегия инновационно-технологического прорыва // Инновации. – 2015. – № 6. – c. 15-19.
16. Boyatzis R.E. The Competent Manager. A Model For Effective Performance. Richard E. Boyatzis Case Western Reserve University. – 1982. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/247813294_The_Competent_Manager_A_Model_For_Effective_Performance (дата обращения: 21.10.2025).
17. Collis D.J. // Strategic Management Journal. – 1994. – p. 143–152. – url: https://sms.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/smj.4250150910.
18. Dewar R.D., Dutton J.E. The adoption of radical and incremental innovations: An empirical analysis // Management Science. – 1986. – № 11. – p. 1422-1433. – doi: 10.1287/mnsc.32.11.1422.
19. Dillinger F., Bernhard О., Reinhart G. Competence Requirements in Manufacturing Companies in the Context of Lean 4.0 // Procedia CIRP. – 2022. – № 106. – p. 58-63. – doi: 10.1016/j.procir.2022.02.155.
20. Dimov M.Sc. // Industry. – 2017. – № 3. – p. 135-138. – url: https://stumejournals.com/journals/i4/2017/3/135.full.pdf.
21. Genari D., Faccin К., Bittencourt В.А. What makes an individual more innovative? A systematic review on individual innovation competencies // International Journal of Innovation Management. – 2024. – № 05n06. – doi: 10.1142/S136391962450021X.
22. Kuo P.-Y., Lin R.-H. Priorities of Critical Success Factors for Lean Production Implementation of China’s Factories // System. – 2024. – № 12. – p. 501. – doi: 10.3390/ systems12110501.
23. Larinina Т., Djoldosheva Т., Mottaeva А. A study on the convergence of lean and green management goals // BIO Web of Conferences. – 2024. – p. 04035. – doi: 10.1051/bioconf/202414504035.
24. Leksic I.A., Stefanic N.A., Veza I.B. The impact of using different lean manufacturing tools on waste reduction // Advances in Production Engineering and Management. – 2020. – № 1. – p. 81-92. – doi: 10.14743/apem2020.1.351.
25. Podmetina D., Soderquist K.E., Petraite M., Teplov R. Developing a competency model for open innovation: From the individual to the organizational level // Management Decision. – 2018. – № 2. – doi: 10.1108/MD-04-2017-0445.
26. Ratinen I., Kashani J. S., Linnanen L. Challenges in modelling and measuring sustainability competencies crucial to successful sustainability transitions // Linnanen Environmental Education Research. – 2024. – № 3. – p. 548-565. – doi: 10.1080/13504622.2024.2363898.
27. Schumacher S. The Impact of the Digital Transformation on Lean Production Systems // Procedia CIRP. – 2020. – № 13. – doi: 10.1016/j.procir.2020.03.066.
28. Schumacher S., Hall R., Bildstein A., Bauernhansl T. Lean Production Systems 4.0: systematic literature review and field study on the digital transformation of lean methods and tools // International Journal of Production Research. – 2022. – № 24. – p. 8751–8773. – doi: 10.1080/00207543.2022.2159562.
29. Sharmin A.U., Mosharraf H. Quantified Analysis of Lean First Then Automate for a Synergetic Effect // Engineering Reports. – 2024. – doi: 10.1002/eng2.13047.

Страница обновлена: 27.11.2025 в 16:23:07

 

 

Professional competencies in lean manufacturing as a condition for the operational competitiveness of high-tech companies

Podverbnyh O.E., Sokolova E.L., Shvatskaya M.V.

Journal paper

Leadership and Management
Volume 12, Number 12 (december 2025)

Citation:

Abstract:
The article solves the problem of ensuring the competence of personnel as a condition for the competitiveness of high-tech companies. As a result of the analysis, the authors identified integrated clusters of personnel competencies. Staff professional competencies in innovation and sustainable development contributes to ensuring strategic competitive advantages, while increasing operational competitiveness is achieved through the development of professional competencies in lean manufacturing. The advanced formation of corporate, digital and managerial competencies of personnel contributes to the effective implementation of professional skills. Professional competencies in lean manufacturing are an integrated cluster combining the staff competencies in innovation, open innovation, lean values, methods and tools, as well as sustainable development. The results of the study may be of interest to specialists in personnel management, lean manufacturing, innovation, company sustainable development, academic staff, students and postgraduates, as well as to those who are interested in the problems of personnel competency management and the development of high-tech companies.

Keywords: high-tech company, lean manufacturing, innovation, company competitiveness, staff professional competencies, company sustainable development

JEL-classification: L51, L52, O25, O32, O33

References:

Dynamic capabilities of the company and strategic management. (2003). Vestnik SPbGU. 8 (4). 133-165.

Balashova E. S. (2015). MODERN MODELS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE RESOURCE MANAGEMENT. Informatsionno-upravlyayuschie sistemy. (1). 105-111. doi: 10.15217/issn1684-8853.2015.1.105.

Bazrkar A., Moshiripur A. (2021). Corporate practices of green human resources management. Foresight. 15 (1). 97-105. doi: 10.17323/2500-2597.2021.1.97.105.

Bernatskaya O.S., Lutovinov P.P., Zubkova O.V. (2021). CERTIFICATION OF THE COMPANY'S EMPLOYEES ON THE BASIS OF A COMPREHENSIVE DYNAMIC ASSESSMENT OF THE COMPETENCE AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i menedzhment. 15 (4). 188-193. doi: 10.14529/em210420.

Boyatzis R.E. The Competent Manager. A Model For Effective PerformanceRichard E. Boyatzis Case Western Reserve University. – 1982. Retrieved October 21, 2025, from https://www.researchgate.net/publication/247813294_The_Competent_Manager_A_Model_For_Effective_Performance

Collis D.J. (1994). Research Note: How Valuable are Organizational Capabilities? Strategic Management Journal. 15 143–152.

Degtyarev P. A. (2023). TOOLS FOR ESG TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THEIR TRANSITION TO THE PRINCIPLES OF LEAN PRODUCTION. Vestnik of Samara State University of Economics. (8). 87-96. doi: 10.46554/1993-0453-2023-8-226-87-96.

Dewar R.D., Dutton J.E. (1986). The adoption of radical and incremental innovations: An empirical analysis Management Science. 32 (11). 1422-1433. doi: 10.1287/mnsc.32.11.1422.

Dillinger F., Bernhard O., Reinhart G. (2022). Competence Requirements in Manufacturing Companies in the Context of Lean 4.0 Procedia CIRP. (106). 58-63. doi: 10.1016/j.procir.2022.02.155.

Dimov M.Sc. (2017). Competency profile of the innovative enterprises Industry. (3). 135-138.

Fadeev S. V. (2024). LEAN MANUFACTURING TOOLS AS A DRIVER OF THE COMPANY'S DIGITAL TRANSFORMATION. Science Journal of Volgograd State University. GLOBAL ECONOMIC SYSTEM. 26 (2). 147-157. doi: 10.15688/ek.jvolsu.2024.2.12.

Genari D., Faccin K., Bittencourt V.A. (2024). What makes an individual more innovative? A systematic review on individual innovation competencies International Journal of Innovation Management. 28 (05n06). doi: 10.1142/S136391962450021X.

Gumerov A.V., Samysheva E.Yu., Bocharova M.E. (2024). THE EVOLUTION OF LEAN PRODUCTION AS A VALUE CREATION SYSTEM AND ITS ROLE IN ACHIEVEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS. Horizons of the economy (Gorizonty ekonomiki). (3). 245-250.

Izmaylova M.A. (2024). IMPLEMENTATION OF ESG AGENDA USING DIGITAL ECONOMY TOOLS: STATUS AND DEVELOPMENT PROSPECTS. Ars Administrandi. 16 (3). 413–435. doi: 10.17072/2218-9173-2024-3-413-435.

Khaydukova E.S., Izmodenova K.S., Ibrakova A.N. (2025). INTEGRATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ESG RATINGS INTO LEAN MANAGEMENT OF DIFFERENTINDUSTRY ENTERPRISES IN RUSSIA. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (2). 56-66. doi: 10.21777/2587-554X-2025-2-56-66.

Kuo P.-Y., Lin R.-H. (2024). Priorities of Critical Success Factors for Lean Production Implementation of China’s Factories System. (12). 501. doi: 10.3390/ systems12110501.

Larinina T., Djoldosheva T., Mottaeva A. (2024). A study on the convergence of lean and green management goals BIO Web of Conferences. 145 04035. doi: 10.1051/bioconf/202414504035.

Leksic I.A., Stefanic N.A., Veza I.B. (2020). The impact of using different lean manufacturing tools on waste reduction Advances in Production Engineering and Management. 15 (1). 81-92. doi: 10.14743/apem2020.1.351.

Ovchinnikov A.V. (2014). ON THE COMPETENCES CLASSIFICATION. Organizational psychology. 4 (4). 145–153.

Podmetina D., Soderquist K.E., Petraite M., Teplov R. (2018). Developing a competency model for open innovation: From the individual to the organizational level Management Decision. 56 (2). doi: 10.1108/MD-04-2017-0445.

Ratinen I., Kashani J. S., Linnanen L. (2024). Challenges in modelling and measuring sustainability competencies crucial to successful sustainability transitions Linnanen Environmental Education Research. 31 (3). 548-565. doi: 10.1080/13504622.2024.2363898.

Samovoleva S. A. (2022). RADICAL AND INCREMENTAL INNOVATIONS: DIFFICULTIES IN DEFINITION AND DIFFERENTIATION. Upravlenie naukoy: teoriya i praktika. 4 (4). 117-134. doi: 10.19181/smtp.2022.4.4.7.

Schumacher S. (2020). The Impact of the Digital Transformation on Lean Production Systems Procedia CIRP. 93 (13). doi: 10.1016/j.procir.2020.03.066.

Schumacher S., Hall R., Bildstein A., Bauernhansl T. (2022). Lean Production Systems 4.0: systematic literature review and field study on the digital transformation of lean methods and tools International Journal of Production Research. 61 (24). 8751–8773. doi: 10.1080/00207543.2022.2159562.

Sharmin A.U., Mosharraf H. (2024). Quantified Analysis of Lean First Then Automate for a Synergetic Effect Engineering Reports. doi: 10.1002/eng2.13047.

Spenser L. M., Spenser S.M. (2005). Competencies at work

Yakovets Yu. V. (2015). Grammar innovation and strategy of innovation and technological breakthrough. Innovations. (6). 15-19.