Дифференциация инструментов государственного регулирования как методологическая основа обеспечения сбалансированного развития региональных экономических систем

Смирнов Д.Ю.1
1 Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Дифференциация инструментов государственного регулирования представляет собой методологическую основу обеспечения сбалансированного развития региональных экономических систем в условиях их структурной, функциональной и институциональной гетерогенности. В статье обосновывается необходимость перехода от универсальных, унифицированных подходов к территориально-чувствительной политике, учитывающей специфику каждого типа региона. Подчеркивается, что неравномерность регионального развития, хотя и является естественным следствием рыночных механизмов, требует целенаправленного государственного вмешательства для предотвращения устойчивых диспропорций и социальной дезинтеграции. На основе анализа нормативно-правовой базы выявляется недостаточная проработанность механизмов вовлечения субъектов и муниципалитетов в реализацию стратегий регионального развития. Особое внимание уделяется роли межбюджетных трансфертов как инструмента выравнивания финансовых возможностей регионов и обеспечения их устойчивости. В работе предложена типология инструментов государственной поддержки, дифференцированная по категориям территорий, что позволяет повысить точность и эффективность регуляторного воздействия. Акцентируется значение сочетания прямых (налоговые льготы, субсидии, государственные закупки) и косвенных (денежно-кредитная политика, информационная поддержка) методов регулирования в зависимости от уровня развития и проблематики региона.

Ключевые слова: региональная экономическая система, сбалансированное развитие, государственное регулирование, региональная политика

JEL-классификация: R10, R19, P00



Введение

Дифференциация инструментов государственного регулирования выступает ключевым методологическим принципом обеспечения сбалансированного развития региональных экономических систем в условиях их структурной, функциональной и институциональной гетерогенности. Современная региональная экономика характеризуется выраженной асимметрией: одни территории демонстрируют высокую концентрацию инновационного и человеческого капитала, другие — хроническую зависимость от добычи невозобновляемых ресурсов, третьи — системную депрессивность, обусловленную утратой промышленного потенциала и оттоком населения [7].

Региональное экономическое развитие, как правило, характеризуется выраженной неравномерностью, что особенно заметно в контексте инновационно-ориентированной модели, существования инновационного монополизма и неоднородного распределения ресурсного потенциала в рамках региональных систем. В определенных пределах такая неравномерность может оказывать положительное влияние на экономическую динамику, способствуя усилению конкурентных процессов, более эффективному использованию ограниченных ресурсов и выступая в качестве естественного элемента рыночных механизмов, регулирующих экономическую деятельность [2;6;10;19;20].

Эффективное управление процессами регионального развития основывается на ряде основополагающих принципов, которые подлежат тщательному учету в правовой практике. Ключевое значение имеет признание потребности адаптации правовых норм к особенностям конкретного региона и муниципального образования, обусловленным географическим положением, различиями в объемах имеющегося социально-экономического потенциала и спецификой внутренней структуры, что диктует применение дифференцированных подходов к осуществлению государственной поддержки. Базовым постулатом выступает принцип субсидиарности, заключающийся в чётком распределении компетенций и ответственности между органами власти различного уровня. Применение целенаправленного стимулирования субъектов и муниципальных учреждений, проявляющих высокую активность в выполнении возложенных функций, создаёт предпосылки для смещения акцента государственной политики с универсальных мер на точечные, предусматривающие выбор инструментария и методик, специально приспособленных к различным типам регионов и присущим им уникальным характеристикам [12].

Научная новизна исследования заключается в систематизации и адаптации инструментария государственного управления к многообразию региональных контекстов на основе принципов субсидиарности и территориальной справедливости. Полученные выводы могут быть использованы при совершенствовании государственной региональной политики и разработке адаптивных моделей территориального развития.

Основная часть

Государственное регулирование в нашей стране осуществляется посредством ряда ключевых инструментов, среди которых важное место занимают методы прогнозирования социально-экономического развития, формирование стратегически ориентированных программ и применение нормативных правовых актов, обеспечивающих координацию процессов на региональном уровне. Процесс прогнозирования охватывает различные временные горизонты – от долгосрочного планирования до текущих перспектив, что позволяет эффективно предвидеть тенденции территориального роста и своевременно предпринимать необходимые шаги для оптимизации ресурсопользования, совершенствования социальных инфраструктурных объектов и повышения общего уровня благосостояния населения. Значительный вклад в создание методологической базы государственного прогнозирования внес Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Российской Федерации» [16].

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении основ государственной политики регионального развития в Российской Федерации на период до 2025 года» [14] сформулированы ключевые принципы, которые определяют стратегические подходы к управлению и организационные механизмы, направленные на социально-экономическое развитие как регионов, так и муниципальных образований. В данном документе акцентируется внимание на определении приоритетных направлений и целевых ориентиров, однако он не предоставляет достаточной ясности относительно механизмов вовлечения органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанный процесс, что оставляет открытым вопрос о содержании их полномочий и функциональной роли в данной области. В то же время, проводимая модернизация государственной политики указывает на постепенный переход от ранее доминирующей модели, основанной на централизованном распределении бюджетных средств, к новой структуре, которая поощряет самодостаточное и устойчивое развитие регионов на основе собственных ресурсов.

Традиционно исследование сбалансированности регионального развития осуществляется в контексте процедур бюджетирования и перераспределения государственных финансов, поскольку механизмы межбюджетных трансфертов выступают ключевым инструментом коррекции асимметрий, возникающих вследствие неравновесных явлений макрорегиональных уровнях. Межбюджетные трансферты выполняют двойственную функцию: они выравнивают финансовые возможности регионов и содействуют более справедливому распределению ограниченных ресурсов, создавая предпосылки для долгосрочного социально-экономического развития территории [1].

Размеры и временные горизонты предоставления бюджетных трансфертов устанавливаются на основании стратегических документов, разрабатываемых как федеральными органами власти, так и местными администрациями. Данные нормативные акты определяют направления финансовой поддержки и реализуются через программы стабилизации экономики, ориентированные на минимизацию рисков кризисных ситуаций и обеспечение стабильного поступательного движения отдельных регионов. Эффективность осуществления государственной региональной политики зависит от степени координации действий федерального центра и субнациональных уровней управления, обеспечивая синхронизацию усилий в направлении достижения целей сбалансированного и гармоничного развития. Следовательно, рациональное бюджетное планирование и продуманное распределение финансовых потоков являются важнейшими факторами, позволяющими реализовать стратегию сбалансированного развития региона.

Формирование и оптимальное управление финансовыми ресурсами региона требует детального учета процессуальных денежных потоков, характеризующих движение капитала внутри региона и за его пределами. Финансовые потоки целесообразно подразделять на внутренние и внешние, исходя из направлений перемещения финансовых ресурсов относительно основных участников финансово-экономической деятельности. Внутренняя циркуляция охватывает денежные взаимоотношения органов исполнительной власти, физических лиц и хозяйствующих субъектов, локализованных в пределах конкретной территории. Внешние же ресурсы поступают из внерегиональных источников, таких как межбюджетные трансферты и прочие виды притоков финансового характера [11].

Г.Г. Фетисов и В.П. Орешин делают вывод о том, что региональная бюджетная система выполняет ряд значимых функций, направленных на повышение общего благосостояния жителей региона путем оптимизации социальных расходов, поддержку справедливых механизмов распределения доходов, активизацию предпринимательской инициативы посредством инвестиционных вложений и содействие развитию благоприятных условий ведения бизнеса. Ключевую позицию в управлении этими процессами занимают местные органы власти, несущие ответственность за разработку, исполнение и контроль исполнения местных бюджетов, а также за регулирование операций по предоставлению финансовой помощи и выдаче займов из муниципальных фондов [17].

По мнению Э.В. Ситниковой, П.В. Сергеева инвестиционная стратегия региона нацелена на усиление инвестиционной динамики, привлечение иностранных капиталовложений и совершенствование инвестиционного климата. Успешное функционирование региона обеспечивается совокупностью материальных, технических, финансовых, экономических и институционально-инновационных потенциалов, каждый из которых играет важную роль в обеспечении эффективности социально-экономического развития. Для поддержания долговременной положительной динамики необходима четкая координация и гармонизация указанных компонентов, что достигается посредством целевого перераспределения ресурсов и выработки адекватной стратегии их оптимального применения [9].

Создание и утверждение сбалансированного государственного бюджета выступает фундаментальной задачей Министерства финансов Российской Федерации совместно с Правительством страны. Достижение сбалансированности бюджета приобретает решающее значение на всех иерархических уровнях финансовой системы государства, поскольку обеспечивает устойчивость национальной экономики и создает условия для успешного функционирования региональных и местных бюджетов благодаря механизмам межбюджетного регулирования. Основным условием, определяющим степень сбалансированности экономики на региональном уровне, служит структурная организация и эффективность функционирования бюджетной системы. Российская бюджетная система включает три ключевые составляющие: федеральный, региональный и муниципальные уровни, каждому из которых присуща задача сохранения внутренней сбалансированности собственных бюджетов [3]. Тем не менее ограничение объема доступных бюджетных средств порождает риски недостаточности финансирования важнейших социально-экономических инициатив и нарушений оптимальной структуры расходования бюджетных ассигнований, отрицательно сказываясь на финансовой надежности регионов. Нарушение баланса способно привести к перегруженности бюджетов чрезмерными затратами, преимущественно относящимися к непроизводственным сферам, таким как расходы на оборону и национальную безопасность.

Регулирование сбалансированного развития региональной экономической системы представляет собой многоуровневый процесс воздействия органов государственной власти и местного самоуправления на экономику региона, направленный на достижение устойчивого состояния, удовлетворяющего потребности текущего поколения и создающего возможность для удовлетворения потребностей будущих поколений. Оно включает комплекс мероприятий по формированию эффективной инфраструктуры, повышению социальной справедливости, экологической безопасности и обеспечению конкурентоспособности региона на внутреннем и международном рынках.

Эффективное регулирование сбалансированного развития региональной экономической системы предполагает применение комплекса методов и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления. Современные инструменты государственного регулирования в экономической сфере демонстрируют значительное расширение, охватывая как федеральный, так и региональный уровни управления. Научные публикации содержат обширную систематизированную классификацию видов и способов государственного регулирования социально-экономических процессов, предусматривающую учёт взаимодействия с механизмами корпоративного управления и элементами гражданской самоорганизации [5;8;13;15;18].

В целом, можно сделать вывод о том, что эффективное регулирование сбалансированного развития региональной экономической системы предполагает применение комплекса методов и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления. Среди них можно выделить инструменты прямого вмешательства и косвенного влияния [4].

Прямые методы предполагают непосредственное воздействие на субъекты рынка путём установления обязательных требований и ограничений, либо предоставления преференций отдельным категориям хозяйствующих субъектов. К ним относятся законодательные меры, направленные на установление правовых рамок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, налоговые льготы и субсидии, государственные закупки товаров и услуг, предоставление инфраструктурных объектов и земли для строительства и иных нужд.

Инструменты косвенного влияния включают меры денежно-кредитной политики, налоговую политику, таможенное регулирование, информационную поддержку и образовательные мероприятия. Косвенные методы воздействуют на поведение рыночных агентов, мотивируя их принимать решения, соответствующие целям и интересам государства и региона [Волкова]. Применение обоих типов инструментов позволяет повысить управляемость региональной системой, минимизировать негативные последствия рыночной конкуренции и стихийных колебаний спроса и предложения.

Научное изучение специфики включения принципов сбалансированного развития в российские региональные стратегии, систематизированное изложение используемых региональными властями методов и идентификация складывающихся закономерностей в формировании стратегических ориентиров базировались на традиционных исследовательских методологиях, предусматривающих применение структурно-логического, системного и компаративного анализов. Дополнительно проводится специализированный аналитический обзор документов стратегий социально-экономической направленности, разработанных и утвержденных органами власти субъектов Российской Федерации.

Комплекс мероприятий государственного вмешательства, направленных на эффективное управление пространственным развитием, который гармонично интегрируется в структуру взаимодействий и отношений, характерных для региональной экономической системы, учитывает присущую ей уникальную специфику и своевременно адаптируется к происходящим внутренним и внешним переменам. Важно подчеркнуть, что указанные мероприятия необязательно инициируются и осуществляются исключительно на региональном уровне исполнительной власти; они вполне могут являться компонентами федеральной стратегии, входить в систему межрегионального взаимодействия либо же представлять собой консолидированные действия муниципальных властей, подчиняющиеся единой совокупности целевых установок и нормативов поведения, предписываемых институтами разной организационно-функциональной принадлежности.

А.Г. Волкова и Н.Ю. Трещевская отмечают, что при определении оптимального набора форм и способов государственной поддержки пространственного развития первостепенную роль играет учет индивидуальных характеристик социально-экономического развития каждого конкретного субъекта, что включает анализ исторических традиций, географических особенностей, отраслевого профиля хозяйства, социокультурного контекста и иных значимых факторов, определяющих уникальность регионального устройства и динамику его эволюции [4].

Ключевым фактором, определяющим выбор набора форм и методов государственной поддержки, является уникальная специфика социально-экономического развития конкретных территорий.

Таблица – Сравнительная характеристика выбора комплекса форм и методов государственной поддержки социально-экономического развития территорий

Типология региональных экономических систем
Комплекс форм и методов государственного поддержки социально-экономического развития территорий
Старопромышленные районы
1. Предоставление налоговых преференций компаниям, инвестирующим прибыль в обновление производственных мощностей и техническое переоснащение предприятий, а в отдельных ситуациях – в проведение конверсии объектов оборонно-промышленной сферы или обратного перехода ранее реконвертируемых производств к исполнению государственного заказа оборонного назначения.
2. Финансирование и консультативная помощь по программам переподготовки трудовых ресурсов в тех случаях, когда высвобождение рабочей силы неизбежно или обусловлено позитивными сдвигами, вызванными научно-техническими преобразованиями и увеличением производительности труда.
3. Выделение специальных займов создающимся или модернизируемым производствам из централизованного бюджета.
4. Стимулирование добросовестной конкуренции, в частности, в сферах размещения государственных заказов и реализации общественно значимых инициатив.
Депрессивные территории
1. Государственные субвенции, в том числе на реализацию федеральных и региональных программ развития.
2. Создание специализированных фондов целевого назначения, ресурсы которых направляются исключительно на поддержку конкретных мероприятий и стратегий, способствующих экономическому росту региона и социальному развитию его населения.
3. Установление особых налоговых режимов и льгот, направленных на повышение налоговой базы посредством расширения экономической активности субъектов хозяйствования либо снижение налогового бремени бизнеса с перспективой увеличения доходной части регионального бюджета в долгосрочной перспективе.
Особые экономические зоны
1. Разработка мер государственной поддержки инновационных компаний, функционирующих в рамках особых экономических зон, включая внедрение инновационных решений, создание технопарков и реализацию механизмов венчурного инвестирования.
2. Оказание административного содействия и предоставление информационных услуг российским и зарубежным коммерческим структурам, вступающим в предпринимательскую деятельность внутри границ свободная экономических зон.
3. Обеспечение комплекса организационных мер, создающих условия для активизации внешнеторгового сотрудничества, усиления конкурентоспособности отечественной промышленности и продвижения отечественных товаров на международный рынок.
Территории, находящиеся в кризисном состоянии
1. Предоставление региональным субъектам исключительных привилегий, выражающихся в наделении особыми правами на эксплуатацию и распоряжение ресурсами, находящимися на подконтрольной территории, которые в иных обстоятельствах классифицируются как общегосударственное достояние страны, в частности – полезные ископаемые
2. Уменьшение норматива обязательной передачи валюты в федеральный бюджет от доходов, полученных регионами от экспорта товаров и услуг, с сохранением значительной доли полученной иностранной валюты в региональной казне.
3. Образование целевых внебюджетных фондов и реализация масштабных межрегиональных программ на федеральном уровне, направленные на интенсификацию комплексного социально-экономического развития отдельных территориальных единиц государства.
Источник: составлено автором на основе [4]

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что сбалансированное развитие региональных экономических систем в Российской Федерации невозможно без принципиального отказа от универсальных, «одноразмерных» подходов к государственному регулированию и перехода к дифференцированной стратегии, учитывающей структурную, институциональную и социально-экономическую специфику каждого типа региона. Анализ выявил устойчивую гетерогенность территорий — от депрессивных и старопромышленных районов до особых экономических зон и кризисных территорий, — что требует применения инструментария государственного воздействия под конкретные условия и вызовы. Эффективность региональной политики напрямую зависит от степени адаптации правовых, финансовых и административных механизмов к локальным контекстам, включая географическое положение, отраслевую структуру экономики, демографическую динамику и уровень институциональной зрелости. Ключевую роль в выравнивании межрегиональных диспропорций продолжают играть межбюджетные трансферты, однако их потенциал ограничивается недостаточной прозрачностью критериев распределения и слабой увязкой с долгосрочными стратегиями развития.

Предложенная в статье типология инструментов государственной поддержки — от налоговых преференций и целевых фондов до особых административных режимов и программ переквалификации — демонстрирует возможность целенаправленного, «точечного» регулирования, способного стимулировать внутренние ресурсы территорий. При этом особую значимость приобретает синергия прямых и косвенных методов регулирования, позволяющая не только корректировать рыночные сбои, но и формировать устойчивые предпосылки для саморазвития регионов.

Успешная реализация дифференцированного подхода предполагает не только совершенствование нормативно-правовой базы, но и усиление аналитического потенциала региональных органов власти, способных к диагностике локальных проблем и проектированию адекватных решений. В долгосрочной перспективе переход к территориально-чувствительной политике может стать основой для формирования устойчивой, инклюзивной и инновационно ориентированной модели регионального развития. Таким образом, дифференциация инструментов государственного регулирования выступает не просто методологическим приёмом, а необходимым условием обеспечения экономической устойчивости, социальной справедливости и пространственной сбалансированности национальной экономики.


Источники:

1. Арлашкин И.Ю. Межбюджетные инструменты стимулирования регионального экономического роста в России // Финансовый журнал. – 2020. – № 6. – c. 54-68. – doi: 10.31107/2075-1990-2020-6-54-68.
2. Батракова Л.Г. Региональное развитие в догоняющей инновационной экономике России // Социально-политические исследования. – 2021. – № 3(12). – c. 37-55. – doi: 10.20323/2658-428X-2021-3-12-37-55.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901714433 (дата обращения: 12.10.2025).
4. Волкова А.Г., Трещевская Н.Ю. Формы и методы регулирования социально-экономического развития регионов: практика и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 3. – c. 59-64.
5. Круглякова В.М., Трещевский Ю.И., Бредихин В.В. Развитие текстильной промышленности в контексте согласования национальной, отраслевой и региональных стратегий // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2017. – № 1(367). – c. 60-67.
6. Прокопенко З.В. Система устойчивого регионального развития и основы её формирования: концептуальный аспект // Интернет-журнал Науковедение. – 2017. – № 6. – c. 32.
7. Бухвальд Е.М., Булыгина Н.И., Кольчугина А.В. Пространственное развитие российской экономики: закономерности и государственное регулирование. / Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2020. – 99 c.
8. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Региональная кластерная политика : концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение. / Монография. - М.: Русайнс, 2015. – 168 c.
9. Ситникова Э.В., Сергеев П.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона в решении проблем его устойчивого сбалансированного развития // Регион: системы, экономика, управление. – 2013. – № 4(23). – c. 145-146.
10. Скрипник О.Б. Неравномерность регионального развития России: проблемы и пути их решения // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы Четвертого Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. Тюмень, 2023. – c. 216-220.
11. Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н., Трынов А.В. Оптимизация управления финансовыми потоками на основе оценки региональных мультипликативных эффектов // Экономика региона. – 2015. – № 4(44). – c. 323-335. – doi: 10.17059/2015-4-25.
12. Арапов С.В., Курочкина А.А., Петрова Е.Е. Теоретические и методологические основы регионального управления. / Учебное пособие для аспирантов. Направление подготовки 38.06.01 «Экономика». - Санкт-Петербург: РГГМУ, 2022. – 444 c.
13. Трещевский Ю.И., Круглякова В.М. Современная практика государственного регулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ: общее и особенное // Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – № 3. – c. 32-44.
14. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития на период до 2025 года». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641 (дата обращения: 11.10.2025).
15. Управление изменениями в современных компаниях. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 263 c.
16. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 Н 115-ФЗ. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8100 (дата обращения: 11.10.2025).
17. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. / Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2022. – 416 c.
18. Мамедов О.Ю., Чекмарев В.В. Экономическое развитие регионов России. / Монография. - Кострома: КГУ, 2016. – 332 c.
19. Bennett R.J. Environment and Planning, Volume 3, Chapter 1, Reflections on “Government and Politics”. - London: Sage, 2012. – 540 p.
20. Wolfe D. A. Civic Governance, Social Learning and the Strategic Management of City-Regions. / In book: Creating Competitiveness: Entrepreneurship and Innovation Policies for Growth. - Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2013. – 6-25 p.

Страница обновлена: 05.11.2025 в 12:37:36

 

 

Differentiation of state regulation tools as a methodological basis for ensuring balanced development of regional economic systems

Smirnov D.Y.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Volume 15, Number 11 (November 2025)

Citation:

Abstract:
Differentiation of state regulation tools is a methodological basis for ensuring the balanced development of regional economic systems in the context of their structural, functional and institutional heterogeneity. The article substantiates the need to move from universal, unified approaches to a geographically sensitive policy that takes into account the specifics of each type of region. It is emphasized that the uneven regional development, although it is a natural consequence of market mechanisms, requires targeted government intervention to prevent persistent imbalances and social disintegration. Based on the analysis of the regulatory framework, insufficient elaboration of mechanisms for involving constituent entities and municipalities in the implementation of regional development strategies is revealed. Special attention is paid to the role of inter-budget transfers as a tool for equalizing the financial capabilities of regions and ensuring their sustainability. The article proposes a typology of state support tools, differentiated by categories of territories, which makes it possible to increase the accuracy and effectiveness of regulatory impact. The importance of combining direct (tax incentives, subsidies, and public procurement) and indirect (monetary policy and information support) regulatory methods, depending on the level of development and the problems of the region, is emphasized.

Keywords: regional economic system, balanced development, state regulation, regional policy

JEL-classification: R10, R19, P00

References:

Change management in modern companies (2018). M.: INFRA-M.

Arapov S.V., Kurochkina A.A., Petrova E.E. (2022). Theoretical and methodological foundations of regional management Saint Petersburg: RGGMU.

Arlashkin I.Yu. (2020). Intergovernmental fiscal instruments for stimulating regional economic growth in Russia. The Journal of Finance. 12 (6). 54-68. doi: 10.31107/2075-1990-2020-6-54-68.

Batrakova L.G. (2021). Regional development in Russia's catching up innovation economy. Sotsialno-politicheskie issledovaniya. (3(12)). 37-55. doi: 10.20323/2658-428X-2021-3-12-37-55.

Bennett R.J. (2012). Environment and Planning, Volume 3, Chapter 1, Reflections on “Government and Politics” London: Sage.

Bukhvald E.M., Bulygina N.I., Kolchugina A.V. (2020). Spatial development of the Russian economy: patterns and government regulation M.: Institut ekonomiki RAN.

Fetisov G.G., Oreshin V.P. (2022). Regional economics and management Moscow: INFRA-M.

Kruglyakova V.M., Treschevskiy Yu.I., Bredikhin V.V. (2017). Development of the textile industry in the context of coordination national, industry and regional strategy. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Tekhnologiya tekstilnoy promyshlennosti. (1(367)). 60-67.

Mamedov O.Yu., Chekmarev V.V. (2016). Economic development of Russian regions Kostroma: KGU.

Prokopenko Z.V. (2017). System of sustainable regional development and basis of its formation: conceptual aspect. Naukovedenie. 9 (6). 32.

Risin I.E., Treschevskiy Yu.I. (2015). Regional cluster policy : conceptual, methodological and instrumental support M.: Rusayns.

Sitnikova E.V., Sergeev P.V. (2013). Investment potential and investment risk as main components of investment appeal of the region. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (4(23)). 145-146.

Skripnik O.B. (2023). Uneven regional development of Russia: problems and ways to solve them Economic security of the country, regions, and organizations of various types of activity. 216-220.

Tatarkin D.A., Sidorova E.N., Trynov A.V. (2015). Optimization of financial flow management based on estimates of regional multiplicative effects. Economy of the region. (4(44)). 323-335. doi: 10.17059/2015-4-25.

Treschevskiy Yu.I., Kruglyakova V.M. (2010). Modern experience of state regulation of investment activity in regions of Russian Federation: general and specific. Modern economy: problems and solutions. (3). 32-44.

Volkova A.G., Treschevskaya N.Yu. (2019). Forms and methods of regulation of socio-economic development of regions: practice and prospect of development. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (3). 59-64.

Wolfe D. A. (2013). Civic Governance, Social Learning and the Strategic Management of City-Regions Cheltenham: Edward Elgar Publishing.