Косвенные меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и возможности для России

Конищев Е.С.1, Кузьмина А.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Малое и среднее предпринимательство выступает в качестве ключевого источника занятости, конкуренции и технологического обновления, однако его развитие сдерживается не только дефицитом финансирования, но и устойчивыми нефинансовыми барьерами, связанными с управленческими компетенциями, технологической и цифровой готовностью к внедрениям инноваций в бизнес-процессы, а также издержками первичного выхода на внешние рынки. В этой связи данное исследование направлено на выработку практических рекомендации по совершенствованию косвенных мер государственной поддержки МСП, направленных на минимизацию нефинансовых барьеров. В целях разработки практических решений авторами исследования проведен сравнительный анализ зарубежных практик по трем направлениям: развитие управленческих и предпринимательских навыков и консультационной инфраструктуры, технологическое обновление и цифровизация, содействие экспорту и освоению новых рынков. В результате анализа авторами систематизированы 17 передовых практик в разрезе четырех макрорегионов – Северной Америки, Европы, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. На основе полученных выводов сформированы авторские рекомендации по совершенствованию мер косвенной поддержки МСП с учетом российских институциональных условий

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, косвенные меры поддержки, консультационная инфраструктура, технологическое обновление и цифровизация, экспортная готовность

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) выступает ключевым звеном экономической системы, обеспечивая формирование занятости, поддержание конкурентной среды и обновление производственной структуры [1, 2]. Вместе с тем реализация его потенциала ограничивается совокупностью барьеров финансовой и нефинансовой природы. При том что вопросы финансового обеспечения традиционно находятся в центре внимания государственной политики и научного дискурса, на современном этапе развития экономических отношений фиксируются разрывы в управленческих практиках, недостаточная поглощающая способность к освоению и интеграции технологий и цифровых решений в бизнес-процессы малых фирм, а также значительные информационные, организационные и транзакционные издержки первичного выхода на внешние рынки [3-6]. Указанные обстоятельства формируют системные ограничения роста сектора МСП, проявляющиеся, в том числе, при наличии доступа к финансовым ресурсам.

Данное исследование нацелено на смещение акцента от ресурсной (финансовой) логики к анализу качества процедур сопровождения и формирования у МСП устойчивых компетенций, позволяющих превращать доступ к ресурсам в конечные финансовые результаты. В этой связи целью исследования является разработка практических рекомендаций для Российской Федерации по совершенствованию косвенных мер государственной поддержки МСП на основе анализа передовых зарубежных практик в трех направлениях: развитие управленческих и предпринимательских навыков и консультационной инфраструктуры, стимулирование технологического обновления и цифровизации, содействие экспорту и освоению новых рынков.

Методическую основу исследования составляет сравнительный анализ и систематизация зарубежных практик четырех макрорегионов (Северная Америка, Европа, Азия, а также Латинская Америка и Карибский бассейн), структурно-функциональный анализ, контент-анализ нормативно-правовых актов и аналитических данных, а также количественная интерпретация результатов реализации косвенных мер государственной поддержки МСП.

Результатом исследования выступает комплекс практических рекомендаций по совершенствованию косвенных мер государственной поддержки МСП.

Теоретико-методологические основания исследования косвенных мер поддержки малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) выступает структурным элементом современной экономики, обеспечивающим обновление производственной структуры, занятость, конкурентную среду, а также распространение технологических и организационных решений. В системе стратегического планирования Российской Федерации, МСП закреплено в качестве ключевого фактора инновационного развития и повышения эффективности отраслей экономики – соответствующие цели и механизмы развития МСП определены в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года [1], а также в федеральном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализуемого в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» [2].

Значимость сектора МСП для российской экономики подтверждается отечественными исследованиями, фиксирующими устойчивое влияние деятельности малого и среднего предпринимательства на социальную, экономическую и технологическую системы. Так, Ю.В. Быковская, Л.Н. Иванова и Е.А. Сафохина отмечают, что МСП выступают источником занятости, конкуренции и структурной адаптации, ускоряют диффузию технологий и восполняют рыночные ниши, придавая экономике гибкость в условиях шоков и санкционных ограничений [1]. В свою очередь, Ю.А. Крупнов подчеркивает, что развитие МСП связано с укреплением конкурентной среды и ростом производительности через механизмы отбора и обновления предприятий, с расширением участия в импортозамещении и локализации цепочек поставок [2]. Роль МСП для рынка труда подтверждает и Т.М. Яркова – быстрорастущие малые и средние фирмы формируют непропорционально большую часть новых рабочих мест и становятся носителями организационных и продуктовых нововведений [7].

Прикладное измерение значимости МСП проявляется и в текущих приоритетах экономической политики. Согласно проведенным исследованиям Н.Е. Егоровой и С.П. Бушанского малый бизнес обладает потенциалом закрывать критичные технологические и логистические разрывы, участвуя в импортозамещении и формируя новые цепочки поставок [8]. Например, согласно представленным расчетам, средний индекс вклада МСП в импортозамещение с 2015 по 2022 гг. вырос с 1,23 пункта до 1,73 пункта – примерно на 0,5 п. или на 40%.

Наряду с высокой значимостью МСП, данный сектор сталкивается с системными ограничениями. Традиционно на практике и в академических исследованиях на первый план выносится проблема доступа к финансированию малых фирм. Т.Р. Урумов [9], И.Н. Рыкова, В.С. Уткин [10], М.В. Бикеева, В.А. Иншаков и И.М. Фадеев [11] отмечают устойчивые трудности привлечения кредитных ресурсов, недостаток долгосрочного финансирования у МСП и административные барьеры, что, в свою очередь, повышает чувствительность компаний к колебаниям конъюнктуры и сдерживает принятие решений об инвестиционных вложениях в основной капитал предприятий. Сформированные ограничения предопределили основные направления государственной политики – реализация программ и мероприятий по финансированию малых и средних предприятий, совершенствование налоговых преференций и мер по снижению фискальной нагрузки, а также сокращение административных барьеров и регуляторных издержек, непосредственно влияющих на издержки входа и роста фирм. В ряде научных работ указанные решения трактуются как инструменты прямой государственной поддержки [10-11, 12-15].

Необходимо отметить, что природа ограничений МСП не сводится только к дефициту финансирования. Эмпирические исследования Ю.В. Симачева, М.Г. Кузык и А.А. Яковлева демонстрируют, что у значительной части малых фирм ключевыми барьерами выступают организационно-информационные разрывы: недостаток управленческих практик, слабая «способность к заимствованию знаний», низкая информированность о доступных инструментах [3, 4]. Е.М. Рогова отмечает необходимость совершенствования консультационной и инкубационной инфраструктуры ввиду острого дефицита предпринимательских и управленческих навыков наряду с повышенным спросом со стороны малого бизнеса на услуги (в т.ч. обучение) по проведению диагностики бизнес-процессов, наставничества, инкубации и акселерации [5, 6].

В исследованиях С.П. Земцова и В.А. Бариновой отмечено, что инновационное развитие МСП носит выраженно неоднородный характер, что в свою очередь требует адресной политики и указывает на «точки разрыва» в способности бизнеса к освоению нововведений и цифровых технологий [16, 17]. Вывод авторов подтверждается эмпирическими данными: доля малых промышленных предприятий, реализующих инновации, в 2023 г. составила 7,2 % (против 6,9% в 2021 г.), при этом интенсивность их затрат на инновации достигла 1,6% от отгруженной продукции. По показателям цифровой готовности наблюдается устойчивый разрыв по размеру фирмы: технологии работы с большими данными используют или планируют использовать 37,9% крупных, 33,2% средних и лишь 28,3% малых компаний [3], [4].

Наконец, в плоскости интернационализации сектора МСП Н.О. Якушев и Е.В. Малышева указывают на высокие издержки выхода малых и средних предприятий на внешние рынки – от поиска контрагентов и подтверждения соответствия до адаптации продукта и логистики [16, 17].

Представленная логика выделения «нефинансовых» барьеров МСП позволяет систематизировать их в три взаимосвязанных направления косвенной государственной поддержки:

– развитие управленческих и предпринимательских навыков и консультационно-инфраструктурного сопровождения;

– стимулирование технологического обновления и цифровизации;

– содействие экспорту и освоению новых рынков.

Такую трактовку закрепляют и отечественные авторы. Например, в своем исследовании И.В. Ивойлова отмечает, что консультации, информационное сопровождение и обучение являются нефинансовыми (косвенными) мерами поддержки МСП, отличными от прямых финансовых инструментов [18]. В свою очередь Н.И. Морозко разграничивает меры на финансовые и нефинансовые и относит к последним информационные, консультационные и инфраструктурные решения, используемые для снижения информационных и организационных издержек предпринимателей [19, 20]. О.Л. Сергеева, И.Е. Ильина и О.В. Трачук трактуют «инновационный ваучер» как сервисный инструмент доступа МСП к внешним знаниям и технологическим услугам (а не как прямую раздачу средств), тем самым относя его к косвенной поддержке [21]. В части оказания содействия экспорту и освоению новых рынков А.А. Нарышкин делит инструменты поддержки МСП на финансовые и нефинансовые, где к нефинансовым автор относит информационно-консультационные сервисы, обучение, выставочно-ярмарочные мероприятия и сопровождение сделок [22].

Значимость каждого из трех направлений косвенной проявляется не только в их экономическом эффекте, но и в социальных последствиях для занятости, устойчивости доходов и территориального развития. Е.М. Рогова считает, что консультационные и инкубационные формы сопровождения предпринимателей повышают выживаемость молодых компаний за счет снижения информационных и организационных издержек, обеспечивая тем самым воспроизводимость занятости и расширение локальных экосистем малого бизнеса [5, 6].

Ю.В. Симачев и М.Г. Кузык полагают, что устойчивые результаты государственной политики возникают там, где меры адресуют именно дефицит управленческих практик и знаний у предприятий, а не подменяют их решения финансовыми вливаниями, в результате чего консультационно-инфраструктурные механизмы становятся необходимым «базовым слоем» для последующего роста производительности и занятости [3]. В социальном измерении укрепление предпринимательских и управленческих навыков ведет к диверсификации занятости, снижает вероятность долгих простоев на рынке труда и формирует предпосылки для самозанятости и семейного предпринимательства – эффект, важный для муниципалитетов с ограниченной структурой крупных работодателей.

Стимулирование инноваций и цифровизации имеет прямое отношение к производительности труда, качеству рабочих мест и устойчивости цепочек поставок. С.П. Земцов и В.А. Баринова считают, что выраженная дифференциация инновационной активности требует адресных мер по принципам «умной специализации», иначе периферийные регионы и МСП сохраняют «разрывы» в доступе к знаниям и технологиям [23]. С социальной точки зрения цифровая зрелость МСП означает более устойчивую занятость и повышение качества труда (за счет автоматизации рутинных операций и роста квалификационных требований), а на уровне регионов – большую устойчивость локальных производственных сетей.

Содействие экспорту и освоению новых рынков влияет на доходы, качество занятости и диверсификацию региональной экономики. Участие МСП в экспорте сопряжена с высокими нефинансовыми барьерами (информация, компетенции, организационные процедуры) [5]. Данный факт требует формирование стандартизированной системы консультаций по требованиям, подготовке к сделке и сопровождению выходов на целевые рынки снижает для малых фирм порог входа и стабилизирует экспортную занятость.

Методологически косвенные меры поддержки целесообразно трактовать как институциональные и сервисные механизмы адресного исправления первопричин рыночных несостоятельностей, характерных для МСП. А.Д. Радыгин и Р.М. Энтов в своих исследованиях подчеркивают, что чрезмерно широкие финансовые инструменты порождают риски «провалов государства», тогда как «тонкая настройка» сервисных мер позволяет менять поведение предприятий без подмены их инициативы [24]. В этой логике консультационно-инфраструктурные решения формируют управленческие «способности» предприятия, сервисы технологического аудита и внедрения повышают «поглощающую способность» к освоению знаний, а нефинансовые экспортные услуги уменьшают «порог входа» на внешние рынки. Вместе три блока образуют последовательную «лестницу развития» МСП – от навыков и организационных практик к технологическому обновлению и международной коммерциализации.

Таким образом, выявленные в отечественных исследованиях разрывы в управленческих компетенциях, технологической готовности и экспортной активности МСП, во-первых, указывают на необходимость стандартизированных процедур сопровождения и устойчивой консультационной инфраструктуры. Во-вторых, подтверждают, что результативность косвенных мер определяется качеством институтов и регламентов оценки (процедур, методик, критериев), а не объемом ресурсного вливания. В-третьих, фиксируют межотраслевую и межрегиональную неоднородность, требующую вариативных моделей и тиражируемых методик для разных профилей предприятий.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным обратиться к международному опыту реализации косвенных мер государственной поддержке МСП в целях формирования комплекса рекомендаций по снижению обозначенных барьеров.

Анализ зарубежных практик реализации косвенных мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Сравнительный анализ зарубежного опыта реализации косвенных мер поддержки малого и среднего предпринимательства сфокусирован на трех направлениях и раскрывается через устойчивые группы инструментов. В блоке развития управленческих и предпринимательских навыков и консультационной инфраструктуры рассматриваются бесплатные и льготные консультации, программы обучения и повышения квалификации (управление, финансы, цифровые решения, производительность), наставнические практики и территориальные сети центров поддержки. В блоке технологического обновления и цифровизации анализируются технологические аудиты, центры компетенций и коллективного пользования, демонстрационные площадки и пилоты, ваучеры на услуги внедрения, проектное сопровождение изменений, цифровые хабы и навигация по решениям. В направлении содействия экспорту изучаются диагностика экспортной готовности, консультации по требованиям и сертификации, поиск партнеров и сопровождение деловых контактов, коллективные миссии и выставки, сопровождение сделки и инструменты электронной торговли.

Анализ охватывает страны Северной Америки, Европы, Азии, а также страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Результаты сравнительного анализа зарубежных практик представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Обзор передовых практик зарубежного опыта реализации косвенных мер государственной поддержки

Макрорегион (страна)
Инструмент / механизм косвенных мер государственной поддержки
Краткое описание инструмента / механизма косвенных мер государственной поддержки
I. Развитие управленческих и предпринимательских навыков и консультационной инфраструктуры
Северная Америка (США)
SBDC, SCORE
Сервис формирует «первую линию» поддержки, содержащую программы стандартизированной диагностикой, адресные консультации, а также программы наставничества через сеть университетских и региональных центров.
Европа
(ЕС)
Enterprise Europe Network
Национальные программы «SME Instrument» «EIC Accelerator»
Инструментарий EEN объединяет консультирование и поиск партнеров в единую траекторию сопровождения на основе единых стандартов услуг и проверенной экспертизы, а общеевропейские программы SME Instrument и EIC Accelerator дополняют ее методическими и информационными ресурсами, усиливая подготовку к коммерциализации и ускоряя переход от первичной диагностики к практическим шагам на внешних рынках.
Европа (Франция)
Программы «accompagnement» / Accélérateur PME (Bpifrance)
Инструмент обеспечивает длительное сопровождение предприятий на основании сформированных экспертами индивидуальных «дорожных карт», сочетающих обучение, консалтинг и наставничество.
Латинская Америка (Бразилия)
SEBRAE и программа ALI
Национальная сеть центров предлагает стандартизированные консультации и обучение, дополняя их выездным наставничеством на предприятия. Такая связка снижает информационные и организационные издержки и способствует закреплению изменений в повседневных практиках.
Латинская Америка (Чили)
SERCOTEC: центры развития бизнеса
Территориальная сеть центров, предоставляющая бесплатные консультации и индивидуальные треки сопровождения с четкими критериями отбора и фиксации прогресса (что особенно важно для страны с большой территориальной протяженностью и пространственной рассредоточенностью бизнеса).
Азия (Япония)
SMRJ: консультационная сеть и треки FASTAR
Система опирается на отраслевых экспертов и региональные институты, предлагая поэтапное сопровождение от анализа проблем до внедрения улучшений.
II. Стимулирование технологического обновления и цифровизации
Северная Америка (Канада)
Canada Digital Adoption Program (CDAP)
Программа сочетает ваучеры на разработку цифровой стратегии, микрогранты на внедрение и льготное кредитование, опираясь на отобранный перечень ведущих отраслевых экспертов.
Европа
(ЕС)
Европейские цифровые инновационные хабы (EDIH, DIH)
Хабы предоставляют возможность пройти тестирование идей (моделей) до инвестирования в них, доступ к лабораторной и экспертной базе по ключевым технологиям, а также методическое сопровождение внедрения.
Латинская Америка (Бразилия)
EMBRAPII: проектные контракты с центрами компетенций
Механизм обеспечивает быстрый доступ предприятий к исследовательским группам и испытательной базе на условиях софинансирования, формируя ориентацию на коммерциализацию результатов, включая защиту прав на разработки.
Латинская Америка (Перу)
Сеть Red CITE
Региональные центры предоставляют аудит, испытания и прототипирование по прозрачным тарифам и методикам, позволяя МСП реализовывать технологические изменения без значительных капитальных затрат и с гарантированным качеством услуг.
Азия (Сингапур)
«SMEs Go Digital», PSG/EDG
Инструмент предлагает отраслевые решения и аккредитованных провайдеров, совмещая консультации с софинансированием. Такая логика снижает издержки выбора и риски несовместимости и ускоряет переход к промышленной эксплуатации.
III. Содействие экспорту и выходу на новые рынки
Северная Америка (США)
U.S. Commercial Service (Gold Key)
Сервис организует персональный подбор зарубежных партнеров и подготовку к переговорам, опираясь на стандартизированные пакеты услуг и последовательное сопровождение до заключения контракта.
Северная Америка (Канада)
CanExport + инструменты EDC
Комбинация консультаций и компенсации затрат на выход на экспортные рынки дополняется страхованием и гарантиями экспортных рисков, что снижает порог входа и стабилизирует первые поставки.
Европа (ЕС)
EEN: экспортный трек и международный матчмейкинг
Инструмент объединяет диагностику экспортной готовности и подбор партнеров в международной сети, обеспечивая оперативный переход от подготовки к установлению контрактов.
Европа (Франция)
Business France / Team France Export
Национальные павильоны и деловые миссии предоставляют стандартизированный формат представления компании и последующее сопровождение, повышая вероятность закрепления на целевых рынках.
Латинская Америка (Чили)
ProChile
Подход включает оценку готовности, отраслевые программы и сопровождение на мероприятиях, формируя устойчивый портфель контактов и снижая неопределенность первой сделки.
Азия (Республика Корея)
Ваучеры на экспортные услуги (через KOTRA и партнеров)
Ваучер покрывает значительную долю затрат на сертификацию, локализацию материалов, маркетинговую подготовку и поиск партнеров в рамках каталога аккредитованных провайдеров, обеспечивая контроль качества и прозрачность процесса.
Источник: составлено авторами

В Соединенных Штатах Америки результаты реализации косвенных мер государственной поддержки МСП по развитию управленческих и предпринимательских навыков подтверждают масштаб и эффективность сетей «первой линии». Например, сеть SBDC в США насчитывает свыше 1 000 центров, обслуживая порядка 1 млн предпринимателей в год [6]. По оценкам SBA, среди клиентов сети «каждые 36 минут» возникает новая фирма и «каждые 6 минут» создается рабочее место. В Европейском союзе сопоставимую институциональную роль играет Enterprise Europe Network – с 2008 года услугами сети воспользовались свыше 2,9 млн МСП, почти 475 тыс. компаний получили персональные консультации, а мероприятия EEN (миссии, b2b-встречи) привели к формированию более 100 тыс. коммерческих соглашений [7]. Французский опыт программ «accompagnement» (Bpifrance Accélérateur PME) демонстрирует средний прирост выручки участников порядка 25% по итогам одного цикла при ежегодном наборе около 60 компаний [8]. В странах Латинской Америки и Карибского бассейна эффекты от косвенных мер поддержки также носят массовый характер: в Бразилии национальная сеть центров SEBRAE в 2023 году обслужило свыше 13,7 млн уникальных клиентов [9], а сеть SERCOTEC в Чили в 2023 году оказала услуги 33 431 предприятию, при этом 8 375 МСП завершили год с ростом продаж [10].

Практики Европы и Латинской Америки в области стимулирования технологического обновления и цифровизации свидетельствуют о результативности косвенных мер поддержки в части доведения технологических решений до рынка и их последующей коммерциализации. Например, в Европейском союзе национальные программы «SME Instrument» и «EIC Accelerator» обеспечили поддержкой более 5 000 МСП при бюджете около 3 млрд евро, при этом порядка 65% грантополучателей в течение нескольких лет достигли коммерциализации разработок [11]. В Бразилии EMBRAPII за 2014-2023 годы заключила более 2,4 тыс. договоров НИОКР с 989 компаниями, объем средств по завершенным проектам составил 1,74 млрд BRL, подано 702 заявки на объекты интеллектуальной собственности [12]. Инфраструктурная сеть ITP Red CITE в Перу в 2023 году оказала 84 883 технологические услуги более чем 22,7 тыс. предприятиям и кооперативам, снижая фиксированные издержки тестирования и прототипирования [13]. В Азии сингапурская комбинация инструментов «SMEs Go Digital» и PSG с EDG сопровождает проекты с прогнозируемым приростом совокупной годовой выручки на 16,4 млрд SGD и созданием порядка 21,5 тыс. высококвалифицированных рабочих мест [14]. По данным на 2023 год порядка 82% МСП используют как минимум одно базовое цифровое решение и 85% – хотя бы одно высокотехнологическое отраслевое решение [15].

Результаты по направлению содействия экспорту и освоению новых рынков показывают, что стандартизированные сервисы сопровождения МСП в экспортных сделках, а именно – диагностика экспортной готовности, поиск и верификация партнеров – обеспечивают измеримое расширение вовлеченности МСП в экспортную деятельность. Например, реализация канадской программы CanExport в совокупности с инструментами EDC продемонстрировала, что 1 доллар бюджетных расходов на проведение информационно-консультационных услуг обеспечивал порядка 15 долларов прироста экспортной выручки малых фирм за 2016-2020 годы [16]. В Европе результативность косвенных мер поддержки наглядно демонстрируют результаты деятельности французской программы Business France. Так, в 2023 году организовано 114 национальных павильонов, в результате действия которых более половины компаний-участников МСП отметили получение коммерческого результата по итогам участия в международных выставках [17]. Дополнительно следует отметить, что в Европейском союзе также действует общеевропейская сеть EEN, обеспечивающая масштабные деловые встречи и подбор зарубежных партнеров. По оценкам экспертов, деятельность сетей EEN приводит к увеличению экспортных продаж клиентов на 5-10% по сравнению с сопоставимыми предприятиями [18]. В Латинской Америке агентство ProChile в 2023 году сопровождало более 2,6 тыс. экспортеров, из них половина – предприятия МСП, совокупный экспорт которых составил 1,412 млрд долл. с оценочной занятостью порядка 22 076 человек [19]. В азиатских практиках особое место уделается развитию ваучерных механизмов. Например, в Республике Корея в 2023 году по программе экспортных ваучеров поддержку получили свыше 1 150 малых предприятий [20]. Компании предприятия выбирали необходимые им услуги из каталога, состоящего более чем из 7 300 позиций у аккредитованных провайдеров (например, услуги по сертификации, локализация материалов, маркетинговые исследования, поиск и верификация партнеров и т.д.) [21]. Ваучер покрывал порядка 50-70% стоимости выбранных услуг, что позволяло сократить фиксированные расходы первичного выхода на внешний рынок и обеспечить сопоставимое качество сопровождения.

Сопоставление практик, обобщенных в Таблице 1, позволяет трактовать косвенные меры государственной поддержки в качестве комплекса самостоятельных «сервисных» мер, воспроизводимых в разных институциональных средах и формирующих у МСП три взаимосвязанные компетенции: управленческую (организация принятия решений и процессов), поглощающую (освоение и внедрение технологий и инноваций) и рыночную (готовность к освоению новых рынков и сопровождению сделок, включая экспорт).

Возможности для России

В Российской Федерации реализуется широкий спектр образовательных и консультационных инициатив для малого и среднего предпринимательства, включающий деятельность фондов содействия бизнесу, региональные центры услуг («Мой бизнес»), а также программы ускоренного развития. Потенциал дальнейшего развития заключается, прежде всего, в расширении охвата и повышении качества предоставляемых сервисов за счет унификации процедур, стандартизации диагностики потребностей и институционализации сопровождения. Обоснованным представляется развитие общенациональной сети консультационных центров по типу общеевропейских сетевых сервисов, ориентированных на единые стандарты оказания услуг и маршрутизацию заявителей, а также усиление направления наставничества как самостоятельного и системно управляемого инструмента поддержки.

Важным дополнением выступает внедрение цифровых платформ с доступом к экспертной помощи и персонализированными рекомендациями по траектории развития предприятия – повышение осведомленности предпринимателей о доступных услугах и «точках входа», как показывает практика американских сетей консультаций, ведет к росту фактического использования поддержки и расширению деловой активности.

В целях институционализации наставничества целесообразно опереться на действующие деловые объединения («Опора России», «Деловая Россия»), закрепив за ними координирующую роль и разработав прозрачные правила отбора и аттестации наставников. Мотивирующим элементом могут выступать адресные меры признания и поощрения, включая предоставление налоговых льгот или присвоение статуса наставника-партнера для предпринимателей, которые на регулярной основе консультируют начинающие предприятия. Обозначенный авторами механизм стимулирует обмен практическими знаниями и снижает информационные издержки в критической для МСП фазе становления.

Для обеспечения равного доступа к квалифицированной экспертизе целесообразно внедрить ваучерный механизм на консультационные услуги у аккредитованных провайдеров. Например, субъект МСП получает целевой ваучер в рублевом эквиваленте (к примеру, до 100 тыс. руб.) и направляет его на оплату конкретных услуг – от настройки системы управления ресурсами предприятия и аудита бизнес-процессов до правового сопровождения договоров и подготовки пакета документов по франчайзингу. Международный опыт применения ваучеров демонстрирует, что снижение фиксированных издержек доступа к знаниям повышает вероятность технологических и организационных нововведений. По мнению авторов, в российских условиях рационально начать с пилотного проекта в ИТ-сегменте и среди производственных МСП с последующим распространением на другие отрасли по мере накопления доказательств результативности.

Дополнительным источником формирования управленческих и предпринимательских компетенций могут стать программы обмена опытом и стажировок. Европейская практика демонстрирует эффективность схем, в рамках которых начинающий предприниматель проходит стажировку у опытного руководителя предприятия в иной юрисдикции. Для России представляется целесообразным межрегиональный вариант такой модели – успешные компании принимают начинающих предпринимателей из других субъектов Федерации для краткосрочного погружения в организацию процессов, маркетинг и производственный менеджмент, а государство компенсирует обоснованные расходы принимающей и направляющей стороны.

Необходимость целенаправленной поддержки инновационного развития МСП подтверждается официальной статистикой. В 2024 году инновационную деятельность осуществляли лишь 10,1% малых фирм, а объем внутренних затрат на исследования и разработки, выполненных их собственными силами, составил 45,8 млрд руб., то есть около 3% от соответствующего показателя крупных и средних организаций [22]. Представленные данные фиксируют не только структурные особенности экономики, но и дефицит инструментов, переводящих спрос на инновации в устойчивый «маршрут услуги» для малого предприятия: от постановки задачи и технологического аудита к разработке решения, его апробации и коммерциализации.

Для стимулирования спроса на инновации целесообразно в рамках действующей квоты закупок у МСП (не менее 25% для заказчиков по 223-ФЗ [23]) институционализировать отдельную подкатегорию «инновационная продукция МСП». Подобная логика (постановка задач и финансирование разработки под них) доказала результативность в Соединенных Штатах в форме программ SBIR и STTR, где малые фирмы получают бездолевое финансирование на НИОКР с последующим доведением до рынка.

Для наращивания предложения инновационных решений целесообразно упростить и активизировать создание университетских малых инновационных предприятий (академических стартапов) в рамках действующего правового режима, одновременно вводя адресные механизмы ранней поддержки студенческих и исследовательских команд. В совокупности с институционализацией инновационных закупок, ориентированных на конкретные технологические задачи, и проектными грантами на НИОКР для МСП и университетских коллективов, данный механизм формирует непрерывную траекторию, при которой формулируется заказ на инновацию, затем выполняются разработка и испытания, после чего проводится пилотная апробация и сертификация. Завершающим этапом становится коммерциализация решения.

В части экспортной поддержки целесообразно внедрить сервисный ваучер на экспортные услуги, позволяющий субъектам МСП оплачивать существенную долю затрат на международную сертификацию, обучение экспортной деятельности и иные профессиональные услуги подготовки к сделке у аккредитованных провайдеров. Данный механизм опирается на практику Республики Корея, где государство софинансирует порядка 50-70% стоимости услуг в зависимости от размера и профиля компании, а участники получают доступ к каталогу свыше 7,3 тыс. стандартизированных сервисов (консалтинг, маркетинг, сертификация, участие в выставках и др.).

В части имплементации данного механизма в российскую практику следует отметить, что ваучер должен носить целевой характер и использоваться исключительно для оплаты услуг из федерального каталога провайдеров, сформированного по итогам аккредитации. Механизм действия представляется следующим: денежные средства перечисляются исполнителю после приемки оказанной услуги, что исключает прямое субсидирование компании и сохраняет нефинансовую природу инструмента. Состав допустимых услуг, предположительно, должен охватывать международную сертификацию и подтверждение соответствия, лабораторные испытания и инспекции, подготовку технической документации и маркировки, юридическое сопровождение контрактов и вопросов интеллектуальной собственности, локализацию и перевод материалов, маркетинговые исследования и поиск партнеров, а также обучение и наставнические треки по переговорам, логистике, таможенному администрированию и расчетам.

Таким образом, ключевые авторские рекомендации, основанные на проведенном анализе зарубежного опыта реализации косвенных мер государственной поддержки МСП, включают:

1. Развитие и масштабирование национальной сети консультационных центров с приоритетом на удаленные и труднодоступные территории (зоны Арктики и крайнего севера, Дальнего Востока), а также на новые территории Российской Федерации (Херсонской и Запорожской областей, Луганской и Донецкой национальных республик).

2. Институционализация наставничества как самостоятельного направления поддержки (правила отбора, аттестация, мотивация наставников).

3. Развитие единой цифровой платформы сопровождения МСП с доступом к отраслевой и университетской экспертизе.

4. Внедрение ваучерного механизма на консультационные услуги у аккредитованных провайдеров.

5. Формирование и реализация межрегиональных программ обмена опытом и стажировок.

6. Выделение в квоте закупок у МСП (25% по 223-ФЗ) подкатегорию «инновационная продукция МСП» и проведение адресных конкурсов.

7. Активизация создания университетских малых инновационных предприятий, включая раннюю поддержку студенческих и исследовательских команд.

8. Внедрение сервисного ваучера на экспортные услуги (сертификация, подготовка к сделке, поиск партнеров) с оплатой через аккредитованных провайдеров.

Заключение

Малое и среднее предпринимательство выполняет системообразующую функцию, формируя занятость, поддерживая конкуренцию, ускоряя диффузию технологий и заполняя рыночные ниши. Тем не менее, вклад МСП ограничивается комплексом нефинансовых барьеров, к числу которых относятся дефицит управленческих и предпринимательских компетенций, недостаточная внутренняя способность малых фирм к освоению технологий и инноваций, а также высокие транзакционные и институциональные издержки выхода на новые рынки (внешние).

В целях минимизации вышеуказанных барьеров, авторами исследования проанализирован зарубежный опыт реализации косвенных мер государственной поддержки. Полученные выводы сформировали основу для практических рекомендаций по имплементации в российской среде.

Так, авторами исследования предлагается стандартизировать «первую линию» поддержки в сети центров «Мой бизнес» с единым механизмами диагностики и подготовкой консультантов, институционализировать наставничество через деловые объединения, развернуть единую цифровую платформу сопровождения с доступом к отраслевой и университетской экспертизе, внедрить ваучерные механизмы на консультационные и экспортные услуги у аккредитованных провайдеров, выделить в квоте закупок у МСП подкатегорию «инновационная продукция МСП» и запустить адресные конкурсы под технологические задачи заказчиков, а также упростить создание университетских малых инновационных предприятий и развить межрегиональные программы обмена и стажировок.

Комплексная реализация указанных мер снизит информационные, организационные и пороговые издержки МСП и тем самым укрепит их вклад в структурную модернизацию экономики, технологическое лидерство и конкурентоспособность страны на международной арене.

[1] Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 года №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 12.09.2025)

[2] Малое и среднее предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/np_effektivnaya_i_konkurentnaya_ekonomika/fp_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 12.09.2025)

[3] Инновационная активность малого бизнеса: опережающее развитие индустрии услуг // НИУ ВШЭ. – URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/1071705981.pdf (дата обращения: 21.09.2025)

[4] Готовность Российского бизнеса к экономике данных: мониторинг цифровой трансформации бизнеса // НИУ ВШЭ. – URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/895115225.pdf

[5] Что мешает российскому экспорту: результаты опроса предприятий // Официальный сайт Центрального Банка РФ. – URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/120062/analytic_note_apr21_dip.pdf (дата обращения: 01.10.2025)

[6] Small Business Development Center // SBDC – Lee College. – URL: https://www.lee.edu/workforce/sbdc/index.php (дата обращения: 23.08.2025)

[7] Since 2008: We have helped 2.9 million SMEs innovate and grow internationally. Enterprise Europe network. doi: https://een.ec.europa.eu/system/files/documents/2022-09/EEN%20%20INFOGRAFICS_2021_0.pdf (дата обращения: 23.08.2025)

[8] SME accelerator // Bpifrance.com. – URL: https://www.bpifrance.com/products/sme-accelerator/ (дата обращения: 23.08.2025)

[9] Serviço Brasileiro de Apoio às Micro e Pequenas Empresas (SEBRAE). Relatório de Gestão – 2023. Brasília: SEBRAE Nacional, 2023. doi: https://api-lai.sebrae.com.br/ArquivosPortalLai/Nacional/Presta%C3%A7%C3%A3o%20de%20Contas/Relat%C3%B3rio%20de%20Gest%C3%A3o%20-%202023.pdf

[10] Más de 8 mil pymes aumentan sus ventas con asesoría especializada // Official Website SERCOTEC. – URL: https://www.sercotec.cl/mas-de-8-mil-pymes-aumentan-sus-ventas-con-asesoria-especializada/ (дата обращения: 23.08.2025)

[11] SME participation in Horizon Europe Key figures (and key issues) in the first three years // European commission. – URL: https://www.hightechnl.nl/wp-content/uploads/2024/08/sme-participation-in-horizon-europe-ki0224751enn.pdf (дата обращения: 23.08.2025)

[12] Relatório anual deexecução exercício 2023. Empresa Brasileira de Pesquisa e Inovação Industrial // EMBRAPII. – URL: https://embrapii.org.br/wp-content/uploads/2025/01/Relatorio-Gestao-2023_30042024.pdf (дата обращения: 23.08.2025)

[13] Memoria annual institutional 2023 ITP Red CITE // Gob. pe. – URL: https://www.gob.pe/institucion/citepesquero_ilo/informes-publicaciones/7165979-memoria-anual-institucional-2023-itp-red-cite (дата обращения: 23.08.2025)

[14] EnterpriseSG helped 3,000 firms transform in 2023; their revenue is expected to grow by S$16.4 billion // The Business Times. – URL: https://www.businesstimes.com.sg/singapore/enterprisesg-helped-3000-firms-transform-2023-their-revenue-expected-grow-s164-billion (дата обращения: 22.09.2025)

[15] Singapore’s Digital Economy remains robust // Infocomm Media Development Authotity. – URL: https://www.imda.gov.sg/resources/press-releases-factsheets-and-speeches/press-releases/2024/singapore-digital-economy-remains-robust (дата обращения: 22.09.2025)

[16] Global Affairs Canada: Departmental Results Report 2020-21 – Supplementary Information Tables // Government of Canada. – URL: https://www.international.gc.ca/transparency-transparence/departmental-results-reports-rapport-resultats-ministeriels/2020-2021-supplementary-supplementaires.aspx (дата обращения: 22.09.2025)

[17] L’année 2023 de Business France en chiffres // Business France. – URL: https://world.businessfrance.fr/sub-saharan-africa/fr/lannee-2023-de-business-france-en-chiffres (дата обращения: 03.08.2025)

[18] Interim Evaluation of the COSME Programme: Final Report // Technopolis Group. – URL: https://www.technopolis-group.com/wp-content/uploads/2020/02/Interim-Evaluation-of-the-COSME-Programme.pdf (дата обращения: 03.08.2025)

[19] 40% de las Pymes exportadoras del país trabajaron con ProChile en 2023 // ProChile – Ministerio de Relaciones Exteriores. – URL: https://www.prochile.gob.cl/noticias/detalle-noticia/2024/02/20/40-de-las-pymes-exportadoras-del-pa%C3%ADs-trabajaron-con-prochile-en-2023 (дата обращения: 24.09.2025)

[20] Invest KOREA Summit 2024, Positioning Korea as the Optimal Partner for Foreign Investors // InvestKorea. – URL: https://www.investkorea.org/upload/kotraexpress/2024/12/images/2412_full.pdf (дата обращения: 25.09.2025)

[21] Korean govt’s export voucher program benefits over 1,000 SMEs // Pulse. – URL: https://pulse.mk.co.kr/news/english/11174068 (дата обращения: 25.09.2025)

[22] Вклад малого бизнеса в науку // НИУ ВШЭ. – URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/968309166.pdf (дата обращения: 28.10.2025)

[23] Федеральный закон от 18.07.2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 28.10.2025)


Источники:

1. Быковская Ю.В., Иванова Л.Н., Сафохина Е.А. Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития // Вестник евразийской науки. – 2018. – № 5. – c. 6.
2. Крупнов Ю.А. О роли малого и среднего предпринимательства в экономике современной России // Вестник евразийской науки. – 2024. – № 1. – c. 8. – doi: 10.15862/09ECVN124.
3. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственная поддержка предприятий: бенефициары и эффекты // Вопросы экономики. – 2020. – № 3. – c. 63-83.
4. Яковлев А.А., Фрейнкман Л.М., Ершова Н.В., Агалян А.А. Оценка эффективности инструментов промышленной политики в России: новые подходы // ЭКО. – 2023. – № 2. – c. 60-83. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2023-2-60-83.
5. Рогова Е.М. Эффективность функционирования бизнес-инкубаторов как элемента спин-офф стратегии университетов // Инновации. – 2013. – № 10. – c. 58-63.
6. Рогова Е.М. Бизнес-инкубаторы как элементы системы технологического трансфера российских университетов // Инновации. – 2014. – № 7. – c. 53-58.
7. Яркова Т.М. Проблемы и перспективы малого и среднего предпринимательства в России // Креативная экономика. – 2024. – № 7. – c. 1667-1682. – doi: 10.18334/ce.18.7.121276.
8. Егорова Н.Е., Бушанский С.П. Роль малого бизнеса в реализации импортозамещающей стратегии развития российской экономики // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2024. – № 2. – c. 302-328. – doi: 10.17323/1813-8691-2024-28-2-302-328.
9. Урумов Т.Р. Доступ малых и средних предприятий к финансированию: новые возможности // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. – 2020. – № 3. – c. 44-50. – doi: 10.20542/afij-2020-3-44-50.
10. Рыкова И.Н., Уткин В.С. Оценка эффективности налоговых льгот: систематизация инвестиционных проектов и мер поддержки // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2013. – № 4. – c. 31-38.
11. Бикеева М.В., Иншаков В.А., Фадеева И.М. Административные барьеры развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия: материалы практического исследования // Статистика и Экономика. – 2020. – № 6. – c. 22-30.
12. Урумов Т.Р. Эффективность государственной финансовой поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – № 1. – c. 67-78.
13. Власов И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. – 2009. – № 9. – c. 22-27.
14. Куцури Г.Н., Костокова К.Р. Развитие инструментов государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 6-2. – c. 184-195. – doi: 10.17513/vaael.2876.
15. Хорунжий И.И. Прямое и косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности // Молодой ученый. – 2021. – № 33. – c. 61-62.
16. Якушев Н.О. Проблемы оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе // Вопросы территориального развития. – 2019. – № 4. – c. 2. – doi: 10.15838/tdi.2019.4.49.2.
17. Малышева Е.В. Развитие экспортного потенциала малых и средних предприятий как источник роста несырьевого неэнергетического экспорта РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 8. – c. 7-17.
18. Ивойлова И.В. Некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом и в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 9-1. – c. 94-100. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-9-1-94-100.
19. Морозко Нат. И., Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 1999. – № 1. – c. 31-40. – doi: 10.26794/1999-849X‑2021-14-1-31-40.
20. Морозко Н.И. Механизмы стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса в странах БРИКС // Общество: политика, экономика, право. – 2025. – № 1. – c. 82–88. – doi: 10.24158/pep.2025.1.10.
21. Ильина И.Е., Сергеева О.Л., Трачук О.В. Инновационный ваучер как инструмент стратегического планирования развития малого и среднего бизнеса: зарубежный // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2015. – № 4. – c. 38-48. – doi: 10.5862/JE.223.3.
22. Нарышкин А.А. Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта // Вестник МГИМО Университета. – 2021. – № 2. – c. 72-91. – doi: 10.24833/2071-8160-2021-2-77-72-91.
23. Земцов С.П., Баринова В.А. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к умной специализации // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – c. 65-81. – doi: 10.32609/0042-8736-2016-10-65-81.
24. Радыгин A., Энтов Р. «Провалы государства»: теория и политика // Вопросы экономики. – 2012. – № 12. – c. 4-30. – doi: 10.32609/0042-8736-2012-12-4-30.

Страница обновлена: 13.11.2025 в 21:47:14

 

 

Indirect measures of state support for small and medium-sized companies: foreign experience and opportunities for Russia

Konischev E.S., Kuzmina A.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
Small and medium-sized companies act as a key source of employment, competition, and technological renewal, but their development is hampered not only by a lack of financing but also by persistent non-financial barriers related to managerial competencies, technological and digital readiness to innovate in business processes, as well as the costs of initial entry into foreign markets. In this regard, the article aims to develop practical recommendations for improving indirect government support measures for small and medium-sized companies aimed at minimizing non-financial barriers. In order to develop practical solutions, the authors conducted a comparative analysis of foreign practices in three areas: the development of managerial and business skills and consulting infrastructure, technological renewal and digitalization, and promotion of exports and the development of new markets. As a result of the analysis, the authors systematized 17 best practices in the context of four macroregions – North America, Europe, Asia, Latin America and the Caribbean. Based on the findings, the authors have developed recommendations for improving measures of indirect support for Small and medium-sized companies, considering Russian institutional conditions.

Keywords: small and medium-sized companies, indirect support measures, consulting infrastructure, technological renewal and digitalization, export readiness

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финансового университета

JEL-classification: L26, M11, M21

References:

Bikeeva M.V., Inshakov V.A., Fadeeva I.M. (2020). ADMINISTRATIVE BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA: MATERIALS OF PRACTICAL RESEARCH. Statistika i Ekonomika. 17 (6). 22-30.

Bykovskaya Yu.V., Ivanova L.N., Safokhina E.A. (2018). SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN MODERN RUSSIA: THE STATE, PROBLEMS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT. Vestnik evraziyskoy nauki. 10 (5). 6.

Egorova N.E., Bushanskiy S.P. (2024). THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE IMPLEMENTATION OF THE IMPORT SUBSTITUTING STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY. The HSE Economic Journal. 28 (2). 302-328. doi: 10.17323/1813-8691-2024-28-2-302-328.

Ilyina I.E., Sergeeva O.L., Trachuk O.V. (2015). THE INNOVATIVE VOUCHER AS AN INSTRUMENT FOR THE STRATEGIC PLANNING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS: FOREIGN EXPERIENCE. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (4). 38-48. doi: 10.5862/JE.223.3.

Ivoylova I.V. (2021). SOME MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ABROAD AND IN RUSSIA. Economics and business: theory and practice. (9-1). 94-100. doi: 10.24412/2411-0450-2021-9-1-94-100.

Khorunzhiy I.I. (2021). Direct and indirect government regulation of business activities. The young scientist. (33). 61-62.

Krupnov Yu.A. (2024). ON THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE ECONOMY OF MODERN RUSSIA. Vestnik evraziyskoy nauki. 16 (1). 8. doi: 10.15862/09ECVN124.

Kutsuri G.N., Kostokova K.R. (2023). DEVELOPMENT OF INSTRUMENTS OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (6-2). 184-195. doi: 10.17513/vaael.2876.

Malysheva E.V. (2019). EXPORT POTENTIAL OF SMES AS A DRIVING FORCE OF NON-RESOURCE AND NON-ENERGY EXPORTS OF RUSSIA. Russian Foreign Economic Bulletin. (8). 7-17.

Morozko N.I. (2025). MECHANISMS FOR STIMULATING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE BRICS COUNTRIES. Society: politics, economics, law. (1). 82–88. doi: 10.24158/pep.2025.1.10.

Morozko Nat. I., Morozko N.I., Didenko V.Yu. (1999). FINANCIAL AND NON-FINANCIAL MEASURES TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN 2021 AND IN THE MEDIUM TERM. Economy. Taxes. Law. 14 (1). 31-40. doi: 10.26794/1999-849X‑2021-14-1-31-40.

Naryshkin A.A. (2021). Financial and non-financial support of export. Vestnik of MGIMO University. 14 (2). 72-91. doi: 10.24833/2071-8160-2021-2-77-72-91.

Radygin A., Entov R. (2012). Government Failures: Theory and Policy. Voprosy Ekonomiki. (12). 4-30. doi: 10.32609/0042-8736-2012-12-4-30.

Rogova E.M. (2013). THE EFFECTIVENESS OF BUSINESS INCUBATORS AS AN ELEMENT OF THE SPIN-OFF STRATEGY IN UNIVERSITIES. Innovations. (10). 58-63.

Rogova E.M. (2014). BUSINESS-INCUBATORS AS ELEMENTS OF THE TECHNOLOGICAL TRANSFER OF RUSSIAN UNIVERSITIES. Innovations. (7). 53-58.

Rykova I.N., Utkin V.S. (2013). ASSESSMENT OF TAX INCENTIVES EFFECTIVENESS: SYSTEMIZATION OF INVESTMENT PROJECTS AND SUPPORT MEASURES. The Journal of Finance. (4). 31-38.

Simachev Yu.V., Kuzyk M.G. (2020). STATE SUPPORT OF ENTERPRISES IN RUSSIA: BENEFICIARIES AND EFFECTS. Voprosy Ekonomiki. (3). 63-83.

Urumov T.R. (2017). EFFICIENCY OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF EXPORT ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESSES. Current problems of economics and law. 11 (1). 67-78.

Urumov T.R. (2020). ACCESS TO FINANCE FOR SMALL-AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN MODERN REALITY. Imemo ran. (3). 44-50. doi: 10.20542/afij-2020-3-44-50.

Vlasov I.P. (2009). State financial support for small and medium-sized businesses. Finance and credit. (9). 22-27.

Yakovlev A.A., Freynkman L.M., Ershova N.V., Agalyan A.A. (2023). THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF INDUSTRIAL POLICY INSTRUMENTS IN RUSSIA: A NEW APPROACH. Eco. (2). 60-83. doi: 10.30680/ECO0131-7652-2023-2-60-83.

Yakushev N.O. (2019). EVALUATION PROBLEMS OF EXPORT ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION. Territorial development issues. (4). 2. doi: 10.15838/tdi.2019.4.49.2.

Yarkova T.M. (2024). Problems and prospects of small and medium-sized businesses in Russia. Creative Economy. 18 (7). 1667-1682. doi: 10.18334/ce.18.7.121276.

Zemtsov S.P., Barinova V.A. (2016). The paradigm changing of regional innovation policy in Russia: from equalization to smart specialization. Voprosy Ekonomiki. (10). 65-81. doi: 10.32609/0042-8736-2016-10-65-81.