Экономическая природа маркетинга взаимоотношений и его особенности в сфере делового образования

Фирсова И.А., Коровушкина М.В.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Маркетинг и маркетинговые исследования (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью

Том 30, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Многие маркетологи отводят вопросу изучения маркетинга взаимоотношений в сфере делового образования важное место, что обусловлено, во-первых, возрастанием роли знаний и компетенций в развитии отрасли и экономики страны в целом; во-вторых, особенности отрасли делового образования, которые проявляются с учетом запросов потребителей. На наш взгляд, важно отметить, что в современных условиях, наиболее важным в процессе непрерывного потребления образовательных услуг является регулярность обновления знаний, компетенций не только по инициативе работодателя, но и по инициативе работника, с осознанием ценности данного «продукта». Также важно отметить, что специфика маркетинга взаимоотношений в сфере делового образования отражается через особенности рынков образования и труда, а также услугой. В статье отражены и систематизированы взгляды ученых и практиков относительно экономической природы маркетинга взаимоотношений в сфере делового образования, тенденции его развития и противоречий, возникающих на этих рынках. Авторами предложена типологизация взаимодействия ключевых партнеров

Ключевые слова: маркетинг взаимоотношений, потребитель образовательных услуг, рынок делового образования, рынок труда

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение

В начале 20-го столетия имела становление экономика знаний, о которой в свое время упоминал ученый-философ В. И. Вернадский [3]. Он отмечал, что наука и знание являются основой в развитии делового образования. Эту мысль в своих трудах развивал известный маркетолог Панкрухин А. П., который полагал, что деловое образование представляет собой особую сферу, в которой маркетинг будет «играть» ведущую роль., так как удовлетворение запросов потребителей будет являться важным инструментом в развитии компетенций, чтобы потребитель услуги мог удачно «продать себя» на рынке труда [16]. Астратова Г. В. в статье «Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования» отметила еще в 2016 г. влияние изменения рыночных тенденций в сфере образования на развитие внешних и внутренних отношений всех участников образовательного процесса, в том числе и работодателей и потребителей [1]. Процесс взаимоотношения отражает способ общения всех участников процесса, которые формируют субъективные связи [15]. Также в рамках тенденций развития теории маркетинга взаимоотношений в сфере образования ряд авторов: Астратова, Г. В. [2], Карпова С. В. [14], Кузьмина Е. Е. [9], Лобарева Н. В. [11], Панкрухин А. П. [17], Смирнов В. Н. [19], Фирсова И. А [23], полагают, что важно рассматривать маркетинг в данной сфере как философию, стратегию и тактику отношений потребителей, посредников и производителей образовательных продуктов в условиях рынка.

Так, Фирсова И. А. в статье «Маркетинг взаимоотношений как инструмент построения сетевого взаимодействия субъектов рынка в сфере образования» [24] отмечает важность развития теории маркетинга взаимоотношений как инструмента партнерства, которое позволяет организовывать процесс взаимодействия партнеров на сетевом для эффективного согласования и достижения целей. По мнению Фирсовой И. А., это позволит повысить качество профессионального образования и развития трудовых ресурсов [12].

Авторы статьи «Сущность и особенности маркетинга в сфере образования» (Ильясова К. Х., Ильясова Р. С., Абубакарова М. М.) отмечают, что маркетинг взаимоотношений позволяет выстроить образовательный процесс как систему взаимодействия объектов и субъектов рынка образовательных услуг для формирования интеллектуального капитала [7]. Авторы также отмечают особый акцент на целесообразность методологии маркетинговых исследований для анализа потребностей потребителей и рыночных приоритетов и перспектив.

Жильцова С. В. [6] в своих исследованиях предлагает рассматривать маркетинг делового образования как процесс создания конкурентной услуги, так как ценность данной услуги важна не только для потребителя, но и для образовательной организации, предлагающей данную услугу.

Особый вклад в развитие терминологии маркетинга взаимоотношений в сфере образования, по нашему мнению, ввел А. П. Панкрухин, который раскрыл роль маркетинга в сфере образования, и отразил все его положения в учебнике [17], раскрыл не только миссию маркетинга, но и стратегию приращения рыночной ценности индивида, и его самоценности, что в итоге

Исход из особенностей теории маркетинга взаимоотношений в сфере делового образования, его сущность проявляется в приобретенной ценности как потребителя услуг и образовательных продуктов, так и самой организации. При этом специфика маркетинга отношений делового образования связана с особенностями рынков образования и труда. Поэтому цель статьи в раскрытии сущности и противоречий взаимного влияния рынков труда и образовательных услуг, а также элементы их взаимодействие в процессе подготовки востребованного рынком труда специалиста. Также авторами статьи систематизированы взгляды ученых и практиков, выявлены особенности экономической природы маркетинга взаимоотношений в сфере делового образования и предложена типологизация взаимодействия маркетинга отношений ключевых партнеров.

Основной реферат

Рассмотрим основные особенности маркетинга делового образования. Во-первых, первой важной особенностью маркетинга отношений делового образования является то, что организация позиционирует свои продукты на двух рынках – рынке труда и образовательных услуг. В исследовании рынки образования и труда рассматриваются на уровне взаимосвязанных элементов в единой системе, при этом в каждом из них четко разграничиваются маркетинговые механизмы взаимодействия субъектов. При этом рынки труда и образовательных услуг являются компонентами единой системы формирования специалиста востребованного рынком труда, опосредующие общественные отношения индивида на данных рынках, в процесс получения образовательных услуг и затем в трудовую деятельность. На рисунке 1 отражена экономическая природа взаимодействия рынков образования и труда в современных условиях.

(Источник: составлено авторами)

Рисунок 1 – Экономическая природа взаимодействия ключевых партнеров - рынка труда и рынка образовательных услуг

Рисунок отражает баланс интересов всех участников процесса предоставления услуги делового образования, который выражается в удовлетворении личных потребностей индивида в его последующей трудовой деятельности. Поэтому, оба рынка (труда и делового образования) имеют цель в удовлетворении потребности индивида, который в последующем получит соответствующий дохода за осуществленный труд. При этом индивид получает экономический эффект в виде заработной платы, социальный эффект в виде самореализации. Организации получают экономический эффект в виде прибыли, социальный эффект в виде устойчивости развития организации. На рисунке 2 представлено авторское видение взаимосвязи рынка услуг в области делового образования, рынка труда и современной экономики, основанной на компетенциях, которое отражает специфику образовательных продуктов в современной экономике.

(Источник: составлено авторами)

Рисунок 2 – Взаимосвязь рынка услуг в области образования и рынка труда в инновационной экономике

Маркетинг взаимодействия выражается в виде экономического эффекта, когда общество получает критерии эффективного развития в виде развитой экономики, социальный эффект проявляется через критерии роста социальной активности и т.д. В результате этих процессов, взаимодействие всех участников рынков труда и образовательных услуг представляет собой совокупность форм, методов и инструментов в процессах действий этих участников, причем их взаимодействие можно представить как совокупность отношений между его субъектами и как сферу регулирования процессов их взаимосвязи.

На наш взгляд, конечный потребитель – обладатель, пользователь и носитель образовательного продукта организации делового образования – в процессе своей деятельности непрерывно осуществляет выбор в реализации приобретенного потенциала компетенций, знаний, информации. Рассмотрим взаимодействие данных рынков.

Имея в качестве основы необходимые для эффективной деятельности материальные и человеческие ресурсы, обучающий состав, бюджетные и инвестиционные отчисления, рынок образовательных услуг (а именно, входящие в него образовательные организации и учреждения, фонды, МТБ, обучаемых, образовательные стандарты в сфере образования, и методики обучения) предоставляет для экономики качественно подготовленных специалистов. Рынок труда, в дальнейшем, поставляя экономике квалифицированных и имеющих опыт работы по специальности работников на основе существующих вакансий и запросов на специалистов определенной сферы, осуществляет управление человеческими и трудовыми ресурсами.

Для эффективного функционирования рынок образовательных услуг имеет в качестве источника информации требования и ожидания со стороны работодателей к уровню обучения, качеству подготовки. Эти направленные действия обеспечивают экономике страны, основанной на знаниях, компетенциях и информации, рост производительности труда, а, следовательно, увеличение национального дохода и ВВП, темпа роста экономики страны в целом.

Маркетинг, в частности маркетинг отношении, видится нами как согласованная взаимно направленная деятельность организации делового образования, работодателя и их партнеров в процессе формирования ценности для индивида, а это значит, потребности и спроса у него на те направления, профили подготовки и программы обучения, которые обеспечат трудоустройство в дальнейшем: предложение работы от работодателя. Только в этом случае, маркетинг отношений позволяет всем участникам процесса получить экономический эффект:

¾ индивиду – в виде ожидаемого места работы по полученной специальности с конкурентоспособной заработной платой;

¾ работодателю – в виде увеличения прибыли за счет сокращения издержек на «доучивание» молодого специалиста;

¾ организации высшего образования – с одной стороны, в виде фактической оценки эффективности оказанной образовательной услуги от лица индивида-клиента и будущей его лояльности при необходимости получения высшего образования следующей ступени, с другой стороны, в виде реализованной потребности работодателя в адаптированном к запросам рынка труда специалисте.

Нельзя отрицать, что полученное индивидом образование (в виде подготовки или переподготовки) влияет на все сферы его жизнедеятельности и прямым образом сказывается на его конкурентоспособности на рынке труда как специалиста в определенной сфере, которая возрастает в зависимости уровня, разнообразия и качества полученных продуктов в сфере образования. Это вызывает эффект синергетического характера на рынке услуг в сфере образования, поскольку они не могут быть обособлены друг от друга и оказывают взаимное влияние и усиливают положительный эффект от их получения для всех партнеров, участвующих в процессе.

Деловое образование с одной стороны обособлено от процесса образования, с другой стороны непосредственно взаимосвязано ним в плане непрерывности процесса образования и наработанных и полученных компетенций в процессе обучения. Необходимо отметить, что индивид, переходя от этапа к этапу, является связующим звеном между двумя рынками – образовательных услуг и труда.

Во взаимодействии двух вышеозначенных рынков скрыты противоречия, которые не позволяют индивиду в должной мере эффективно осуществить реализацию цели – стать конкурентоспособным на рынке труда. Эти противоречия наиболее явно проявляются в точке их соприкосновения, а именно, в момент, когда выпускник образовательного учреждения выходит на рынок труда в качестве трудовых ресурсов. Из множества причин, которые обращают внимание на проблему эффективного взаимодействия и появление противоречий на этом этапе, основными являются: обновляющиеся требования работодателей и их рекомендации к компетенциям, знаниям и навыкам выпускников, также их недостаточная конкурентоспособность.

Предложена авторская трактовка тенденций развития и противоречия взаимного влияния рынков труда и образовательных услуг (рис.3). Это позволяет утверждать, что в современных условиях трансформации экономики, основанной не столько на приращении знаний, сколько на деятельностном, компетентностном подходе, наблюдается рост спроса на работников с высоким уровнем профессиональных и информационных компетенций. Процессы трансформации знаний в профессиональные компетенции ускоряются, что способствует сращиванию рынков труда и рынков образовательных услуг с целью эффективного использования человеческих ресурсов и достижения экономического роста во всех экономических и политических сферах страны. Личность становится самоцелью общественного развития. Выбор цели, пути ее достижения, а также организация трудового процесса обусловливает высокую степень самостоятельности каждого индивида и общества в целом.

(Источник: составлено авторами)

Рисунок 3 – Тенденции развития и противоречия

взаимного влияния рынков труда и образовательных услуг

В исследовании рассматриваются рынок труда и рынок образовательных услуг как элементы системы рыночных связей, т.к. оба рынка функционируют в инновационной компетентностно-ориентированной экономической действительности и являются одновременно компонентами единой системы занятости и образования, опосредующие общественные отношения индивида и его включения в процесс получения образовательных услуг и затем в трудовую деятельность.

Во-вторых, второй важной особенностью маркетинга взаимоотношений делового образования является продукт, который предлагает организация. Ряд отечественных авторов, Колесов В. В. [10], Галайда О. В. [4], присваивают образовательному продукту значимость экономической категории, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в области делового образования

Качалов В. А. рассматривая образовательную услугу, подчеркивает ее двойственный характер как продукта и процесса одновременно, видя в нем «системно агрегированный, комплексный единый продукт и процесс получения определенного набора знаний и практических способов их применения, способных удовлетворить потребность личности в своем профессиональном статусе и росте» [8]. Шевченко Д. А. [22] и Щетинин В. П. [21] раскрывает более широко развивают понятие «образовательная услуга», которая представлена как целую систему компетенций в целях удовлетворения ценностей. Сагинова О. В. [18] и Колесов В.В. [10] рассматривают образовательный продукт сквозь призму характеристики образовательной программы, нацеленной на потребителя.

Большая часть исследователей Данилова С. В [5], Морозов А. В., Чернилевский Д.В. [13], Панкрухин А. П. [17], Фирсова И. А. [12] образовательный продукт рассматривают как процесс, который может быть направлен либо на формирование разнообразных способностей человека к труду либо на передачу образовательной информации от обучающего к обучающемуся, осуществляемого посредством интеллектуального труда, ораторского мастерства, владения информационными технологиями и направленного на удовлетворение имеющихся потребностей человека в высшем образовании для создания собственной конкурентоспособности и, как следствие, своей востребованности на рынке труда [5] либо на «приобретение клиентом (слушателем) знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере» [18].

В рамках нашего исследования применительно к сфере делового образования, интерес представляет взгляд на образовательный продукт как на сложный процесс приращения знаний индивида во взаимодействии с субъектами системы делового образования с целью воспроизводства знаний, ведущий впоследствии к увеличению стоимости рабочей силы конечного потребителя этой услуги и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда, который достаточно широко раскрыт в работах Тихомирова Н. В. и Фирсовой И. А. [20, 23].

В-третьих, третьей важной особенностью маркетинга взаимоотношений делового образования являются ключевые партнеры. С позиции автора ключевые партнёры рассматриваются через процесс взаимодействия рынков труда и рынка делового образования.

Под ключевыми партнерами мы понимаем самостоятельно функционирующие существенно укрупненные группы – работодатели, образовательные организации высшего образования, население и т.п., объединенные общей целью – формированием конкурентоспособного на рынке труда выпускника образовательной организации высшего образования – и заинтересованные в стратегическом сотрудничестве для реализации поставленной цели. В конечном счете, данная заинтересованность в эффективном совместном взаимодействии принесет всем партнерам определенную выгоду и прибыль.

Мы делим ключевых партнеров на следующие группы: (рис.3).

партнеры ключевые2

(Источник: составлено автором)

Рисунок 3 – Ключевые партнеры маркетинга взаимоотношений делового образования

¾ работодателей как представителей рынка труда;

¾ образовательные организации высшего образования и общеобразовательные организации как субъектов рынка образовательных услуг;

¾ государственные структуры, задействованные на двух интересующих нас рынках;

¾ коммерческие организации, выполняющих роль своеобразных посредников между рынком образовательных услуг и труда и участвующих в трудоустройстве; население, рассматриваемое в качестве индивида

При этом, работодатели, рассматриваемые в качестве одного из ключевых партнеров, не ограничиваются только несколькими крупными фирмами, а имеют в своем составе малые и средние предприятия, предъявляющие свои запросы и требования, имеющие ожидания и предпочтения. Относительно подготовки выпускников организаций высшего образования.

Подобно фирмами бизнес-структурам, которые создают партнерские союзы, чтобы оптимизировать свои бизнес-модели, снизить риски или получить прибыль, так и в случае сферы высшего образования партнерские объединения способны привести к актуализации программ для подготовки выпускника, что позитивно скажется на всех партнерах и позволит достигнуть цели – образовательной организации сформировать конкурентоспособного на рынке труда выпускника.

Фирсова И. А. в ряде работ рассматривала индивид в качестве субъекта образования, и субъекта деятельности [23]. В процессе исследования индивид рассматривается существенно шире, как вбирающего в себя элементы «личность», «субъект деятельности» и «субъект маркетинга взаимоотношений», поэтому он одновременно функционирует в таких сферах деятельности, как эдукологическая, знаниевая и маркетинговая Характеристики индивида в вышеозначенных сферах представлены на рисунке 4.

(Источник: составлено авторами)

Рисунок 4 – Место и роль индивида в образовании

как в социо-экономической системе

Во-первых, как видно из рисунка потребитель рассматривает в трех подсистемах одновременно; во-вторых, потребитель рассматривается как элемент осуществляемой (или будущей) деятельности, которая опосредуется социально-экономической системой, в которую он погружен, и которая в процессе направленного воздействия на него сказывается и на интеллектуальной, и на физической, и на нравственно-духовной сфере человека, а это, в свою очередь, сказывается прямым образом на формировании профессионально значимых природных свойств индивида [23].

Функционируя в этой тройственной роли «личности – субъекта образования – субъекта маркетинга взаимоотношений» в рамках определенной социо-экономической системы индивид в качестве результата приобретает не только образование, но образованность, понимаемое нами как «качество личности. То есть свойство индивида, являющееся результатом получения образования и знаний, отраженных в личностной картине мира – в его мировоззрении.

На рисунке 5 представлено авторское видение взаимодействия ключевых партнеров в виде непрерывного цикла: работодателя – рынка труда – и образовательной организации высшего образования – рынка образовательных услуг, а также роль индивида (абитуриента, выпускника) и место рейтинга программ обучения и образовательных организаций.

Источник: составлено авторами

Рисунок 5. – Цикличность модели взаимодействия ключевых партнеров

Цикличность наблюдается в поступательности взаимодействия, которая не проявлена в полной мере, т.к. присутствует явный разрыв на уровне коммуникации образовательной организации и работодателя.

Для согласования противоречий между данными рынками целесообразным подходом может явиться маркетинг отношений для удовлетворения социальных, экономических и общественных потребностей государства, общества, организаций, индивида (рис. 6). Отношения могут иметь форму разных типов взаимодействия в рамках маркетинга. Это проявляется как дуальный маркетинг отношений, нишевой маркетинг отношений, интеграционный маркетинг отношений. Первый не подразумевает взаимодействия, каждая компания развивается, не согласовывая свои действия с другими. Дуальный маркетинг отношений имеет линейный характер отношений, маркетинговые действия согласуются на двумя компаниями согласно соприкасающимся интересам на рынке. Это наиболее часто встречающийся тип отношений в маркетинге. Нишевой маркетинг отношений строится на принципе дополнения в определенной нише или сфере деятельности партнеров.

Источник: развито авторами на основе исследований Козловой О. А. и Фирсовой И. А.

Рисунок 6. – Типологизация взаимодействия маркетинга отношений ключевых партнеров

Маркетинг отношений как процесс объединения усилий партнеров с целью удовлетворить ценность одного из них или клиента, рассматриваемого в качестве партнера, подразумевает выстраивание процесса взаимодействия всех заинтересованных сторон. Интеграционный маркетинг отношений направлен на установление эффективного взаимодействия при условии интеграции всех участников для достижения единой цели, что побуждает к активизации партнеров на всех уровнях.

Заключение

Итак, Личность становится самоцелью общественного развития. Она является главным орудием прогресса. Выбор цели, пути ее достижения, а также организация трудового процесса обусловливает высокую степень самостоятельности каждого индивида и общества в целом. С учетом коммерциализации и рыночных подходов к формированию выпускника маркетинг становится особенно актуальными применительно к рыночным механизмам, существующим как внутри, так и между двумя рынками. Маркетинг отношений же может представлять собой целесообразный подход для согласования противоречий между рынками, при условии его рассмотрения как инструмента удовлетворения социальных, экономических и общественных потребностей всех ключевых партнеров – государства, общества, организаций, индивида.


Источники:

1. Астратова Г. В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. – № 4. – c. 1-27.
2. Астратова Г. В. Основы маркетинга. / учебное пособие. - Изд-во Урал. ун-та, 2024. – 232 c.
3. Вернадский В. И. Разгром. / Начало и вечность жизни. - М., Изд-во Советская Россия, 1989. – 704 c.
4. Галайда О. В. Экономические аспекты зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и возможности его использования в Российской Федерации. / дис.,.. канд. экон. наук. - М., 2008. – 167 c.
5. Данилова С. В. Организационно-экономические направления развития конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг. / автореф. дис.,.. канд. экон. наук. - Тольятти, 2013. – 7 c.
6. Жильцова С. В. Автореферат диссертации «Формирование потребительской ценности в системе маркетинга бизнес-образования» Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (маркетинг). - Москва: Изд-во Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, 2004. – 24 c.
7. Ильясова К. Х., Ильясова Р. С., Абубакарова М. М. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования // Индустриальная экономика. – 2022. – № 3. – c. 345-350.
8. Качалов В. А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. – 2000. – № 5. – c. 82-85.
9. Кузьмина Е. Е. Маркетинг. / учебник и практикум для вузов / Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 422 c.
10. Колесов В.В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. – 2006. – № 2. – c. 3.
11. Лобарева Н. В. Маркетинг взаимоотношений. / учебное пособие. - Москва: МИРЭА, 2020.
12. Фирсова И. А. Маркетинг взаимоотношений: теория и методология. / Монография. - М.: Изд-во Прометей, 2023. – 366 c.
13. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академический проект, 2004. – 560 c.
14. Карпова С.В. Основы маркетинга. / учебник для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2015. – 408 c.
15. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.
16. Панкрухин А. П. Рейтинги учреждений профессионального образования: маркетинговый подход, где ты «Практический маркетинг» № 12 (190). 2012,- С. 4-12
17. Панкрухин А. П. Маркетинг. / Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ Гильдия маркетологов. — 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. – 656 c.
18. Сагинова О. В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России: теория, методология, практика. / дис....доктора экон. наук: 08.00.05. - М., 2006. – 320 c.
19. Смирнов В. Н. Маркетинг взаимоотношений и взаимодействий. / Учебное пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2021. – 176 c.
20. Тихомирова Н. В. Дефиниции маркетинга образования. Материалы семинара «Маркетинг образовательных услуг». [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-5.htm (дата обращения: 05.07.2015).
21. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 306 c.
22. Шевченко Д. А. Особенности стратегии маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – c. 108-116.
23. Фирсова И. А. Формирование системы услуг в сфере делового образования для малого бизнеса: теория и методология. / дис.,.. доктора экон. наук. - Самара, 2009. – 37 c.
24. Фирсова И. А. Маркетинг взаимоотношений как инструмент построения сетевого взаимодействия субъектов рынка в сфере образования // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 7. – c. 75-80.

Страница обновлена: 04.12.2025 в 11:49:35

 

 

The economic nature of relationship marketing and its specifics in business education

Firsova I.A., Korovuschkina M.V.

Journal paper

Marketing and marketing research
Volume 30, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
Many marketers assign an important place to the issue of relationship marketing in business education. Firstly, this is due to the increasing role of knowledge and competencies in the development of the industry and the economy of the country as a whole; secondly, there are several peculiarities of the business education industry, which are manifested taking into account consumer demands. It is important to note that in modern conditions, the most important thing in the process of continuous consumption of educational services is the regularity of updating knowledge and competencies not only on the initiative of the employer but also on the initiative of the employee, with awareness of the value of this "product". Moreover, the peculiarities of relationship marketing in business education are reflected through the specifics of the education and labor markets, as well as the service. The article systematizes the views of scientists and practitioners regarding the economic nature of relationship marketing in business education, its development trends and contradictions arising in these markets. The authors propose a typologization of the interaction of key partners.

Keywords: relationship marketing, educational services consumer, business education market, labor market

JEL-classification: J21, J23, J24

References:

Astratova G. V. (2016). Current trends in the development of the higher education services market. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 8 (4). 1-27.

Astratova G. V. (2024). Fundamentals of marketing

Bezrukova V. S. (2000). Fundamentals of spiritual culture (the teacher's encyclopedic dictionary)

Danilova S. V. (2013). Organizational and economic directions for the development of universities' competitiveness in the educational services market

Firsova I. A. (2009). Formation of a system of business education services for small businesses: theory and methodology

Firsova I. A. (2022). RELATIONSHIP MARKETING AS A TOOL FOR BUILDING A NETWORK INTERACTION BETWEEN MARKET ENTITIES IN THE FIELD OF EDUCATION. Vestnik of Samara State University of Economics. (7). 75-80.

Firsova I. A. (2023). Relationship marketing: theory and methodology

Galayda O. V. (2008). Economic aspects of foreign experience in providing educational services and the possibility of its use in the Russian Federation

Ilyasova K. Kh., Ilyasova R. S., Abubakarova M. M. (2022). THE ESSENCE AND FEATURES OF MARKETING IN THE FIELD OF EDUCATION. Industrialnaya ekonomika. 4 (3). 345-350.

Kachalov V. A. (2000). Problems of quality management in universities. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (5). 82-85.

Karpova S.V. (2015). Fundamentals of marketing

Kolesov V.V. (2006). The market of educational services and the values of education (Between the WTO and the Bologna Process). Higher education in Russia. (2). 3.

Kuzmina E. E. (2025). Marketing

Lobareva N. V. (2020). Relationship Marketing

Morozov A. V., Chernilevskiy D. V. (2004). Creative pedagogy and psychology

Pankrukhin A. P. (2005). Marketing

Saginova O. V. (2006). Managing the globalization of education in higher education in Russia: theory, methodology, practice

Schetinin V. P., Khromenkov N. A., Ryabushkin B. S. (1998). Economics of education

Shevchenko D. A. (2005). Features of the educational services marketing strategy. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (4). 108-116.

Smirnov V. N. (2021). Relationship and interaction marketing

Vernadskiy V. I. (1989). The defeat. The beginning and eternity of life

Zhiltsova S. V. (2004). Abstract of the dissertation "Formation of consumer value in the marketing system of business education"