Приоритетные направления инновационного развития промышленного производства на основе государственно-частного партнерства

Курлыкова А.В.1, Корабейников И.Н.1, Задорожная А.С.1
1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье проводится исследование рынка государственно-частного партнерства в России, дается оценка его структуры и дальнейших перспектив развития. Авторами обосновывается необходимость теоретико-методического обоснования приоритетных направлений инновационного развития промышленного производства на основе государственно-частного партнерства. Проведен анализ различных площадок, государственных программ и проектов, реализуемых Фондом развития промышленности и Минпромторгом России. Однако, несмотря на значительный объем государственной поддержки промышленных предприятий, индекс промышленного производства отражает в целом невысокие значения. В сложившихся условиях промышленные предприятия нуждаются в эффективном механизме государственно-частного партнерства, который позволил бы значительно снизить риски по разработке и реализации новых проектов и распределить их между всеми участниками в отличие от госзаказа или технологических проектов, выполняемых за счет собственных средств промышленных предприятий. Однако, данный механизм реализуется в большей части для инфраструктурных и социальных объектов. Ключевыми причинами недостаточного применения государственно-частного партнерства в промышленности является действующее законодательство, которое ограничивает выкуп выпущенной продукции, предельный размер финансового участия частного партнера и объем инвестиций. Авторами предложен подход, сочетающий существующие меры господдержки промышленности и механизм государственно-частного партнерства по приоритетным отраслям. При выборе проектов в рамках механизма государственно-частного партнерства промышленным предприятиям следует учитывать современное развитие сквозных технологий и осуществлять выбор инноваций, обеспечивающих технологическое лидерство

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, промышленность, приоритетные направления

Финансирование:
работа выполнена в рамках гранта на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития 075-15-2024-550

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

В современных турбулентных условиях высокой неопределённости и беспрецедентных санкций со стороны недружественных стран, возникает необходимость в действенных механизмах инновационного развития отечественного производства. Для разработки новых промышленных технологий, поддерживаемых в рамках импортозамещения государственными инициативами, требуются значительные инвестиционные ресурсы, которые может предоставить частный бизнес, если будет предложен взаимовыгодный двусторонний контракт с юридическими и финансовыми гарантиями.

Одним из эффективных современных механизмов, позволяющих разделить институциональные риски, объединить усилия государственных структур и бизнеса является государственно-частное партнерство (ГЧП). ГЧП-проекты должны быть направлены в первую очередь на поддержку инновационных производств, ускорение модернизации внеоборотных фондов и в полной мере соответствовать национальным запросам по форсированному индустриальному развитию отечественных промышленных предприятий.

Государственно-частное партнерство также как и создание особых экономических зон, корпоративных альянсов, кластерных объединений и кластерно-сетевых структур, относят к числу форм взаимодействия между различными стейкхолдерами с учетом национальных технологических инициатив, направленных на инновационное развитие промышленного производства [1].

В исследовании, проведенном оператором платформы «Росинфра» Национальным Центром ГЧП по оценке рынка проектов государственно-частного партнерства по итогам 2024 года, реализуется около 3,7 тыс. ГЧП-проектов с общим объемом инвестиций свыше 7 трлн руб. Однако, в представленном обзоре рынка проектов ГЧП большинство из них ориентированы на создание инфраструктурных и социальных объектов: транспортная инфраструктура – 64 %, социальная сфера – 20 % и жилищно-коммунальное хозяйство – 15 %. Следует отметить, что в 2024 году были приняты поправки в законодательство о ГЧП, которые позволяют теперь реализовывать проекты и в сфере промышленного производства [4].

В обзоре рынка ГЧП России, подготовленном Ассоциацией инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) совместно с Минэкономразвития России и компанией «Технологии Доверия» (ТеДо), отмечается, что в 2023 г. на сферу ЖКХ и энергоснабжения приходится 71 % (232 соглашения о ГЧП), при этом наибольший объем инвестиций ориентирован на социальную сферу (373,5 млрд руб.). В отрасли промышленности заключено лишь 4 ГЧП-соглашения, при этом общие инвестиции составили 35,1 млрд руб. [5].

Представленная статистика отражает недостаточное внимание приоритетным направлениям инновационного развития отечественного промышленного производства на основе государственно-частного партнерства. Низкое число заключенных ГЧП-соглашений промышленными предприятиями с одной стороны и высокие потребности в новых промышленных технологиях, поддерживаемых в рамках импортозамещения государственными инициативами с другой, приводят к необходимости разработки действенных механизмов адаптивной и интегрированной поддержки ГЧП-соглашений с инновационными производствами с целью ускорения модернизации внеоборотных фондов и реализации национальных технологических инициатив.

В связи с этим возникает необходимость теоретико-методического обоснования выбора приоритетных направлений инновационного развития отечественного промышленного производства на основе государственно-частного партнерства. ГЧП-соглашения о сотрудничестве государства и промышленных предприятий при реализации проектов в сфере НИОКР станут эффективной формой взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе обеспечения устойчивого спроса со стороны государства на промышленные технологии, что является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций.

Отдельные аспекты инновационного развития промышленных предприятий на основе государственно-частного партнерства рассматриваются в трудах таких ученых и специалистов как: Половян А. В. [2], Шемякина Н. В. [2], Пономаренко А. А. [2], Дробот Е.В. [3], Макаров И.Н. [3], Колесников В.В. [3], Морозова Н.С. [3], Кадильникова Л.В. [3], Никитаева А.Ю. [6], Курлыкова А.В. [1], Корабейников И.Н. [1], Комилов С.Дж [7], Байбулатова Д. В. [8] и других.

Авторы в своих исследованиях рассматривают ГЧП как эффективный механизм взаимодействия государства и частных инвесторов, позволяющий значительно снизить риски по разработке и реализации новых проектов и распределить их между всеми участниками в отличие от госзаказа или технологических проектов, выполняемых за счет собственных средств предприятия-заказчика. Ряд ученых отмечают, что именно сфера промышленности нуждается в инновационных проектах на основе ГЧП, однако при этом остаются не в полной мере проработанными вопросы механизма реализации, инструментов и структуры ГЧП-проектов в сфере технологий в связи с развитием высоких индустрий экономики полного цикла.

Половян А. В., Шемякина Н. В., Пономаренко А. А. в своем исследовании рассматривают государственно-частное партнёрство как институциональный механизм, в котором определяющими являются принципы взаимодополняемости и общей ответственности. Такое партнерство направлено на скоординированное использование ресурсов для решения социально значимых вопросов. При этом каждая сторона ГЧП достигает больших целей по сравнению с тем, каким образом каждая из них могла бы их достичь по отдельности. Авторы также отмечают, что ГЧП является одной из форм государственного вмешательства в экономику с целью объединения ресурсов, достижения консенсуса интересов государственного и частного секторов с целью повышения национального благосостояния [2].

Дробот Е.В., Макаров И.Н. и др. отмечают, что функционирование трехуровневой ГЧП-системы создает синергетический эффект, включающий экономию средств бюджета, финансовых средств частных инвесторов и транзакционных затрат за счет более эффективного способа взаимодействия хозяйствующих субъектов. Кроме этого авторы указывают на то, что может наблюдаться также эффект и от внедрения совместных проектов посредством использования излишек пропускной способности инфраструктурных мощностей якорного проекта [3].

Низкая востребованность механизмов ГЧП при разработке промышленных технологий, связана с тем, что на законодательном уровне была закреплена, прежде всего, инфраструктурная направленность государственной поддержки. Специфика ГЧП-проектов в инновационной сфере пока не учтена на законодательном уровне в полной мере. При этом модель государственно-частного партнерства могла бы стать платформой для подготовки высококвалифицированных кадров при реализации национальных технологических инициатив [8].

Ключевой целью исследования является теоретико-методическое обоснование приоритетных направлений инновационного развития промышленного производства на основе государственно-частного партнерства. Интеграция финансово-инвестиционного потенциала частного бизнеса в приоритетные технологические инновации при поддержке государственных структур позволит ускорить импортозамещение, создаст основу для дальнейшего индустриального прогресса, позволит за счет синергетических эффектов стимулировать развитие наукоёмких отраслей экономики РФ.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании приоритетных направлений инновационного развития промышленного производства на основе государственно-частного партнерства. Предложенные рекомендации позволят ускорить модернизацию внеоборотных фондов, осуществить быстрый запуск технологий, поддерживаемых в рамках импортозамещения государственными инициативами и в целом обеспечить форсированное индустриальное развитие отечественных промышленных предприятий.

В качестве основного метода исследования выбран системно-аналитический анализ, применены методы системного и структурного анализа, а также критериальный и сравнительный анализ, использовались статистические методы и методы описательной статистики.

Основная часть

В условиях жесткого санкционного давления, нарушения привычных логистических маршрутов и по-прежнему высокой степени зависимости отечественных производителей от западных технологий, промышленные предприятия нуждаются в действенных механизмах поддержки НИОКР. Среди таких механизмов можно выделить: особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и свободные экономические зоны. Кроме этого государственная поддержка реализуется через кластерные объединения, проектное финансирование и государственно-частное партнерство.

Стимулирование инвестиционной деятельности в РФ является одним из главных приоритетов нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Ключевым показателем реализации данного проекта является объем инвестиций в основной капитал. В результате выполнения национального проекта прирост данного показателя к 2030 г. должен достигать 60 % по сравнению с 2020 г. На рисунке 1 представлена динамика изменения объема инвестиций в основной капитал за 2020-2024 гг. в млрд. руб. и соответствующий прирост по отношению к базовому году в сопоставимых ценах. Соответственно, для достижения целевого значения необходимо обеспечить прирост показателя в 25,3 % за период 2025-2030 гг. Для этого национальным проектом предусмотрены дополнительные механизмы по поддержке инвестиционных проектов, позволяющие распределить риски между государством и инвесторами: механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, механизм федерального инвестиционного налогового вычета, механизм финансирования проектов технологического суверенитета, механизм государственно-частного партнёрства и др. [9]

Рисунок 1. Объем инвестиций в основной капитал за 2020-2024 гг. в млрд. руб. и соответствующий прирост в % по отношению к базовому 2020 году в сопоставимых ценах. Источник: составлено авторами на основе [10,11]

Активную роль в поддержке технологического развития отечественной промышленности играет Фонд развития промышленности (ФРП), который реализует ряд программ по поддержке промышленных предприятий, представленных в таблице 1. К ключевым направлениям деятельности ФРП можно отнести: льготное финансирование высокотехнологичных проектов, консультации по выбору оптимальных мер поддержки фонда и по программам софинансирования в рамках господдержки Минпромторга России [12].

Таблица 1

Меры поддержки ФРП для предприятий промышленности

Наименование программы
Меры поддержки
Условия
сумма займа
срок займа
бюджет проекта
Проекты развития
Целевой займ на реализацию проектов по импортозамещению
100-1000 млн руб.
не более 5 лет
от 125 млн руб.
Повышение производительности труда
Заемное финансирование для проектов по повышению производительности труда
от 50 до 300 млн руб.
не более 5 лет
не менее 62,5 млн руб.
Лизинг
Займы предоставляются для финансирования лизингополучателя
5-500 млн руб.
не более 5 лет.
от 20 млн руб.
Автокомпоненты
Льготное заёмное софинансирование проектов по производству компонент для автомобильной и сельскохозяйственной техники
100-2000 млн руб.
не более 7 лет
от 125 млн руб.
Комплектующие изделия
Льготное заёмное финансирование проектов, направленных на производство комплектующих изделий
100-1000 млн руб.
до 5 лет
от 125 млн руб.
Маркировка товаров
Льготное заёмное финансирование на целевую закупку оборудования для маркировки товаров.
5-25 млн руб.
не более 2 лет
соответствие оборудования перечню ФРП
Источник: Составлено авторами на основе [13]

Высокий уровень господдержки для предприятий промышленности предоставляет Минпромторг России. Так общий объем господдержки промышленности РФ за 2024 год составил 697,6 млрд руб. по шести государственным программам (ГП): «Развитие оборонно-промышленного комплекса» (6,4 млрд руб.); «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (17,9 млрд руб.); «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (549,5 млрд. руб.); «Научно-технологическое развитие РФ» (57,3 млрд руб.); «Развитие авиационной промышленности» (15,1 млрд руб.); «Экономическое развитие и инновационная экономика» (51,5 млрд руб.). Наибольший объем субсидирования 79 % приходится на ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая включает в свою очередь 14 Федеральных проектов (ФП). В таблице 2 представлен их перечень, включающий меры поддержки и объем финансирования [14].

Таблица 2

Меры в рамках ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» Минпромторга России за 2024 год


Наименование ФП
Меры поддержки
Сумма,
млн руб.
1.
Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения
Субсидии на компенсацию части затрат, субсидии на возмещение потерь в доходах и др.
391591,8
2.
Развитие сельскохозяйственного машиностроения, специализированного машиностроения
Субсидии на обеспечение части затрат, субсидии в целях предоставления покупателям скидки и др.
40210,8
3.
Развитие производства средств производства
Субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам и др.
2200
4.
Развитие легкой и текстильной промышленности
Субсидии на стимулирование спроса и на возмещение потерь в
доходах и др.
765,1
5.
Развитие промышленности социально значимых товаров
Субсидии в целях организации рабочих мест, субсидии на поддержку производства и др.
842,6
6.
Поддержка производителей высокотехнологической продукции
Субсидии на поддержку проектов, субсидии кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам и др.
22284,8
7.
Поддержка региональных программ развития промышленности
Субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов
3338,0
8.
Промышленный экспорт
Государственная поддержка в целях
компенсации расходов на сертификацию и др.
59410,2
9.
Системные меры развития международной кооперации и экспорта
Государственная поддержка кредитных организаций в рамках
льготного кредитования и др.
5854,1
10.
Развитие промышленной инфраструктуры и производственной кооперации в субъектах РФ
Субсидии участникам промышленных кластеров на
возмещение части затрат и др.
57786,8
11.
Развитие производства новых материалов
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов
1500
12.
Цифровые технологии
Господдержка проектов по разработке цифровых платформ
696,0
13.
Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы (БАС)
Господдержка российских организаций в целях компенсации части стоимости
908,4
14.
Разработка, стандартизация и
серийное производство БАС и их комплектующих
Гранты в форме субсидий
475,0
Источник: Составлено авторами на основе [14]

Кроме этого Минпромторг России осуществляет субсидирование процентной ставки в рамках кластерной инвестиционной платформы (КИП), оператором которой является ФРП, благодаря этой форме поддержки промышленные предприятия, реализующие инвестиционные проекты в рамках перечня приоритетной продукции могут получить льготные кредиты. В перечне приоритетной продукции от 25.06.2025 г. представлено 331 наименование. Отраслевая структура перечня приоритетной продукции для КИП представлена на рисунке 2. Наибольшую долю 19 % занимает в приоритете продукция химического комплекса и биоинженерных технологий, а также судостроительная промышленность и морская техника.

Рисунок 2. Отраслевая структура перечня приоритетной продукции для КИП от 25.06.2025 г. (в %)

Источник: составлено авторами на основе [15]

Однако, несмотря на значительный объем господдержки промышленных предприятий по данным Федеральной службы государственной статистики, представленным на рисунке 3, за период 2020-2024 гг., индекс промышленного производства отражает в целом невысокие значения, при этом рост объемов инвестиций значительно его превышает. На рисунке 4 представлена динамика объема инвестиций в млрд руб. в структуре распределения на собственные средства предприятий и бюджетные, где также отмечается значительный рост как по собственным так и бюджетным вложениям.

Рисунок 3. Сравнение индекса промышленного производства и инвестиций в основной капитал, в % к соответствующему периоду предыдущего года за 2020-2024 гг.

Источник: составлено авторами на основе [16]

Рисунок 4. Структура инвестиций в основной капитал, в млрд руб. за 2020-2024 гг.

Источник: составлено авторами на основе [16]

В сложившихся условиях промышленные предприятия нуждаются в эффективном механизме взаимодействия государства и частных инвесторов, который позволил бы значительно снизить риски по разработке и реализации новых проектов и распределить их между всеми участниками в отличии от госзаказа или технологических проектов, выполняемых за счет собственных средств промышленных предприятий. Таким механизмом, позволяющим объединить усилия государственных структур и бизнеса, является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Профессор, доктор экономических наук Никитаева А.Ю. отмечает, что реализация механизмов ГЧП в индустриальной сфере является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Ключевыми целями такого партнёрства государства и предприятий промышленности должны стать: снижение издержек, повышение производительности и эффективности производства, при правомерном разделении рисков. ГЧП в промышленности создаст импульс для развития инноваций и высоких технологий, что позволит поддерживать и реализовывать успешные национальные конкурентные стратегии на международных рынках на основе «тройной спирали»: власть, бизнес, университеты [6].

Комилов С.Дж рассматривает ГЧП как необходимый элемент инвестиционной политики, направленный на ускоренное развитие промышленности. Автор проводит анализ развития инновационной структуры на примере Республики Таджикистан. Также отмечает, что, несмотря на значительный потенциал ГЧП, его механизм не в полной мере используется при реализации инновационных проектов в отраслях промышленности. Для обеспечения эффективной инновационной модели в рамках ГЧП необходимо создание условий для сотрудничества государства, науки и бизнеса. С этой целью требуется обеспечить достаточное бюджетное финансирование проектов на первоначальном этапе, создать кластеры, генерирующие интеллектуальную собственность; создать стимулы для промышленных предприятий по разработке и внедрению новых технологий [7].

Байбулатова Д. В. в своем исследовании в качестве причин низкой востребованности механизма ГЧП при реализации технологических проектов, в том числе цифровых проектов, выявляет следующие факторы: ориентация господдержки на реализацию инфраструктурных, а не инновационных проектов; необходимость в комплексном нормативном сопровождении инновационных ГЧП-проектов и развитие соответствующей законодательной базы; наличие юридических барьеров для участия в государственно-частном партнёрстве муниципальных образований. [8]

Так по итогам 2024 года согласно реестру соглашений о ГЧП, соглашений о МЧП, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создано или функционирует 61 соглашение. А согласно реестру за 2024 год создано или эксплуатируется 3451 концессионное соглашение, заключенное в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [17, 18].

Общий объем инвестиций по оценке рынка проектов государственно-частного партнерства по итогам 2024 года составляет свыше 7 трлн руб. Большинство из соглашений ориентированы на создание инфраструктурных и социальных объектов: транспортная инфраструктура – 64 %, социальная сфера – 20 % и жилищно-коммунальное хозяйство – 15 %. Следует отметить, что в 2024 году были приняты поправки в законодательство о ГЧП, которые позволяют теперь реализовывать проекты и в сфере промышленного производства [4].

Однако, несмотря на высокую востребованность механизма ГЧП в сфере промышленности и внесенные изменения в законодательную базу ГЧП от 08.08.2024 г., позволяющие заключать соглашения в промышленности, значительного роста числа ГЧП-проектов для предприятий этой отрасли не произошло. Эксперты из числа членов Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) в качестве ключевых причин возникшей ситуации указывают следующие: действующее законодательство не позволяет осуществлять стабильный выкуп выпущенной ГЧП продукции; существующие ограничения предельного размера финансового участия частного партнера (50 %); высокий порог объема инвестиций (10 млрд. рублей); реализуются только для проектов в рамках таксономии технологического суверенитета [19].

Выявленные ограничения и противоречия требуют научного обоснования приоритетных направлений инновационного развития промышленного производства на основе государственно-частного партнерства. Предложенные рекомендации позволят ускорить модернизацию внеоборотных фондов, осуществить быстрый запуск технологий, поддерживаемых в рамках импортозамещения государственными инициативами и в целом обеспечить форсированное индустриальное развитие отечественных промышленных предприятий.

Подходы к выбору приоритетных направлений государственной поддержки
Перечень приоритетной продукции для КИП

Фонд развития промышленности (ФРП)

Минпромторг
России

Таксономия технологического суверенитета
Отрасли промышленности
Химический комплекс и биоинженерные технологии
Судостроительная промышленность и морская техника

Транспортное машиностроение
Медицинская и фармацевтическая промышленность
Станкостроение и средства производства

Микроэлектроника и радиоэлектронная промышленность
Промышленная робототехника

Энергетическое машиностроение и энергетика
Авиационная промышленность
Рисунок 5. Приоритетные направления инновационного развития

промышленного производства на основе государственно-частного партнерства

Источник: составлено авторами на основе [12-15, 20]

Рассмотрим подходы к формированию пула ключевых направлений для ГЧП-проектов промышленных предприятий, опираясь на отраслевые приоритеты ФРП, Минпромторга России, перечень приоритетной продукции для КИП и таксономию технологического суверенитета. На рисунке 5 представлено сопоставление подходов к выбору приоритетных направлений государственной поддержки для промышленных предприятиях и отраслей промышленности.

Кроме этого следует учесть необходимость реализации следующих мер, направленных на расширение применения промышленного ГЧП: уточнить все элементы платёжного механизма взаимодействия в инвестиционной и операционной фазе проекта по вопросам объема финансирования проекта; уточнить все элементы механизма компенсаций и покрытия убытков в случае досрочного прекращения соглашения; расширить перечень промышленных объектов и включить в ГЧП также объекты незавершённого строительства и объекты, строящиеся на арендованных земельных участках [19].

При выборе ГЧП-проектов промышленным предприятиям следует учитывать современное развитие сквозных технологий и осуществлять выбор инноваций, обеспечивающих технологическое лидерство. Кроме этого к доработке законодательства в сфере промышленного ГЧП следует привлечь широкий круг экспертов для повышения прозрачности и действенности механизма такого сотрудничества.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать вывод, о том, что государственно-частное партнерство является одним из эффективных современных механизмов, позволяющих разделить институциональные риски, объединить усилия государственных структур и бизнеса с целью инновационного развития отечественных промышленных предприятий для разработки новых технологий, поддерживаемых в рамках импортозамещения государственными инициативами.

Несмотря на высокую востребованность механизма ГЧП в сфере промышленности, большинство экспертов выявляют следующие причины, ограничивающие его применение: действующее законодательство не позволяет осуществлять стабильный выкуп выпущенной ГЧП продукции; наличие ограничений предельного размера финансового участия частного партнера (50 %); высокий порог объема инвестиций (10 млрд. рублей); реализуются только для проектов в рамках таксономии технологического суверенитета.

Обоснование выбора приоритетных направлений инновационного развития отечественного промышленного производства на основе государственно-частного партнерства должно базироваться на отраслевых приоритетах ФРП, Минпромторга России, перечня приоритетной продукции для КИП и таксономии технологического суверенитета. ГЧП-соглашения о сотрудничестве государства и промышленных предприятий при реализации проектов в сфере НИОКР станут эффективной формой взаимодействия хозяйствующих субъектов на основе обеспечения устойчивого спроса со стороны государства на промышленные технологии, что является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций.

Представленные в статье авторские рекомендации будут полезны руководству промышленных предприятий, государственным органам, осуществляющим государственную поддержку в сфере технологического лидерства и в рамках импортозамещения, законодательным органам, принимающим изменения в части реализации механизмов государственно-частного партнерства в промышленности, а также для дальнейшего развития теории отраслевого менеджмента.


Источники:

1. Курлыкова А. В., Корабейников И. Н., Давыдова Е. П. Способы инвестиционной поддержки развития российского рынка ультрадисперсных минеральных удобрений // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6665-6680. – doi: 10.18334/epp.14.11.121997.
2. Половян А. В., Шемякина Н. В., Пономаренко А. А. Партнерство государства и частного сектора как стратегическое направление технико-технологической модернизации промышленности // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник : материалы пятой международной научно-практической конференции. Том Выпуск 6. Часть 2. Москва, 2023. Москва, 2023. – c. 170-174.– url: https://cyberleninka.ru/article/n/partnerstvo-gosudarstva-i-chastnogo-sektora-kak-strategicheskoe-napravlenie-tehniko-tehnologicheskoy-modernizatsii-promyshlennosti.
3. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Морозова Н.С., Кадильникова Л.В. Теоретический базис формирования синергетических эффектов межотраслевых проектов государственно-частного партнерства инновационного развития производства // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1093–1104. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-bazis-formirovaniya-sinergeticheskih-effektov-mezhotraslevyh-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva.
4. Технологии Доверия. Национальный Центр ГЧП (Группа ВЭБ.РФ). Рынок проектов государственно-частного партнерства. Тенденции, основные игроки и перспективы развития до 2040 года. Июль 2025. – 23 с. [Электронный ресурс]. URL: https://data.tedo.ru/publications/tedo-ppp-market-research-2025-2040.pdf (дата обращения: 02.10.2025).
5. Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК). Государственно-частное партнерство в России Итоги 2023 года и основные тренды. Июнь 2024 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. URL: https://asiic.ru/wp-content/uploads/2024/05/dajdzhest-gchp.pdf (дата обращения: 02.10.2025).
6. Никитаева А.Ю., Шкурат Е.П. Государственно-частное партнерство в промышленном секторе экономики: эволюция и текущий статус исследований // Друкеровский вестник. – 2024. – № 5. – c. 131-143. – url: https://www.researchgate.net/profile/Anastasia-Nikitaeva/publication/387248430_Public-priv.
7. Комилов С. Д. Государственно-частное партнерство как фактор активизации инновационно-инвестиционной деятельности в промышленности/С. Дж. Комилов //Маводи конференсияи ч, умх, уриявии илмй-назариявй дар мавзуи «Саноатикунонии босуръат-асоси ташаккули ик. – С. 44-49. Режим доступа:http://tsulbp.tj/wp-content/uploads/2022/04/27.12-Kitob_Sanoatikunon-.pdf#page=45 (дата обращения: 03.10.2025).
8. Байбулатова Д. В. Государственно-частное партнерство как инструмент стимулирования инновационной деятельности бизнеса в сфере цифровых технологий // Экономика науки. – 2023. – № 9. – c. 61-75. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-instrument-stimulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-biznesa-v-sfere-tsifrovyh-tehnologiy.
9. Министерство экономического развития РФ. Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/np_effektivnaya_i_konkurentnaya_ekonomika/ (дата обращения: 03.10.2025).
10. Объем инвестиций в основной капитал 2020-2024 гг. РОССТАТ. –2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosstat.gov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
11. Материалы итоговой Коллегии Минэкономразвития России. Февраль 2025 г. 192 с. Ключевые итоги 2024. Приоритетные задачи на 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/81ec230f6386de81666c559bd4015623/itogi_deyatelnosti_za_2024_god_i_zadachi_na_2025_god.pdf (дата обращения: 06.10.2025).
12. Фонд развития промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://frprf.ru/navigator-gospodderzhky/kip/ (дата обращения: 06.10.2025).
13. Навигатор мер поддержки. Государственная Информационная Система Промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/nmp/ (дата обращения: 06.10.2025).
14. Минпромторг России. Перечень мер федеральной государственной поддержки промышленных предприятий на 2024 год. [Электронный ресурс]. URL: https://repyovskij-r20.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/dannye/Federalnye_mery_gospodderzhki_prom._predpriyatiy_na_2024_god.pdf (дата обращения: 06.10.2025).
15. Минпромторг России. Перечень приоритетной продукции (с учетом изменений по решению МВК от 25.06.2025). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88844.html (дата обращения: 06.10.2025).
16. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации» за август 2025 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50802 (дата обращения: 06.10.2025).
17. Реестр соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнертве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (на 31 декабря 2024 года). Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/monitoring_proektov_v_sfere_gchp/ (дата обращения: 10.10.2025).
18. Министерство экономического развития Российской Федерации. Реестр концессионных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (на 31 декабря 2024 года). [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/monitoring_proektov_v_sfere_gchp/ (дата обращения: 10.10.2025).
19. Государственно-частное партнерство в России. Аналитический дайджест АИИК. Выпуск № 2-2025. [Электронный ресурс]. URL: https://asiic.ru/wp-content/uploads/2025/06/aiik-02-2025-gotovo.pdf (дата обращения: 10.10.2025).
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603. Приоритетные направления проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406641957/#1100 (дата обращения: 10.10.2025).

Страница обновлена: 17.11.2025 в 13:44:02

 

 

Priority directions of innovative development of industrial production based on public-private partnership

Kurlykova A.V., Korabeynikov I.N., Zadorozhnaya A.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the public-private partnership market in Russia and assesses its structure and future development prospects. The authors substantiate the need for a theoretical and methodological justification of the priority directions of innovative development of industrial production on the basis of public-private partnership. The analysis of various sites, government programs and projects implemented by the Industrial Development Fund and the Ministry of Industry and Trade of Russia is carried out. However, despite the significant amount of government support for industrial enterprises, the industrial production index reflects generally low values. Under the current conditions, industrial companies need an effective public-private partnership mechanism that would significantly reduce the risks of developing and implementing new projects and distribute them among all participants, unlike government orders or technological projects carried out at the expense of industrial enterprises' own funds. However, this mechanism is implemented mostly for infrastructural and social facilities. The key reasons for the insufficient application of public-private partnerships in industry are the current legislation, which limits the purchase of manufactured products, the maximum amount of financial participation of a private partner and the volume of investments. The authors propose an approach combining existing state support measures for industry and a mechanism for public-private partnership in priority sectors. When choosing projects within the framework of the public-private partnership mechanism, industrial enterprises should take into account the current development of end-to-end technologies and select innovations that ensure technological leadership.

Keywords: public-private partnership, industry, priority areas

Funding:
работа выполнена в рамках гранта на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития 075-15-2024-550

JEL-classification: L51, L52, O25

References:

Baybulatova D. V. (2023). PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL TO FOSTER BUSINESS INNOVATION ACTIVITIES IN THE DIGITAL TECHNOLOGIES FIELD. Ekonomika nauki. 9 (9). 61-75.

Drobot E.V., Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Morozova N.S., Kadilnikova L.V. (2021). THE THEORETICAL BASIS OF SYNERGETIC EFFECTS OF INTERSECTORAL PPP PROJECTS FOR THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF PRODUCTION. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1093–1104.

Kurlykova A. V., Korabeynikov I. N., Davydova E. P. (2024). Ways of investment support for the development of the Russian market of ultrafine mineral fertilizers. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6665-6680. doi: 10.18334/epp.14.11.121997.

Nikitaeva A.Yu., Shkurat E.P. (2024). PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRIAL SECTOR OF THE ECONOMY: EVOLUTION AND CURRENT STATUS OF RESEARCH. Drukerovskiy vestnik. (5). 131-143.

Polovyan A. V., Shemyakina N. V., Ponomarenko A. A. (2023). Partnership between the state and the private sector as a strategic direction of technical and technological modernization of industry Greater Eurasia: development, security, cooperation. 170-174.